Дело № 2а-2858/17
Решение
именем Российской Федерации
«25» апреля 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Емшанова И.С.,
при секретаре Хорешко О.В.,
с участием представителя УМВД России по Амурской области Лескова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авакян С. А. об оспаривании решения Управления МВД России по Амурской области от 26 октября 2016 года об отказе в реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Авакян С.А. обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование указав, что 26 октября 2016 года Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области было принято решение об отказе в реабилитации его отцу Авакян А. А. по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 4 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
С данным отказом административный истец не согласен по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 4 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения, за исключением тех, кто впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе Красной Армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления.
Авакян А.А. действительно находился на службе в специальном формировании немецко-фашистских войск, работал на сооружении рубежей и дорог, рыл окопы, натягивал проволочные препятствия, однако участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения не принимал.
На основании изложенного просит суд признать незаконным решение Управления МВД России по Амурской области от 26 октября 2016 года об отказе в реабилитации в отношении его отца Авакян А. А., 1923 года рождения.
В судебном заседании представитель УМВД России по Амурской области требования административного истца не признал. Полагал, что правовых оснований для реабилитации отца заявителя не имеется, поскольку высылка Авакян А.А. на спецпоселение была произведена не по политическим мотивам, а как наказание за службу в немецкой армии, в связи с чем он реабилитации не подлежит.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, административный истец Авакян С.А. является сыном Авакян А. А., 1923 года рождения, который состоял на учете спецпоселения Селемджинского района за службу в армии противника в годы Великой Отечественной войны на основании постановления ГОКО № 9871-с от 18 августа 1945 года.
Административный истец обратился в УМВД России по Амурской области по вопросу реабилитации его отца Авакян А.А. в связи с применением к нему политических репрессий в административном порядке.
Письмом № 3/162702227748 от 26 октября 2016 года УМВД России по Амурской области сообщило заявителю о том, что Авакян А.А. отказано в реабилитации на основании части 2 статьи 4 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
Не согласившись с указанным решением, Авакян С.А. обратился в суд с настоящим административным иском.
Рассматривая требования административного истца по существу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Реабилитации в силу пункта «в» статьи 3 названного Закона подлежат лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод.
Согласно пункту «а» части 1 статьи 4 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» не подлежат реабилитации лица, перечисленные в статье 3 настоящего Закона, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении такого преступления как измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия.
Кроме того, как предусмотрено частью 2 статьи 4 данного Закона не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения, за исключением тех, кто впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе Красной Армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте «в» статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел.
Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан (статья 7 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»).
Из заключения старшего специалиста отдела оперативного учета, специальных фондов и реабилитации жертв политических репрессий Войтенко Е.А., утвержденного начальником УМВД России по Амурской области 26 октября 2016 года, следует, что Авакян А.А. реабилитации не подлежит, поскольку с 25 марта 1944 года по 5 мая 1945 года находился на службе в немецкой армии - 674 батальоне, принимал присягу, получал обмундирование, работал на сооружении рубежей и дорог, рыл окопы, натягивал проволочные препятствия.
Указанные выводы органа внутренних дел, послужившие основанием для отказа в выдаче административному истцу справки о реабилитации его отца, подтверждаются материалами из архивного личного дела спецпоселенца № 8377 Авакян А.А.
Так, в ходе опроса Авакян А.А., 1923 года рождения, проведенного 19 ноября 1945 года старшим уполномоченным отряда «Смерш», было установлено, что Авакян А.А. служил в действующей Сибирской дивизии Красной Армии рядовым, с 26 января по 2 февраля 1944 года находился в окружении в районе ст. Липовец Виницкой области, где 2 февраля 1944 года попал в плен к немцам. После пленения был зачислен в 674 батальон немецкой армии в качестве рядового, принял присягу, получил форменное обмундирование и оружие. На службе у оккупантов находился с 25 июня 1944 года по 5 мая 1945 года, был освобожден из лагеря английскими войсками.
Согласно протоколу допроса от 13 июня 1946 года Авакян А.А. на заданные ему вопросы пояснил, что номер части, в которой служил, точно назвать не может, поскольку находился в ней около месяца, возможно 674 батальон. В период службы рыл окопы, танковые рвы, натягивал проволочные препятствия. Являлся солдатом этой войсковой части и выполнял все как солдат немецкой армии с апреля по май 1945 года.
Из справки зам. начальника Селемджинского РО МВД от 14 апреля 1949 года следует, что в соответствии с постановлением ГОКО № 9871 от 18 августа 1945 года и директивы МВД СССР № 97 от 20 апреля 1946 года Авакян А.А. (категория учета - «Власовец») как изменник родины, служивший в воинских формированиях противника в период Отечественной войны, 6 декабря 1946 года направлен на специальное поселение в Селемджинский район Амурской области сроком на 6 лет.
Постановлением ст. оперуполномоченного Селемджинского РО МГБ от 25 августа 1952 года Авакян А.А. был освобожден со спецпоселения по отбытии срока выселения, ему под расписку объявлено о запрете проживания в режимных местах.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Авакян А.А. поступил на службу в немецко-фашистский батальон рядовым, принял присягу, получил оружие и обмундирование по форме немецкого солдата, то есть добровольно выполнял функции военного служащего немецко-фашистских войск.
Материалы дела не содержат доказательств того, что меры принуждения в отношении Авакян А.А. носили политический характер, то есть были применены к лицу, признанному социально опасным для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.
Согласно пункту 22 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного Приказом МВД России от 23 ноября 2011 года № 1165, основаниями для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий являются отсутствие: правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий (п. 22.1.); архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке (п. 22.2.); политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу (п. 22.3.).
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что предусмотренных статьей 3 Закона о реабилитации оснований для признания отца административного истца Авакян А.А. подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации у органа внутренних дел не имелось, в связи с чем оспариваемое решение Управления МВД России по Амурской области от 26 октября 2016 года об отказе в реабилитации является законным и обоснованным, прав административного истца не нарушает.
На основании вышеизложенного, административный иск Авакян С.А. подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Авакян С. А. об оспаривании решения Управления МВД России по Амурской области от 26 октября 2016 года об отказе в реабилитации, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2017 года
Председательствующий Емшанов И.С.