Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2013 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Холоденко Н.А.,
при секретаре Герасименко О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 228/2013 по заявлению
Иванова Валерия Александровича об оспаривании решения
об исключении из списка получателей государственных жилищных сертификатов
с участием заявителя Иванова В.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения жилищно – бытовой комиссии Администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка получателей государственных жилищных сертификатов.
Свои требования истец обосновал тем, что является гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на получение жилья. В 2012 году был включен в список получателей государственных жилищных сертификатов. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № уведомлен об исключении из указанного списка. Считает решение жилищно-бытовой комиссии об исключении его из списка получателей государственных жилищных сертификатов незаконным, поскольку из зоны заражения не уезжал, проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без регистрации.
Заявитель Иванов В.А., в судебном заседании требования поддержал, подтвердив вышеизложенные обстоятельства. В обоснование требований дополнил о том, что проживал в <адрес>, в селе Карпиловка с 1987 по 1999 год постоянно. Выписался раньше чем выехал. Выехал в <адрес> в 1999 году. Выезжал только один раз, обратно в <адрес> не возвращался. Перед выездом в сельской администрации получил справку о том, что переселяется из загрязнения в <адрес>.
Представитель Администрации Серовского городского округа в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представителем Е.А. Крапивкиной, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен отзыв, в котором указано, что в случае если истец докажет отсутствие добровольного повторного переселения в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, то только тогда исключение из списка можно признать незаконным. Вопрос об удовлетворении исковых требований либо отказе в их удовлетворении оставляет на усмотрение суда, одновременно заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно указывал в своих решениях, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П).
Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).
В соответствии со статьей 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В соответствии с п.п. "е" п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п. 11 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; предоставление жилой площади нетрудоспособным гражданам, переселяющимся на жилую площадь в качестве членов семьи для совместного проживания, если в результате переселения возникает необходимость в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 7,8, ст. 17, Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ).
Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся после ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона. (ст. 22, Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Удостоверение серии АБ № выданное ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты по городу Серову и <адрес> свидетельствует о том, что Иванов В.А. является выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение из населенного пункта д.<адрес>, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Иванов В.А. имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно информации, предоставленной Карпиловской сельской администрацией <адрес> №а от ДД.ММ.ГГГГ, Иванов В.А., проживал и был прописан в д. Карпиловка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал без прописки.
ДД.ММ.ГГГГ Карпиловской сельской администрацией <адрес> Иванову В.А. выдана справка, из которой следует, что Иванов В.А. переселяется из д.<адрес>, относящейся к зоне с правом на отселение радиоактивного загрязнения с плотностью загрязнения от 05 до 15 ки на кв.км в чистую зону в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Иванов В.А. обратился с заявлением к Главе администрации <адрес>, Иванов В.А., как проживающий в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, в котором в связи с приездом из Чернобыльской зоны просил принять его с семьей состоящей из 6 человек на учет для улучшения жилищных условий.
Постановлением главы Серовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Иванов В.А. поставлен на учет на улучшение жилищных условий, как выехавший из зоны проживания с правом на отселение.
Из выписки протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищно-бытовой комиссии администрации Серовского городского округа, следует, что Иванов В.А., исключен из списка получателей государственных жилищных сертификатов в 2012 году, в связи с тем, что предоставленные Ивановым В.А., документы содержат информацию о том, что последний был зарегистрирован в деревне <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данный факт свидетельствует о добровольном повторном переселении в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, что в соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся, воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона, в частности, на обеспечение жилой площадью.
Как следует из Положения о жилищно-бытовой комиссии администрации Серовского городского округа, утвержденного постановлением администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №. комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, осуществляющим рассмотрение вопросов, отнесенных к его компетенции настоящим положением, иными правовыми актами (п. 2 раздела I Положения). Основными направлениями деятельности комиссии являются рассмотрение и формирование предложений по предоставлению по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, рассмотрение и подготовка предложений для принятия решений по вопросам в сфере жилищных отношений, не урегулированных законодательством Российской федерации, <адрес> и муниципальными правовыми актами. (раздел II Положения).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.
Администрацией Серовского городского округа не предоставлено суду доказательств, подтверждающих факт повторного переселения Иванова В.А. в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Из материалов дела не усматривается, что заявитель Иванов В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выезжал из зоны загрязнения, добровольно повторно переселялся в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения. Имеющиеся в деле, справка Карпиловской сельской администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ информация, предоставленная Карпиловской сельской администрацией <адрес> №а от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют о том, что заявитель проживал в деревне <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ, откуда выехал в <адрес>.
Заявителю Иванову В.А., меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме социальной выплаты на момент рассмотрения настоящего дела по существу не предоставлялись.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Администрацией Серовского городского округа не доказан факт добровольного повторного переселения заявителя Иванова В.А. в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, решение жилищно - бытовой комиссии администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованным и незаконным, а требования Иванова В.А., подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Иванова Валерия Александровича об оспаривании решения об исключении из списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов - удовлетворить.
Признать решение жилищно-бытовой комиссии Администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Иванова Валерия Александровича из списка получателей государственных жилищных сертификатов незаконным, обязать Администрацию Серовского городского округа восстановить Иванова Валерия Александровича в списке граждан - получателей государственных жилищных сертификатов.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Серовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Серовского районного суда Н.А. Холоденко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.