Дело № 2-2761/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2014 года г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Л.В.
при секретаре Душевской К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой И.И. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области о признании права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Петрова И.И. обратилась в суд с иском к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области о признании права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что Петрова И.И. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы. Распоряжением Администрации Пустошкинского района от 20.01.2012 года №33 истец была признана нуждающейся в жилом помещении. Однако решением комиссии при Администрации Псковской области от 28.06.2012 года в выдаче субсидии ей было отказано в связи с отсутствием законных оснований для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим ее право на улучшение жилищных условий. Полагает, что она имеет право на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, поскольку в настоящее время проживает в жилом помещении, которое межведомственной комиссией при Администрации Пустошкинского района признано непригодным для проживания. Ранее истец проживала в квартире по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Л., д.***, кв. ***. Данное жилое помещение было приватизировано, отказ Петровой И.И. от участия в приватизации был обусловлен тем, что она в силу возраста и состояния здоровья не могла осуществлять действия по подаче необходимых документов в регистрационные органы. Последующая продажа квартиры в г. Санкт – Петербурге была произведена собственниками, на намерения которых она не могла повлиять.
Считает, что с ее стороны действий указывающих на намеренное ухудшение жилищных условий не имеется. По этим основаниям просит суд признать за Петровой И.И. право на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В судебное заседание истец Петрова И.И. не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца – Савостьянова Е.В. в судебном заседании исковые требования Петровой И.И. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области исковые требования Петровой И.И. не признал. Указал, что Комиссией были рассмотрены документы Петровой И.И. и по результатам рассмотрения было принято решение об отказе в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилья, в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц администрации Пустошкинского района при постановке Петровой И.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации Псковской области иск не признал, указал, что действия Петровой И.И. об отказе от приватизации трехкомнатной квартиры в г. Санкт-Петербурге свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий, вследствие чего действия Администрации Пустошкинского района по постановке Петровой И.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не основаны на законе.
Представители 3-х лиц – Администрации Пустошкинского района и Территориального управления Пустошкинского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Петрова И.И. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы, что подтверждается удостоверением №6854240 от 01.07.2011 и справкой серии МСЭ – 111 №501611 от 05.12.2001 г. (л.д.10).
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
Европейский суд по правам человека указывает, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от 21 февраля 1986 года по делу James and Others).
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь ветеранам, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, принят Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, устанавливающий правовые гарантии социальной защиты ветеранов.
В соответствии со ст. ст. 15, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" определена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Законом Псковской области от 07.07.2006 года № 563-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» форма обеспечения жилым помещением определена в виде субсидии.
Согласно Положению о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006 года № 326, решение о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения принимается комиссией при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Установлено, что распоряжением Администрации Пустошкинского района от 20.01.2012 года № 33 Петрова И.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (л.д. 20).
Однако решением Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений от 29.06.2012 года Петровой И.И. было отказано в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием оснований в признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления.
Так, быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, а также определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из материалов дела следует, что Петрова И.И. зарегистрирована и проживает с 09.08.2011 года по адресу: Псковская область, П. район, дер. В. (л.д. 21).
Из акта обследования помещения Межведомственной комиссии при Администрации Пустошкинского района от 23 января 2014 года установлено, что по результатам обследования жилого помещения по адресу: Псковская область, П. район, дер. В., в котором проживает истец, комиссия пришла к выводу о том, что жилой дом непригоден для проживания.
Суд считает, что на момент издания Распоряжения Администрации Пустошкинского района от 20.01.2012 года № 33 Петрова И.И. являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку жилой дом в котором истец проживает признан непригодным для проживания, Петрова И.И. является ветераном Великой Отечественной войны, недвижимого имущества в собственности не имеет.
Не могут быть приняты во внимание доводы ответчиков о том, что Петрова И.И. намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Так, из материалов дела усматривается, что Петрова И.И. с семьей из четырех человек (она, дочь, двое внуков) с 04.06.1966 года по 04.07.2011 года была зарегистрирована в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью 55,3 кв.м. по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Л., д.***, кв. ***. Указанное жилое помещение на основании договора о передаче квартиры в собственность от 06.12.2010 года №1010470 была передана в общую долевую собственность С.Е., С.И., С.А.
На основании договора купли-продажи от 18.05.2012 года жилое помещение было продано, вследствие чего истец Петрова И.И. была вынуждена переехать на постоянное место жительство по адресу: Псковская область, П. район, дер. В..
Оценивая представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу о том, что доказательств намеренного ухудшения Петровой И.И. жилищных условий не представлено и судом не добыто. По мнению суда, сама истица каких-либо действий, которые могли быть расценены как намеренное ухудшение жилищных условий, не совершала, выезд из благоустроенного жилого помещения не зависел от ее воли, а явился следствием вынужденных обстоятельств и был обусловлен волей собственника жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Петрова И.И. относится к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно, требования истца о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилья подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196, 198, 199, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░., *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1941-1945 ░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ***2014 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.