№2-3071/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.**. 2017 г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Э.В.,
при секретаре Федорчук Ю. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоновой Натальи Владимировны к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации, о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов
У С Т А Н О В И Л:
Антонова Н.В. обратился в суд с иском к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации, о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов в сумме 17 990 руб. 00 коп.
В обоснование иска указано, чтоАнтонова Н.В. является инвалидом №******* группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.
В 2017 году ей было выписано 5 льготных рецептов на лекарственный препарат О., лиофизат для приготовления суспензии для внутримышечного введения пролонгированного действия - 20 мг №1, в котором истица нуждается постоянно.
Однако рецепт серии №******* от **.**.2017 был обеспечен лишь **.**.2017.
В связи с задержкой отпуска лекарства в аптеке ГБУЗ ПО «Островская межрайонная больница» истице пришлось приобрести лекарство за свой счет, что бы не прерывать лечение.
На приобретение лекарства было потрачено 17 990 руб. 00 коп.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством обязанность по организации обеспечения населения лекарственными средствами возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации истица просит взыскать с ответчика понесенные ею убытки в связи с приобретением названного лекарственного препарата в общей сумме 17 990 руб. 00 коп.
Истица в судебном заседании поддержала иск, просила удовлетворить его по изложенным в иске основаниям.
Указала на то, что ей врачом-О. было рекомендовано лечение препаратом с наименованием О., который она получает с 2015. Укол делается ежемесячно через 28 дней. До мая 2017 года она по рецепту получила **.**.2017 укол, Однако **.**.2017 ей в аптеке не отоварили рецепт, а поставили его на отсроченное обслуживание.
В связи с этим ей пришлось самой купить **.**.2017 препарат. Лекарство ей купила сестра по ее просьбе в М.. **.**.2017 истице сделали укол. Рецепт истице отоварили только **.**.2017.
Представитель Ответчика-Госкомитет Псковской области по здравоохранению и фармации в судебное заседание не явился, возражения по иску не представил
Представитель ГБУЗ «Островская межрайонная больница» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 6.1Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 вышеуказанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулирование в сфере труда, социальной защиты населения,здравоохранения (пункт 5 статьи 6.3 этого же Федерального закона).
Указанный Порядок утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328.
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно пункту 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Лекарственные препараты для обеспечения льготных категорий граждан закупаются в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем проведения аукциона по МНН.
В 2016-2017 г.г. применялся перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 2885-р., в который включен препарат с международным непатентованным наименованием «О.».
Судом установлено, чтоАнтонова является инвалидом третьей группы и в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, куда включено обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача.
В ГБУЗ «Псковский областной онкологический диспансер» ей назначен препарат О. для приготовления суспензии для внутримышечного введения пролонгированного действия - 20 мг №1.
Согласно справке от **.**.2017, выданной истице комиссией врачей ГБУЗ «Островская межрайонная больница» Антонова Н.В. постоянно нуждается по состоянию здоровья в приеме препарата О. – 20 мг внутримышечно 1 раз в 28 дней (л.д. 9).
Данный препарат ей выписывался врачом по месту жительства ГБУЗ «Островская межрайонная больница». В упаковке препарат содержится 1 ампула для 1 укола, за год она должна получить не менее 12 упаковок препарата.
ГБУЗ «Островская межрайонная больница» входит в перечень учреждений и является Пунктом отпуска льготных лекарственных средств на территории Островского района.
В данном учреждении истица получала препарат по льготным рецептам.
Записи о выписанных рецептах, которые заполнялись больничным учреждением, и о полученных по ним лекарствам, которые заполнялись аптекой, вносились в карту гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету льготного отпуска лекарственных средств.
Как следует из материалов дела, **.**.2017 истице был выписан рецепт серия №******* на препарат О., лиофизат для приготовления суспензии для внутримышечного введения пролонгированного действия - 20 мг №1.
Как видно из данного рецепта, он в тот же день принят на обслуживание аптечным учреждением (запись на оборотной стороне рецепта), однако отоварен он был только **.**..2017, что следует из карты учета льготного отпуска лекарственных средств и из самого рецепта.
Согласно представленному больницей реестру рецептов так же видно, что истица обратилась в аптеку за лекарством **.**.2017, однако получила лекарство только **.**.2017.
Причем, цена полученного лекарства значительно дороже, чем цена лекарства, приобретенного истицей самостоятельно.
Таким образом, судом установлено, что своевременно истица не была обеспечена лекарством.
Поскольку предыдущий укол ей сделан был **.**.2017, то не позднее **.**.2017 ей необходимо было получить следующий укол.
Что бы не прерывать лечение истице пришлось самой приобрести **.**.2017 препарат – 1 упаковку в аптеке в г.М., что подтверждается представленными истицей кассовым и товарным чеками на 17990 руб.
Со слов истицы установлено, что данный укол ей сделан был **.**.2017.
Таким образом, суд считает, что сумма покупки Октреотида по чеку от **.**.2017 подлежит возмещению, поскольку, не купив его сама в аптечной сети, истица бы осталась без обеспечения препаратом вплоть до **.**.2017, что приостановило бы ее лечение и повлекло, несомненно ухудшение качества жизни больного, поскольку ей показано применение препарата 1 раз в 28 дней.
Суд принимает во внимание то, что лечение истицы должно быть непрерывным – 1 раз в 28 дней.
С учетом анализа представленных медицинских документов, из которых следует, что истица нуждается в лечении именно препаратом «О.», суд приходит к выводу, что отсутствие терапии необходимым препаратом приводит к ухудшению состояния её здоровья, нарушению международных норм и конституционных прав инвалида на лечение лекарством, необходимым для поддержания жизни и здоровья.
Таким образом,Антонова не была своевременно обеспечена жизненно необходимым лекарственным препаратом, в связи с чем, требования о взыскании расходов на приобретение лекарственного средства в размере 17990 рублей подлежат удовлетворению с учетом положений статей 15, 1064 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
Следовательно, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.
Осуществление на территории Псковской области, переданных в соответствии со ст. 4.1. Федерального закона № 178-ФЗ полномочий возложено на Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации (п.1,1, 2.2, 3.30 Положения о Госкомитете, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 года № 375).
Поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых Госкомитетом с фармацевтическими организациями, то, суд считает, что Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению и фармации допущено нарушение права истицы на получение бесплатно лекарственного препарата "О.», поскольку закупка указанного препарата не была произведена в необходимом количестве, с Госкомитета в пользуистицы подлежат взысканию расходы на приобретение препарата.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Антоновой Натальи Владимировны к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации, о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственного препарата удовлетворить.
Взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в пользуАнтоновой Натальи Владимировны расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата в сумме 17990 рублей.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено **.**.2017 г.
Председательствующий подпись Э.В.Кузнецова