Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский
Свердловской области 30 июня 2015 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Попковой Н.В.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 952/2015 по иску Самковой Н.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Самкова Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок № № расположенный в коллективном саду № в <адрес> возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности. В обоснование заявленных требований указано, что (дата) между Самковой Н.Н. и Б был заключен договор купли – продажи земельного участка и садового домика, удостоверенный нотариусом А Право собственности продавца на земельный участок, садовый домик подтверждается свидетельством о праве собственности на землю, выданным (дата) Комитетом по земельной реформе г.Каменска – Уральского. С момента приобретения земельного участка и садового домика Самкова Н.Н. с согласия продавца единолично использовала земельный участок и домик по назначению, использовала его в соответствии с разрешенным использованием. Между сторонами договора купли – продажи было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор купли – продажи был исполнен сторонами, имущество передано от продавца к покупателю, договор кем – либо не оспорен. Договор купли – продажи земельного участка и садового домика не был зарегистрирован в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Действующим законодательством не предусмотрен срок, в течение которого стороны договора должны обратиться в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за государственной регистрацией договора и перехода права собственности. Поскольку договор купли – продажи земельного участка и садового домика был совершен в надлежащей форме, фактически исполнен, он является заключенным. Единственным препятствием к регистрации договора и перехода права собственности является смерть продавца, поскольку Б скончался (дата) Представитель истца обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на приобретенный по договору земельный участок, однако, в проведении государственной регистрации было отказано на основании п.5 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ссылаясь на положения ст.ст. 6, 131, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 2, 16, 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Самкова Н.Н. просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца Марущак С.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Чемезова О.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала. Суду пояснила, что в Управление Росреестра (дата). обратился Марущак С.Н., действующий по доверенности за Самкову Н.Н., с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок № №, расположенный в коллективном саду № в <адрес>. На государственную регистрацию был представлен договор купли – продажи земельного участка и садового домика от (дата) в соответствии с которым продавцом имущества является Б, покупателем – Самкова Н.Н. Одновременно была приложена копия свидетельства о смерти Б На основании ст.ст. 223, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 16, 19, 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» первоначально государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок была приостановлена, о чем в адрес истца было направлено уведомление, а в дальнейшем в государственной регистрации было отказано, о чем в адрес истца также направлено сообщение. Решение, принятое по заявлению Самковой Н.Н., соответствует требованиям закона. Представитель ответчика полагала, что истцом выбран неверный способ защиты своего права, поскольку в сложившейся ситуации Самкова Н.Н. вправе обратиться в суд с иском о признании договора купли – продажи заключенным, признании права собственности на объект недвижимости. В удовлетворении заявленных требований представитель ответчика просила отказать.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Буланова Т.К., ее представитель Березнева Л.О., действующая на основании устного заявления, против удовлетворения заявленных требований не возражали. Суду пояснили, что Буланова Т.К. является наследником по закону первой очереди после смерти Б Третьему лицу известно о заключении договора купли - продажи земельного участка между Самковой Н.Н. и Б, условия которого сторонами были исполнены. Истец в период жизни обращалась к Б по вопросу заполнения документов для государственной регистрации перехода права собственности, на что ей было предложено выяснить, какие именно документы необходимо заполнить. После этого Самкова Н.Н. к Б, а также к наследникам Б не обращалась.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Захарова Н.О., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась, представив письменное заявление с указанием о том, что против удовлетворения заявленных требований не возражает.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, третьего лица и ее представителя, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В статье 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту – Закон) приведены правовые основания для отказа в государственной регистрации прав, к числу которых относится не представление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно ст. 16 Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, (дата) между Б (продавец) и Самковой Н.Н. (покупатель) заключен договор купли - продажи земельного участка № с кадастровым номером № находящегося в коллективном саду № в районе <адрес>, предоставленного для ведения садоводства, и садового домика с кадастровым номером №, находящегося на указанном земельном участке со служебными постройками и сооружениями.
Как установлено судом и не оспаривается истцом, Б скончался (дата)
В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю от (дата) кадастровым паспортом земельного участка № №, расположенного в КСТ № № от (дата) собственником данного объекта недвижимости является Б
(дата). представитель истца Марущак С.Н., действующий на основании доверенности за Самкову Н.Н., обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок № на основании договора купли – продажи от (дата)
(дата). в адрес истца направлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности до (дата) на основании п.1 ст. 19 Закона, в соответствии с которым государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
В связи с отсутствием надлежащих документов, (дата) в соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в адрес заявителя направлено сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности в связи с отсутствием заявления продавца о регистрации перехода права собственности.
Из материалов наследственного дела, заведенного после смерти Б, следует, что (дата) Булановой Т.К., Захаровой Н.О., являющимся наследниками первой очереди по закону после смерти Б, выданы свидетельства о праве на наследства по закону.
В соответствии с п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно ст.ст. 17, 18 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина заключается в возможности иметь имущество на праве собственности, а также совершать любые не противоречащие закону сделки, которая возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью.
Статьями 1112, 1113, 1114, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку на момент разрешения вопроса о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли – продажи от (дата) правоспособность Б прекратилась в связи с его смертью, а принадлежавшее ему имущество вошло в состав наследственной массы, суд приходит к выводу о том, что регистрирующий орган имел основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права истца в сложившейся ситуации подлежат защите не путем возложения обязанности на регистрирующий орган произвести соответствующую регистрацию, а в порядке, предусмотренном п. 62 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", т.е. посредством заявления исковых требований о государственной регистрации перехода права собственности к универсальным правопреемникам продавца (его наследникам), и лишь при их отсутствии (в случае, если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности является отсутствие продавца) - к регистрирующему органу.
Доводы истца в обоснование заявленных требований о принятии земельного участка от продавца, о выполнении сторонами договора купли - продажи его условий подлежат проверке в рамках спора по иску Самковой Н.Н. к наследникам продавца земельного участка Б в случае, если истец воспользуется своим правом на предъявление соответствующего иска.
По изложенным основаниям в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Самковой Н.Н. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска – Уральского Свердловской области.
Судья Н.В. Попкова
Решение изготовлено в окончательной форме (дата).