Дело № 12-1310/2019
РЕШЕНИЕ
26 августа 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Вискулова В.В.,
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием заявителя Волошиной Е.В., защитника Скабелкина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Волошиной Е.В. на постановлениеГлавного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда по Амурской области от 10.07.2019 г. №7-3100-17-ОБ/65/5/5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
10.07.2019 г. в отношении Волошиной Е.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, согласно которому выплата окончательного расчета сотруднику ПА произведена не в полном объеме, в нарушение требований ст.ст. 138, 140 ТК РФ; оплата сверхурочной работы произведена в нарушение требований ч. 2 ст. 22, ст. 152 ТК РФ.
Постановлением Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда по Амурской области от 10.07.2019 г. №7-3100-17-ОБ/65/5/5 по делу об административном правонарушении Волошина Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Волошина Е.В. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указала, что ПА состоял в трудовых отношениях с Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области на основании трудового договора № 57 от 14.04.2010 г., в должности сторожа 1 разряда. Трудовой договор с ПА расторгнут на основании приказа от 09.01.2019 г. по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с 11.01.2019 г. Согласно представленным Управлением для проверки в Государственную инспекцию труда по Амурской области документам (расчета сверхурочных, перечня отпусков, графика отпусков, расчетных листков, табеля учета использования рабочего времени, расчета заработной платы, расчеты размера удержания за неотработанные дни отпуска), следует, что за январь 2019 г. при увольнении ПА начислено всего 15303, 65 рублей, из указанной суммы удержан НДФЛ в размере 1990 рублей. Сумма к выплате составила 13 313,65 рубля. В связи с чем, удержание, не превышающее 20 процентов в соответствии со ст. 138 ТК РФ, Управлением произведено с 13 313,65 рублей, которое составило 2 662,73 рубля. В связи с чем, начальником финансового отдела Управления не допущено нарушений положений ст.ст. 138, 140 ТК РФ. Проверяющий Государственной инспекции труда в Амурской области не правильно рассчитал сумму удержания из начисленных к выплате ПА денежных средств, сделав неправомерный вывод о превышении предельного размера удержаний (20 процентов). При этом в постановлении № 7-З100-17-ОБ/65/5/5 от 10.07.2019 г. не указан подробный и понятный расчет, на основании которого проверяющий определил превышение 20 процентов удержаний, не указана сумма, из которой необходимо производить удержание, а также сумма, которая не превышает 20 процентов, и которую должно было удержать Управление. Так, проверяющим установлено, что сумма удержаний, превышающая 20 процентов, составила 5 824,39 рублей, которая состоит из суммы удержанного НДФЛ 1 417 рублей и удержания за неотработанные дни отпуска 4 407,39 рублей. Однако проверяющий не учел, что удержание 20 процентов производится из суммы начислений за вычетом НДФЛ. Таким образом, сумма 1 417 рублей является налогом и не является ни суммой удержания как такового, ни суммой, учитываемой в общей сумме, из которой работодателем должно производиться удержание. Сумма 4 407,39 рублей - это не сумма удержаний при окончательном расчете ПА, а сумма выплаченного ранее (04.05.2018 г.) ПА аванса за ежегодный оплачиваемый отпуск за период работы с 14.04.2018 г. по 13.04.2019 г., то есть, в том числе за неотработанный ПА период времени с 12.01.2019 г. по 13.04.2019 г. Данное обстоятельство подтверждается приказом Управления № 52д от 25.04.2018 «О предоставлении отпуска», а также приказом о расторжении трудового договора № Зл/с от 09.01.2019 г. Таким образом, проверяющий признал удержанием сумму, которая не была удержана с начислений ПА, а выплачена ему в 2018 году авансом за неотработанный период времени, которая фактически является задолженностью ПА перед Управлением, и в погашение которой в пределах 20 процентов и была удержана сумма 2 662,39 рублей. Задолженность ПА перед Управлением, превышающая 20 процентов, которую Управление не может взыскать в силу положений ст. 138 ТК РФ, составляет 1171,66 рублей. В связи с чем вывод проверяющего о расчете ПА не в полном объеме, в нарушение ст. 138, 140 ТК РФ, не основан на доказательствах, имеющихся в материалах проверки.
Также Волошина Е.В. не согласна с выводом Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции Труда в Амурской области о нарушении ч. 2 ст. 22, ст. 152 ТК РФ, выразившемся в неоплате ПА сверхурочной работы за 2018 г. в размере 214,44 рублей. На основании табелей учета рабочего времени, расчетных листков за 2018 г., счетов сверхурочной работы, проверяющими установлено, что за 2018 год ПА выполнена сверхурочная работа в количестве 22 часов. Начисление сверхурочной работы за 2018 год произведено только в марте 2019 г. в размере 1227,24 рублей. К выплате полагалась сумма в размере 1068,24 рублей. Выплата сверхурочной работы произведена на основании платежного документа от 06.03.2019 г. размере 853,80 рублей. На основании изложенного, проверяющий пришел к выводу о том, что оплата сверхурочной работы в размере 214,44 рублей (1068,24 - 852,80) не произведена. Однако проверкой не учтено, что сумма оплаты за сверхурочную работу за 2018 г. составила 1 227,24 рублей, из которой удержана сумма НДФЛ в размере 159 рублей. Сумма к выплате составила 1 068,24 рублей. Поскольку у ПА перед управлением осталась задолженность в размере 1 171,66 рублей, о которой указано в настоящей жалобе ранее, Управление в соответствии со ст. 138 ТК РФ удержало с суммы выплаты в размере 1068,24 рублей, 20 процентов - 213,64 рублей. В связи с допущенной расчетной ошибкой, с учетом удержания 213,64 рублей, ПА выплачено 06.03.2019 г. - 853,80 рублей, вместо 854,60 рублей. В связи с чем в ходе производства по делу об административном правонарушении, на основании предписания Государственной инспекции труда в Амурской области № 28/12-3197-19-И от 21.06.2019 г., Управление произвело перерасчет и выплатило ПА 80 копеек, путем перечисления на банковский счет ПА заявкой на кассовый расход № 00000871 от 27.06.2019 г. Доказательства исполнения предписания представлены в Государственную инспекцию Труда в Амурской области сопроводительным письмом № 03-43/011175 от 27.06.2019 г. и имеются в материалах проверки. Таким образом, Волошиной Е.В. вменена невыплата 214,44 рублей, без учета 0,80 рублей, пересчитанных и выплаченных ПА 06.03.2019 г., а также неверно квалифицирована сумма удержанной задолженности в размере 20 процентов (213,64 рублей) за выплаченный ПА в 2018 г. аванс по ежегодному оплачиваемому отпуску за неотработанный период времени. При изложенных обстоятельствах, по мнению заявителя, событие административного правонарушения, выраженного в нарушении ч. 2 ст. 22, ст. 152 ТК РФ, отсутствует, а привлечение Волошиной Е.В. к административной ответственности является неправомерным.
В судебном заседании Волошина Е.В. и её защитник Скабелкин А.Г. заявленные требования поддержали.
В судебное заседание представители Государственной инспекции труда в Амурской области, извещенные надлежащим образом, не явились, ходатайств отложить судебное разбирательство не поступало. При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (действовавшей в редакции на момент вынесения постановления), невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 355 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Статьей 356 ТК РФ установлено, что федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях и т.д.
Абзацем 6 ч.1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Абзацем 12 ч. 1 ст. 357 ТК РФ предусмотрено право государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Амурской области № 7-3100-17-ОБ/65/5/5 от 10.07.2019 г. вынесено в отношении Волошиной Е.В. в пределах установленных полномочий.
Основаниями для вынесения постановления стали нарушения предписаний ст.ст. 138, 140, ч. 2 ст. 22, ст. 152 ТК РФ в части размера удержания от начисленных сумм окончательного расчета за фактически отработанное время уволенному работнику, который превышает допустимый предел 20 процентов, также не произведена оплата сверхурочной работы.
В постановлении Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Амурской области № 7-3100-17-ОБ/65/5/5 от 10.07.2019 г. отмечено, что оплата сверхурочной работы ПА произведена не в полной мере – не были выплачены 214,44 руб., также размер удержаний превысил 20 % и составил 5824,39 руб. (оплата НДФЛ и удержания за неотработанные дни отпуска). Подробных расчетов, на основании которых Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда по Амурской области сделал соответствующие выводы, в материалах дела не имеется.
В силу части 1 ст. 138 ТК РФ, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику.
Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 99 ТК РФ, сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, - работы, производимой в то время, которое предназначено для отдыха (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина СФ»).
Следовательно, удержания в размере до 20 % могут производиться, в том числе, и из выплат за сверхурочную работу.
Частью 1 статьи 140 ТК РФ, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии с частью 1 ст. 137 ТК РФ, удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Так, удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:
- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
- для погашения неизрасходованного и своевременно невозвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях; - для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса).
В силу части 3 этой же статьи в указанных случаях работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания (соответствующий срок не распространяется на случай удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска – абз. 6 части 2 ст. 137 ТК РФ)
Как следует из материалов дела, ПА и УФНС России по Амурской области состояли в трудовых отношениях на основании трудового договора № 57 от 14.07.2010 г. сотрудник находился в должности сторожа 1 разряда.
Трудовой договор с ПА был расторгнут на основании приказа об увольнении от 09.01.2019 г. по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с 11.01.2019 г.
Из расчетного листка за январь 2018 года следует, что всего ПА было начислено 15303, 65 руб. НДФЛ составил 13 %; за вычетом налога, сумма к выплате составила 13313, 65 руб. Поскольку размер удержаний из заработной платы работника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (что подтверждается правоприменительной практикой, например, письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.11.2011 г. № 22-2-4852), из оставшейся суммы 13313, 65 руб. заработной платы ПА были удержаны 20 % средств (2662,73 руб.) в счет задолженности, образовавшейся за оплату неотработанных дней отпуска за период с 14.04.2018 г. по 13.04.2019 г. в размере 4407, 39 руб. в итоге, сумма после удержаний 20 % составила 10650, 92 руб. Таким образом, после произведенного удержания 20 % задолженность за неотработанные дни отпуска ПА составила 1744, 66 руб. (4407,39 руб. – 2662,73 руб. = 1744, 66 руб.).
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 137 ТК РФ, удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.
Согласно ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.
В марте 2019 года ПА была начислена оплата за сверхурочную работу в 2018 году в размере 1227,24 руб. Что за вычетом НДФЛ составило 1068,24 руб. В счет оставшейся задолженности, образовавшейся за оплату неотработанных дней отпуска ПА, было удержано 20 % - 213,64 руб. Фактическая выплата составила 853,80 руб.
Проведенные расчеты проверены судом; суд считает их не нарушающими предписаний ст.ст. 138, ч. 2 ст. 22, ст. 152 ТК РФ в части размера удержания от начисленных сумм окончательного расчета за фактически отработанное время уволенному работнику, а также оплаты сверхурочной работы. Расчеты подтверждены материалами дела.
В силу части второй статьи 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Вместе с тем, в материалах дела имеются сведения (что признаетсязаявителем Волошиной Е.В., защитником Скабелкиным А.Г.) о недоперечислении ПА 80 копеек при выявленных неточностях окончательного расчета в сотрудником; нарушение было устранено 27.06.2019 г. путем перечисления 80 копеек на банковскую карту ПА
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенное Волошиной Е.В. деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ, но с учетом его характера, размера несвоевременно выплаченных средств, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Амурской области от 10.07.2019 г. №7-3100-17-ОБ/65/5/5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Волошиной Елены Викторовны - отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявить Волошиной Е.В. устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Благовещенского
городского суда В.В. Вискулова