Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2011 года город Тула
Советский районный суд в составе:
председательствующего – судьи Бездетновой А.С.
при секретаре – Карманниковой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева Александра Дмитриевича к Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении государственной услуги,
у с т а н о в и л :
Киселев А.Д. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании действий по отказу в предоставлении государственной услуги.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он, полагая наличие права на получение удостоверения «Ветеран труда», обратился с заявлением Департамент социального развития Тульской области о присвоении звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на не достижение им 60-летнего возраста. Данный отказ истец полагает незаконным, поскольку все условия присвоения звания «Ветеран труда», изложенные в ч.1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»: документы, подтверждающие награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости или за выслугу лет, у него присутствуют. Он получает пенсию за выслугу лет в рамках пенсионного обеспечения как лицо, проходившее службу в органах МВД РФ.
Просил признать за ним право на меры социальной поддержки по 50% по оплате жилья, всех коммунальных услуг как Ветерану труда, обязать ответчика предоставить ему меры социальной поддержки по 50% оплате жилья и коммунальных услуг как Ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ и реализовать право на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского транспорта.
В судебное заседание истец Киселев А.Д. не явился, представил заявление, в котором просил дело рассматривать в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области Краюшкин И.А. в судебное заседание не явился, представил возражение на исковое заявление, в котором просил дело рассматривать в его отсутствие.
В своих возражениях представитель ответчика указал, что исковые требования Киселева А.Д. не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесены изменения в ст.22 Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с которыми меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами субъектов РФ.
Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», урегулировано право на получение мер социальной поддержки ветеранов труда и лиц, к ним приравненных.
На основании ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО, меры социальной поддержки в виде 50 процентной оплаты жилья и коммунальных услуг предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Указанные в Законе Тульской области меры социальной поддержки в виде 50% оплаты жилья и коммунальных услуг, предоставляются лицам, достигшим соответствующего пенсионного возраста.
В соответствии со ст.2 Закона Тульской области от 31.10.2009 года №1353-ЗТО «О внесении изменений в ст.2 Закона Тульской области «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области», меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям жителей области в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, коммунальные услуги и топливо в жилищном фонде независимо от формы собственности.
Сбытовые компании оказывают соответствующие услуги в полном объеме, а органы социальной защиты населения возмещают льготным категориям граждан, в том числе имеющим удостоверение «Ветеран труда», 50% размере начисленной платы в форме денежной выплаты при достижении ими возраста, дающего право на назначение им пенсии.
Постановлением главы администрации Тульской области от 15.02.2006 г. №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области», закреплено право на пользование льготным месячным проездным билетом ветеранов труда. Киселев А.Д. может реализовать свое право на получение справки для приобретения льготного проездного билета только при достижении возраста, определенного законодательством для назначения трудовой пенсии по старости.
В связи с изложенным просил в иске отказать.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца Киселева А.Д. и представителя Департамента социального развития Тульской области.
Определением суда по делу в качестве соответчика привлечено ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы».
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» по доверенности Коробкина К.А. в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования Киселева А.Д. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. «ж» ч.1, ч.2 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ, в соответствии со ст.22 которого, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан к ним приравненных по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Как следует из преамбулы ст.153 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года, при издании органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 года), а при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом РФ иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект РФ обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
При этом, положения Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должным распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам РФ полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальный поддержки, истец сослался на то, что по состоянию с ДД.ММ.ГГГГ он имеет право на пенсию по выслуге лет по линии Министерства внутренних дел РФ и имеет удостоверение «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому, как ветеран труда, он вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки, в том числе, на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилье, коммунальные услуги, и на приобретение единого месячного льготного проездного билета, в чем ему было отказано.
Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлены ст. 3 Закона Тульской области №493-ЗТО, в соответствии с которой ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
Таким образом, согласно данной норме Закона, право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста, видом пенсии и ее получением.
По делу установлено, что истец имеет право на пенсию по выслуге лет по линии Министерства внутренних дел РФ, что подтверждается копией удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным УВД Тульской области.
Право на получение указанной пенсии у истца возникло в соответствии со статьями, 2,4,5 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам ст. 1, 2 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов, и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд, разрешая спор в рамках заявленных истцом требований, считает, что он с 18.10.2010 года имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 Закона Тульской области №493-ЗТО от 2812.2004 года, что не противоречит п.п. 19 п.2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 года №30 и положениям ч.3 ст. 196 ГПК РФ.
Согласно п.п.4 п.1 Положения, предоставление ветеранам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.
В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу указанных мер социальной поддержки.
Обоснованными считает суд и требования Киселева А.Д. о предоставлении ему права на получение единого месячного льготного проездного билета.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 ода №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области», предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд во всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области. В том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного проездного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи такового транспортными организациями.
При этом вышеназванное Постановление администрации Тульской области не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь по достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».
Судом установлено, что истцу, обратившемуся ДД.ММ.ГГГГ в орган социальной защиты населения с письменным заявлением по вопросу выдачи ему справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, было отказано со ссылкой на тот факт, что он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 60 лет.
Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов коммунальные услуги и на приобретение единого месячного льготно проездного билета, послужил тот факт, что Киселев А.Д. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчиков, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.
Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании и представителем ГУ ТО «УСЗН г. Тулы», не согласуется положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социально поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выи мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Несостоятельными суд считает и доводы представителя ГУ ТО «УСЗН г.Тулы» о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные мер социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социально поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку он не является получателем пенсии и в соответствии с Федеральным законом с 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
Так, статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, числу которых отнесены, в том числе, и военнослужащие.
В статье 2 названного выше Федерального закона дано понятие термин «военнослужащие» - это граждане, проходившие военную службу в качеств офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества. Независимых Государств, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, Федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и Пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Как следует из статьи 5 указанного выше Федерального закона, где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к числу которых относится и истец, на получение которой Киселев А.Д. имел право на момент обращения с заявлением в органы социальной защиты населения по вопросу предоставления указанных мер социальной поддержки.
Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчиков по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению прав Киселева А.Д. на получение мер социальной поддержки, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижениесоциальной защиты указанной категории граждан, установленного ЗакономТульской области и иными нормативными правовыми актамиобласти.
Принимая во внимание, что истец имеет право на получение соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», является ветераном труда, жителем Тулы и не получает каких-либо мер социальной поддержки по основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, и считает, что требования Киселева А.Д. подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «УСЗН г. Тулы».
Исходя из приведенных выше обстоятельств, удовлетворению подлежат требования истца о возложении на ГУ ТО «УСЗН г. Тулы» обязанности по выдаче ему справки на приобретение льготного проездного билета.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статьей 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Киселева Александра Дмитриевича к Департаменту социального развития Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» об оспаривании действий по отказу в предоставлении государственной услуги удовлетворить.
Признать за Киселевым Александром Дмитриевичем право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50% по начисленной плате за жилое помещение, а также ежемесячной денежной выплаты оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление как Ветерану труда.
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г.Тулы» предоставить Киселеву А.Д. меры социальной поддержки по 50% оплате жилья и коммунальных услуг как Ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ и реализовать право на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского транспорта.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись
Копия верна.
Судья А.С. Бездетнова.