Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2966/2014 ~ М-1574/2014 от 28.02.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2014 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи

с участием:

старшего помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора

представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК

при секретаре

Мороховец О.А.,

Коваленко Л.Н.,

Рыжиковой Г.В.,

Фастовенко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к кадастровому инженеру Мишутину С. А., администрации <адрес>, Зорину Ю. В. о признании незаконным межевого дела земельного участка, аннулировании в Государственном кадастре недвижимости сведений об этом земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Промышленный районный суд <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с исковым заявлением (впоследствии уточненным) к ФГБУ ФКП «Росреестра по СК» о признании незаконным межевого дела земельного участка, аннулировании в Государственном кадастре недвижимости сведений об этом земельном участке.

Из искового заявления следует, что решением собрания уполномоченных дачного некоммерческого объединения (далее - ДНТ) «<данные изъяты>» от дата. согласован выдел Зорину Ю.В. земельного участка л, площадью <данные изъяты> кв.м. из земельного участка, принадлежащего на праве коллективно-долевой собственности членам этого ДНТ.

дата Зорин Ю.В., действуя через представителя по доверенности, обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка для использования под дачу.

Распоряжением заместителя главы администрации <адрес>, руководителя комитета градостроительства администрации <адрес> от дата <данные изъяты>-р (далее - Распоряжение № <данные изъяты>р) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , определено его местоположение - <адрес>, ДНТ«<данные изъяты>», <адрес> л, категория земель, на котором он расположен - земли населенных пунктов и разрешенное использование земельного участка для ведения садоводства.

На основании межевого плана этого земельного участка, подготовленного дата кадастровым инженером Мишутиным С.А., представленного в орган кадастрового учета дата г., решением органа кадастрового учета (на тот период - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес>) от дата осуществлен его кадастровый учет. Впоследствии, решением кадастрового органа от дата осуществлен кадастровый учет изменений этого земельного участка в связи с уточнением почтового адреса <адрес>, ДНТ «<данные изъяты>. (исключена улица).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от дата государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен дата с присвоением ему кадастрового номера (далее - КН) .

Постановлением главы администрации <адрес> от дата (далее - Постановление № 1470) ЗоринуЮ.В. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. в ДНТ «<данные изъяты>», категория земель - земли населенных пунктов, согласно материалам межевания земельного участка, для ведения садоводства.

Как следует из Постановления № 1470, спорный участок предоставлен Зорину Ю.В. в порядке ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ). Основанием для принятия данного Постановления послужили, как в нем указано, заявление Зорина Ю.В. о предоставлении ему в собственность спорного участка, выписка из протокола собрания уполномоченных ДНТ «<данные изъяты>» от дата о выделе ему спорного участка из земельного участка, принадлежащего членам ДНТ на праве коллективно-долевой собственности; справка ДНТ от дата о членстве в ДНТ и принадлежности ему этого участка на праве собственности; постановление администрации <адрес> от дата «Об утверждении уточненных границ территории дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» в <адрес> (далее — Постановление № <данные изъяты> и межевой план спорного участка.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от дата спорный участок зарегистрирован на праве собственности за Зориным Ю.В., о чем дата в ЕГРП сделана запись регистрации №

Межевой план спорного участка, Постановление являются незаконными и не могли служить основанием для осуществления кадастрового учета этого участка и возникновения на него права собственности Зорина Ю.В. по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ) в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен такому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом такого некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Таким образом, правовое значение для разрешения вопроса о праве члена ДНТ приобрести земельный участок в собственность бесплатно является доказанность того, что земельный участок составляет территорию ДНТ; предоставлен этому ДНТ до вступления в силу Закона № 66-ФЗ, то есть до апреля 1998 года; предоставление земельного участка члену ДНТ осуществлено в соответствии с проектом организации и застройки территории ДНТ.

Согласно свидетельству о праве собственности на землю решением главы администрации <адрес> от дата за садоводческим товариществом «<данные изъяты>» в коллективно-долевую собственность закреплен земельный участок для садоводства площадью <данные изъяты> га. Иных правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление СТ«<данные изъяты>» (впоследствии преобразованному в ДНТ «<данные изъяты>») земельного участка большей площади до введения в действие Закона № 66-ФЗ, не имеется.

Спорный участок подлежал выделу из земельного участка, принадлежащего на праве коллективно-долевой собственности членам этого ДНТ, на что указано в выписке из протокола собрания уполномоченных ДНТ «<данные изъяты>» от дата г.

Постановлением ДНТ «<данные изъяты>» предоставлен в собственность земельный участок площадью 114249 кв.м. с кадастровым номером , относящийся к имуществу общего пользования ДНТ, и утверждены уточненные границы территории ДНТ, в которых ее площадь составила 833427 кв.м.

Принятие собранием уполномоченных ДНТ решения о выделе Зорину Ю.В. спорного участка (дата г.), его обращение в администрацию <адрес> года Ставрополя с заявлением о предоставлении этого участка в собственность (дата г.), имели место задолго до принятия администрацией <адрес> (дата г.), в связи с чем это Постановление не имеет правового значения ни при подготовке межевого плана спорного участка, ни при предоставлении его в собственность Зорину Ю.В.

Межевой план спорного участка, на основании которого осуществлен кадастровый учет этого участка, не содержит документов, предусмотренных п.п. 4 и 5 п. 23 Требований. По информациям комитета градостроительства администрации <адрес> от дата и от дата в установленном законом порядке проект организации и застройки территории ДНТ «<данные изъяты>» до настоящего времени не согласовывался и не утверждался.

Более того, в межевом плане на спорный участок прямо указано на образование его из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть из земель, которые не имеют статуса земельного участка с видом права: коллективно-долевая собственность, из которого согласно решению собрания ДНТ <данные изъяты>» от дата подлежал выделу спорный участок, и из которого он в силу ч. 4 ст. 11.4 ЗК РФ мог быть образован.

Имеющаяся в составе межевого плана схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , утвержденная Распоряжением № 536-р, подтверждает то обстоятельство, что фактический способ образования этого участка не соответствует требованиям ч. 4 ст. 11.4 ЗК РФ.

При осуществлении кадастрового учета спорного участка в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о его местоположении- на территории ДНТ «<данные изъяты>», отнесении его к категории земель населенных пунктов и разрешенном виде использования участка- для ведения садоводства.

Между тем, спорный участок расположен на земельном участке земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном законодательством порядке до вступления в силу Закона о кадастре с присвоением ему кадастровым номером . Данное обстоятельство подтверждается решением органа кадастрового учета - филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от дата о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, согласно которому при внесении в ГКН геоданных уточняемых обособленных земельных (лесных) участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером , выявлены пересечения с земельными участками, в том числе с земельным участком с кадастровым номером , то есть со спорным участком.

Просит суд признать незаконным межевой план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ДНТ«<данные изъяты>», <адрес> л, подготовленный дата кадастровым инженером индивидуальным предпринимателем Мишутиным С.А., представленный в орган кадастрового учета дата для постановки земельного участка на кадастровый учет. Признать незаконным решение ФГУ«Земельная кадастровая палата» по <адрес> от дата об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, ДНТ «<данные изъяты>», <адрес> л. Признать незаконным решение ФГУ«Земельная кадастровая палата» по <адрес> от дата об осуществлении кадастрового учета изменений этого земельного участка в связи с уточнением его почтового адреса. Обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, ДНТ «<данные изъяты>», л. Признать отсутствующим право собственности Зорина Ю.В. на земельный участок площадью 876 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, ДНТ «<данные изъяты>», л. Аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации от дата о праве собственности Зорина Ю.В. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, ДНТ «<данные изъяты>», л. Истребовать земельный участок площадью 876 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, ДНТ «<данные изъяты>», л, из чужого незаконного владения Зорина Ю.В.

Впоследствии истец Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор уточнил исковые требования, просил суд признать недействительным постановление главы администрации <адрес> от 13.10.2010 г. № 1470 «О предоставлении Зорину Ю. В. в собственность земельного участка л в дачном некоммерческом товариществе «<данные изъяты>». Признать отсутствующим право собственности Зорина Ю. В. на земельный участок площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «<данные изъяты>», 6 л, с назначением - земли населенных пунктов - для ведения садоводства. Аннулировать в Едином государственном реестре право на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации от дата о праве собственности Зорина Ю. В. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «<данные изъяты>», 6 л, с назначением - земли населенных пунктов - для ведения садоводства. Истребовать земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «<данные изъяты>», 6 л, из незаконного владения Зорина Ю. В. и передать его в распоряжение муниципального образования <адрес>. Признать незаконным межевой план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ДНТ «<данные изъяты>», <адрес> л, дата г., изготовленный кадастровым инженером индивидуальным предпринимателем Мишутиным С.А., представленный в орган кадастрового учета дата для постановки земельного участка на кадастровый учет. Аннулировать и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «<данные изъяты>

В судебном заседании старший помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Коваленко Л.Н., поддержала исковые требования, изложила доводы аналогичные, указанным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчики кадастровый инженер Мишутин С.А., Зорин Ю.В., представитель ответчика администрации <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица ФГБУ ФКП «Росреестра по СК», по доверенности Рыжикова Г.В., в судебном заседании возражала против исковых требований, представила письменные возражения, из которых следует, что По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, ДНТ «<данные изъяты>», земельный участок л был поставлен на государственный кадастровый учет дата и имеет следующие характеристики: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - для ведения садоводства, уточненная площадь - <данные изъяты> кв.м.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

дата в орган кадастрового учета поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости №

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом в данном случае (в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре) являлся межевой план от дата г., который и был предоставлен для постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка.

Форма межевого плана и требования к его оформлению утверждены Приказом Минэкономразвития России от дата (далее - Требования).

В силу закона орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о кадастре.

В связи с отсутствием нарушений, противоречий и несоответствий Закону о кадастре и Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. № 42 органом кадастрового учета было принято решение об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости № 2600/301/10-56357.

В соответствии с подпунктами 4, 5, 6, 7, и 8 пункта 23 Требований, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются в том числе: утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании; утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства; решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; вступившие в законную силу судебные акты.

При этом, если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 7 и 8 пункта 23 Требований, подлинники или копии таких документов включаются в состав приложения межевого плана, а включение в состав приложения межевого плана заверенных, в том числе и нотариально, копий документов не предусмотрено.

Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан в состав приложения межевого плана могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений и т.д.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с Требованиями представляемый в орган кадастрового учета межевой план на бумажном носителе должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера.

В случае если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, межевой план оформляется в форме электронного документа, заверенного электронной подписью подготовившего межевой план кадастрового инженера.

Таким образом, для подготовки межевого плана кадастровый инженер должен использовать документы, необходимые для проведения кадастровых работ, определенные п. 23 Требований (в том числе иные документы, устанавливающие распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении).

При этом, исходя из положений статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за внесение заведомо ложных сведений, в том числе и в межевой план, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, лицо, осуществляющее кадастровую деятельность, несет административную ответственность.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, извещенный надлежащим образом, не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, письменный отзыв, из которого следует, что считает доводы иска законными и обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Согласно статьям 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -ЛК РФ), статье 101 ЗК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий; лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от дата на территории <адрес> созданы 12 лесничеств, в том числе Ставропольское лесничество Ставропольского лесхоза, в границы которого включены Михайловское и Ставропольское участковые лесничества.

Лесохозяйственным регламентом ГУ «Ставропольское лесничество» леса в квартале 58,59,61 отнесены к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся к категории: лесопарковая часть ле­сов зеленой зоны, где произрастает 5197 деревьев.

Согласно части 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одно­временным использованием их при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. В соответствии со статьей 102 ЛК РФ зеленые зоны, лесопарковые зоны и городские леса входят в состав защитных лесов, имеющих функции защиты природных и иных объектов; в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ) установлен прямой запрет на размещение на землях лесного фонда садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, и на предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоря­жения своим имуществом.

Уточнив границы территории ДНТ «<данные изъяты>» площадью 833427 кв. м, в которую вопреки установленному п. 2 ст. 9 Закона № 201-ФЗ запрету включены земли лесного фонда (в том числе и присоединенный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером ), администрациями <адрес> и <адрес> при подготовке землеустроительной документации и предоставлении земельного участка Зорину Ю.В. в нарушение статьи 209 ГК РФ распорядилась имуществом (землями лесного фонда), принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, чем нарушила ее права как собственника земель лесного фонда.

Однако уточнение границ земельных участков регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) и отнесено к полномочиям органа кадастрового учета. В соответствии со статьей 23 данного Федерального закона учет изменений объекта недвижимости осуществляется этим органом в форме принятия соответствующего решения.

Таким образом, глава администрации Промышленного района, принимая решение в части предоставления в собственность земельного участка распорядился землями лесного фонда, в то время как изменение границ муниципального образования города Ставрополя не влечет за собой автомати­ческого изменения статуса земель лесного фонда.

Обязательность процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от дата по делу указал, что установление черты населенного пункта не может влиять на имущественные отношения сторон. Таким образом, даже в случае изменения категории земель собственник не утрачивает свои права, т.е. в настоящем случае распоряжение лесными землями, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляет уполномоченный орган.

В дело не представлены доказательства соблюдения порядка перевода земель из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

На основании материалов лесоустройства 1997 года, проведенного в соответствии с инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от дата , определяющей порядок установления границ лесопользования и составления лесоустроительных проектов и лесоустрои­тельной документации (действующей на тот момент), земли лесного фонда Ставропольского лесхоза, площадью 13561 га, находящиеся в административных границах <адрес>, дата поставлены на государственный кадастровый учет с кадастровым номером . Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от дата <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» материалы лесоустройства так же, как и материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке. Описание земельных участков лесного фонда, на основании которого осуществлен кадастровый учет, было изготовлено по материалам лесоустройства. В соответствии с частью 3 статьи 68 ЛК РФ при проведении лесоустройства местоположение границ лесничества, защитных лесов и лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Кроме того, согласно статье 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда относятся к землям, ограниченным в обороте, и не предоставляются в частную собственность.

Использование земель лесного фонда для ведения садоводства и дачного строительства ЛК РФ не предусмотрено.

В отношении земель лесного фонда на территории Ставропольского края, которые в силу закона являются федеральной собственностью, собственником является Российская Федерация, Глава администрации Промышленного района города Ставрополя не имеет полномочий по распоряжению земельными участками, входящими в состав земель лесного фонда.

Таким образом, министерство считает предоставление земельного участка в собственность Зорину Ю.Н., относящегося к имуществу общего пользования дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» в <адрес>, принятым за рамками полномочий, и несоответствующим нормам земельного и лесного законодательства.

Представители третьих лиц ДНТ «<данные изъяты>», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Государственного казенного учреждения «Ставропольское лесничество», комитет градостроительства администрации <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Сходя из положений ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. При этом, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Судом установлено, что решением собрания уполномоченных дачного некоммерческого объединения (далее - ДНТ) «<данные изъяты>» от дата. согласован выдел Зорину Ю.В. земельного участка л, площадью 876 кв.м. из земельного участка, принадлежащего на праве коллективно-долевой собственности членам этого ДНТ.

дата Зорин Ю.В., действуя через представителя по доверенности, обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка для использования под дачу.

Распоряжением заместителя главы администрации <адрес>, руководителя комитета градостроительства администрации <адрес> от дата (далее - Распоряжение № р) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , определено его местоположение - <адрес>, ДНТ«<данные изъяты>», <адрес> л, категория земель, на котором он расположен - земли населенных пунктов и разрешенное использование земельного участка для ведения садоводства.

На основании межевого плана этого земельного участка, подготовленного дата кадастровым инженером Мишутиным С.А., представленного в орган кадастрового учета дата г., решением органа кадастрового учета (на тот период - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес>) от дата осуществлен его кадастровый учет. Впоследствии, решением кадастрового органа от дата осуществлен кадастровый учет изменений этого земельного участка в связи с уточнением почтового адреса <адрес>, ДНТ «<данные изъяты>. (исключена улица).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от дата государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен дата с присвоением ему кадастрового номера (далее - КН)

Постановлением главы администрации <адрес> от дата ЗоринуЮ.В. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.м. в ДНТ «<данные изъяты>», категория земель - земли населенных пунктов, согласно материалам межевания земельного участка, для ведения садоводства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от дата спорный участок зарегистрирован на праве собственности за Зориным Ю.В., о чем дата в ЕГРП сделана запись регистрации №

Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ (в ред. 30.12.2008 г.) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон № 66-ФЗ) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Закона № 66-ФЗ предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления этого гражданина или его представителя. Этой же правовой нормой определен исчерпывающий перечень документов, подлежащих приложению к заявлению, в который входит описание местоположения земельного участка, подготовленное гражданином, и заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого этим гражданином.

Основанием регистрации права собственности Зорина Ю.В. на спорный участок послужило Постановление о предоставлении ему этого участка в собственность для ведения садоводства в ДНТ «<данные изъяты>».

Как следует из Постановления № 1470, спорный участок предоставлен Зорину Ю.В. в порядке ст. 28 Федерального закона от дата № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ). Основанием для принятия данного Постановления послужили, заявление Зорина Ю.В. о предоставлении ему в собственность спорного участка, выписка из протокола собрания уполномоченных ДНТ «<данные изъяты>» от дата о выделе ему спорного участка из земельного участка, принадлежащего членам ДНТ на праве коллективно-долевой собственности; справка ДНТ от дата о членстве в ДНТ и принадлежности ему этого участка на праве собственности; постановление администрации <адрес> от дата «Об утверждении уточненных границ территории дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» в <адрес> и межевой план спорного участка.

Согласно п. 4 ст. 14 Закона № 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения граждан такому объединению бесплатно предоставляется земельный участок. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

В соответствии со ст. 32 Закона № 66-ФЗ разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил. Такой проект подлежит утверждению органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.

Таким образом, в силу указанных положений Закона № 66-ФЗ юридическим документом, необходимым для определения местоположения спорного участка в ДНТ «<данные изъяты>», распределения его Зорину Ю.В. межевания и предоставления ей бесплатно в собственность является проект организации и застройки территории этого ДНТ. Однако разработанный и утвержденный установленном законом порядке проект организации и застройки территории ДНТ <данные изъяты>» отсутствует, что подтверждается письмами комитета градостроительства администрации <адрес> от дата и от дата .

Согласно свидетельству о праве собственности на землю решением главы администрации <адрес> от дата за садоводческим товариществом «<данные изъяты>» в коллективно-долевую собственность закреплен земельный участок для садоводства площадью 25,3 га и именно из него подлежал выделу спорный участок, на что указано в выписке из протокола собрания уполномоченных ДНТ «<данные изъяты>» от дата г.

Постановлением ДНТ «<данные изъяты>» предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , относящийся к имуществу общего пользования ДНТ, и утверждены уточненные границы территории ДНТ, в которых ее площадь составила <данные изъяты> кв.м.

В соответствии с абз. 11 ст. 1 Закона № 66-ФЗ имущество общего пользования - это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Согласно п. 4 ст. 14, п. 2 ст. 28 Закона № 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Таким образом, в силу указанных положений Закона № 66-ФЗ имущество общего пользования в виде земельного участка может находиться исключительно в собственности ДНТ и использоваться для обеспечения потребностей всех, а не отдельных, членов ДНТ.

В нарушение требований п. 4 ст. 28 Закона № 66-ФЗ к заявлению ЗоринаЮ.В. о предоставлении ей в собственность спорного участка не приложены описание земельного участка, заключение правления ДНТ«<данные изъяты>» о закреплении за ним земельного участка и подтверждения соответствия описания местоположения земельного участка местоположения участка, фактически им используемого.

Поскольку в отсутствие утвержденного в установленном законом порядке проекта организации и застройки территории ДНТ «Механизатор» допустимых доказательств тому, что спорный участок входит в территорию ДНТ«<данные изъяты>» не имеется, этот участок фактически находится на землях лесного фонда, являющихся в силу закона федеральной собственностью, ограниченных в обороте и запрещенных для ведения садоводства, следовательно, Постановление о предоставлении спорного участка в собственность Зорина Ю.В. для ведения садоводства принято должностным лицом неуполномоченного на распоряжение таким участком органа местного самоуправления, противоречит п. 4 ст. 28 Закона № 66-ФЗ, ст. ст. 6, 8, 12, 102 ЛК РФ, п. 5 ст. 27 ЗК РФ, п. 2 ст. 9 Закона № 201-ФЗ, нарушает имущественные права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (статья 1).

В силу положений статьи 22 указанного Федерального закона № 221-ФЗ, в состав необходимых документов для кадастрового учета документов включен межевой план.

На основании ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Частями 1, 3, 9 статьи 39 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 40 Федерального закона № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года).

Согласно Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (пункт 1.2 Инструкции).

Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 утверждены Требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).

В соответствии с п. 23 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий (п.п. 4), утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка при его образовании (п.п.5), утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства (п.п.6).

В силу п. 27 Требований, если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в п. п. 4, 5 п. 23 Требований, подлинники или копии таких документов подлежат включению в состав Приложения к межевому плану. Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан в состав Приложения могут быть включены извлечения из этого документа либо копия его отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений и т.д.

Согласно ст. 6, 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), ст. 101 Земельного кодекса (далее – ЗК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий; лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.

Пунктом 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ) установлен прямой запрет на размещение на землях лесного фонда садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, и на предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества.

В соответствии со ст. ст. 12, 102 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием их при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями; осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, запрещено.

Таким образом, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке л, расположенном в ДНТ «<данные изъяты>» и относящемся к землям населенных пунктов, не соответствуют его фактическому местоположению (на землях лесного фонда), а разрешенный вид использования участка (под садовый участок) определен с нарушением установленного п. 2 ст.9 Закона № 201-ФЗ запрета на размещение на землях лесного фонда садовых, огороднических и дачных участков. Постановка этого земельного участка на кадастровый учет с указанными уникальными характеристиками влечет выбытие его из состав земель лесного фонда, чем нарушаются имущественные интересы собственника этого участка - Российской Федерации; вовлекает этот участок в гражданский оборот как потенциальный объект гражданских прав, в частности права собственности; позволяет использовать его целях, не соответствующих установленному законом целевому назначению и полезным функциям защитных лесов; нарушает публичные интересы, в том числе право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Допущенные кадастровым инженером при подготовке Межевого плана нарушения Требований к подготовке межевого плана, противоречие Распоряжения № 125-р закону, что впоследствии и повлекло его отмену органом местного самоуправления, не могли быть выявлены органом кадастрового учета при осуществлении постановки указанного земельного участка на кадастровый учет, поскольку проверка использования при подготовке межевого плана документов, не включенных в Приложение к нему и соответствие документов, включенных в это Приложение, требованиям закона к полномочиям органа кадастрового учета Законом о кадастре не отнесено.

На основании ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» возможно аннулирование сведений и исключение из государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости, сведения о которых носили временный характер.

При указанных обстоятельствах, земельный участок л в ДНТ«<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленный Зорину Ю.В. подлежит снятию с кадастрового учета. Внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, имеющие указанные пороки, сведения о спорном участке являются несоответствующими действительности, в связи с чем, они подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе право отчуждать его в собственность другим лицам, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ ничтожная сделка недействительна независимо от такого признания ее судом.

В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Земельный участок, предоставленный Зорину Ю.В., расположен на землях лесного фонда, в связи с чем данная сделка нарушает охраняемые законом интересы Российской Федерации и право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, которая обеспечивается лесом, выполняющим защитные, климатообразующие функции.

В соответствии с со статьей 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок предоставлен Зорину Ю.В. незаконно, а все последующие действия, произведенные в отношении спорного земельного участка, в том числе действия по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет, государственной регистрации права, то и действия по отчуждению спорного земельного участка Зорину Ю.В. являются также незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 173, 193-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.

Признать недействительным постановление главы администрации <адрес> от дата «О предоставлении Зорину Ю. В. в собственность земельного участка № в дачном некоммерческом товариществе <данные изъяты>».

Признать отсутствующим право собственности Зорина Ю. В. на земельный участок площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «<данные изъяты>, с назначением - земли населенных пунктов - для ведения садоводства.

Аннулировать в Едином государственном реестре право на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации от дата о праве собственности Зорина Ю. В. на земельный участок площадью <данные изъяты>.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «<данные изъяты> 6 л, с назначением - земли населенных пунктов - для ведения садоводства.

Истребовать земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «<данные изъяты>», 6л, из незаконного владения Зорина Ю. В. и передать его в распоряжение муниципального образования <адрес>.

Признать незаконным межевой план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество «<данные изъяты>», <адрес> л, дата, изготовленный кадастровым инженером индивидуальным предпринимателем Мишутиным С. А., представленный в орган кадастрового учета дата для постановки земельного участка на кадастровый учет.

Аннулировать и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, дачное некоммерческое товарищество <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца.

Судья О.А. Мороховец

2-2966/2014 ~ М-1574/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра по СК
Зорин Юрий Васильевич
Другие
Администрация Промышленного района г. Ставрополь
ГКУ "Ставропольское лесничество"
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в СК
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
ДНТ "Механизатор"
Кадастровый инженер Мишутин С.А,
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Мороховец О.А.
Дело на сайте суда
promyshleny--stv.sudrf.ru
28.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2014Передача материалов судье
28.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2014Судебное заседание
09.04.2014Судебное заседание
23.04.2014Судебное заседание
20.05.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее