Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2018 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сутягиной К.Н., при секретаре Шестаковой А.В., с участием помощника Серовского городского прокурора Поповой Н.В., представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и третьего лица по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Валиховой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-367/2018 по иску
Серовского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к ООА СГО «Комитет по ЭТС и ЖКХ» о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов
У С Т А Н О В И Л:
Серовский городской прокурор, действуя защиту неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Серовского городского округа и Комитету ЭТС и ЖКХ о понуждению к ликвидации ряда несанкционированных свалок в течение 10-дневного срока. В обоснование исковых требований ссылаясь, что Серовской городской прокуратурой рассмотрена информация, размещенная на сайте в сети интернет газеты «Глобус» в статье «У нас все направлено на вымирание». Жители Ларьковки и Андриановичей просят помощи у депутатов Серова» от ДД.ММ.ГГГГ о местах несанкционированного размещения отходов, расположенных на выезде из <адрес>. На основании предоставленной выпускающим редактором газеты «Глобус» информации о местах несанкционированного размещения отходов на территории <адрес> и прилегающей территории и их фотографий, Серовской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр территории <адрес> и <адрес>, в ходе которого обнаружены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, состоящие из строительных отходов, отходов лесопроизводства, бытовых отходов, элементов мебели на территории следующих земельных участков: при выезде из <адрес> в сторону <адрес> городского округа Краснотурьинск вдоль обочины автодороги по правой стороне по направлению движения, протяженностью порядка 200 м.; за домом № по <адрес> по обе стороны дороги, протяженностью порядка 500 м.; за домом № по <адрес> в районе трансформаторной подстанции ОАО «МРСК Урала», а также непосредственно за указанным домом; в районе пересечения улиц Первомайская и Комсомольская <адрес>. С учетом уточненных требований просил понудить отраслевой орган администрации в лице Комитета ЭТС и ЖКХ организовать сбор и транспортировку твердых коммунальных отходов с последующим размещением и обезвреживанием с указанных мест в течение 30-дневного срока.
В судебном заседании помощник Серовского городского прокурора от исковых требований к ответчику администрации Серовского городского округа отказалась, в остальной части требования просила удовлетворить.
Представитель ответчика отраслевого органа администрации «Комитет ЭТС и ЖКХ»и одновременно третьего лица администрации Серовского городского округа в суде просила в удовлетворении требовании отказать, пояснив, что класс обнаруженных отходов не был определен, деятельность по обезвреживанию отходов является лицензированной, лицензии у органа местного самоуправления по транспортировке и размещению отходов определенного класса опасности не имеется.
Представитель третьего лица МП «Серовавтодор» в суде пояснила, что на основании муниципальных контрактов предприятие осуществляет работы по санитарной уборке свалок, включающие сбор ТБО и транспортировку с последующим размещением, обезвреживанием. Производственные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам не включены в муниципальный контракт, и оплате заказчиком не подлежат. Обязанность по уборке мест несанкционированного размещения отходов и санитарной уборке отходов с неустановленным 100% компонентным и химическим составом у предприятия отсутствует.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает уточненные исковые требования Серовского городского прокурора подлежащими удовлетворению.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").Согласно ст. 4 ч. 1 п. 12 Устава Серовского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 27 ч. 1 ст. 28 Устава к полномочиям администрации городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как следует из материалов дела, на сайте газеты «Глобус» в статье «У нас все направлено на вымирание» в которой жители Ларьковки и Андриановичей просят помощи у депутатов Серова» размещена информация о наличии несанкционированной свалки.
ДД.ММ.ГГГГ Серовской городской прокуратурой произведен осмотр территории <адрес> и <адрес>, в ходе которого обнаружены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, состоящих из строительных отходов, отходов лесопроизводства, бытовых отходов, элементов мебели и пр. на территории следующих земельных участков: при выезде из <адрес> в сторону <адрес> городского округа Краснотурьинск вдоль обочины автодороги по правой стороне по направлению движения, протяженностью порядка 200 м.; за домом № по <адрес> по обе стороны дороги, протяженностью порядка 500 м.; за домом № по <адрес> в районе трансформаторной подстанции ОАО «МРСК Урала», а также непосредственно за указанным домом; в районе пересечения улиц Первомайская и Комсомольская <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
П. 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о направленности положений действующего законодательства на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, их утилизация и переработка относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что организованные на территории Серовского городского округа несанкционированные свалки нарушают требования природоохранного законодательства, их размещение негативно влияет на окружающую среду, существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает жизни и здоровью человека, может привести к негативным последствиям.
Обязанность по организации системы обращения с отходами на территории муниципального образования Серовский городской округ, рационального сбора и быстрого удаления бытовых отходов с территории населенных мест, а также надлежащего контроля за функционированием данной системы, в частности, за своевременностью вывоза накопленных отходов, законом возложена на Администрацию городского округа. Реализацию вопросов местного значения администрация осуществляет через свои отраслевые органы, функции по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов выполняет отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» в силу Положения, утвержденного решением Серовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ Проведенной прокуратурой проверкой установлена ненадлежащая организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории <адрес>, что привело к образованию несанкционированных свалок на выезде из села. Договор на утилизацию мусора полученного от жителей и потребителей услуг в селе Андриановичи с организацией оказывающей данные услуги отсутствует. Таким образом, имеет место быть незаконное бездействие ответчика по невыполнению возложенных законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Поэтому требования о понуждении к исполнению обязанности подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Серовского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к ООА СГО «Комитет по ЭТС и ЖКХ» о ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.
Обязать отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения, организовать сбор и транспортировку твердых коммунальных отходов с последующим их размещением и обезвреживанием с места несанкционированного размещения отходов на территории следующих земельных участков:
- при выезде из <адрес> в сторону <адрес> городского округа Краснотурьинск вдоль обочины автодороги по правой стороне по направлению движения, протяженностью порядка 200 м.;
- за домом № по <адрес> по обе стороны дороги, протяженностью порядка 500 м.;
- за домом № по <адрес>ёжная <адрес> в районе трансформаторной подстанции ОАО «МРСК Урала», а так же непосредственно за указанным домом;
- в районе пересечения улиц Первомайская и Комсомольская <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 1 месяца, с даты изготовления решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы в Серовский районный суд.
В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К.Н. Сутягина