РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2016 года г.Тула
Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Сухановой Т.Е.,
при секретаре ЖуренковойИ.С.,
с участием представителя истца - прокурора Привокзального района г.Тулы, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, помощника прокурора СикачеваК.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело №2-1230/2016 по иску прокурора Привокзального района г.Тулы, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Васильеву Р.В., Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области,Хуррамову О.К. о признании действий по постановке лица на миграционный учёт незаконными и обязании снять гражданина с регистрационного учета,
установил:
прокурор Привокзального района г.Тулы, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Васильеву Р.В. и Управлению Федеральной миграционной службы России по Тульской области о признании действий по постановке лица на миграционный учёт незаконными и обязании снятии гражданина с регистрационного учета. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Привокзального района проведена проверка соблюдения требований законодательства о миграционном учёте иностранных граждан, в ходе которой установлено следующее. Согласно уведомлению о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №* гражданин республики <...> ХуррамовО.К., дата рождения, прибыл в Российскую Федерацию дата по миграционной карте серии №*. В качестве места пребывания иностранного гражданина указан адрес: <адрес> Принимающей стороной в данном уведомлении указан гражданин <...> Васильев Р.В., дата рождения, проживающий по адресу: <адрес>. Вышеуказанное уведомление поступило в отделение УФМС России по Тульской области в Привокзальном районе «МФЦ» дата, гражданин республики <...> ХуррамовО.К. поставлен на учет по адресу: <адрес> на срок до дата В настоящее время в ОД ОП «<...>» УМВД России по г. Туле возбуждено уголовное дело в отношении Васильева Р.В. по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации). Проверка показала, что гражданин <...> Васильев Р.В. из корыстных побуждений предоставил при осуществлении миграционного учета заведомо ложные сведения об иностранном гражданине республики <...> ХуррамовеО.К., дата рождения, который дата был поставлен на учет по адресу: г<адрес> на срок до дата, однако по данному адресу указанный гражданин никогда не проживал. В связи с изложенным, сведения, предоставленные Васильевым Р.В. при осуществлении миграционного учета о пребывании иностранного гражданина республики <...> ХуррамовеО.К. являются недостоверными и не соответствуют действительности. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки. Устранение вышеуказанных нарушений требований действующего законодательства будет эффективной мерой противодействия терроризму.
Просит суд признать действия Васильева Р.В. по постановке на миграционный учет по адресу: <адрес> иностранного гражданина - гражданина республики <...> ХуррамоваО.К., дата рождения, незаконными. Обязать УФМС России по Тульской области снять с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес> гражданина республики <...> ХуррамоваО.К., дата рождения.
Определением судьи от дата к участию в деле в качестве соответчика был привлечен ХуррамовО.К.
Представитель истца прокурора Привокзального района г.Тулы, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, помощник прокурора СикачевК.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по изложенным основаниям, просил их удовлетворить.
Ответчик Васильев Р.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения.
Ответчик ХуррамовО.К. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
Ответчик УФМС России по Тульской области явку представителя в судебное заседание не обеспечил. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
С учетом мнения представителя истца помощника прокурора Привокзального района г.ТулыСикачеваК.А., в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя истца – помощника прокурора Привокзального района г.ТулыСикачеваК.А., исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе иизменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее - перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Закона миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
Пунктами 4, 6, 7 ч. 1 ст. 2 Закона установлено, что место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания; сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;
Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п.п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 22 Федерального закона) либо направляться почтовым отправлением. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:
а) о лице, подлежащем постановке на учет: фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); дата и место рождения; пол; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания; адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);
б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны: фамилия, имя, отчество; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность; адрес места жительства.
Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вида на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина). Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.
Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Федеральной миграционной службы, многофункциональный центр, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.
При поступлении такого уведомления в органы почтовой связи оно подлежит направлению в орган миграционной службы, который в свою очередь, заполняет форму отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания и проставляет в отрывной части бланка уведомления о прибытии соответствующую отметку о принятии уведомления.
Данный порядок определен Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденным приказом от 29.08.2013 года № 364 Федеральной миграционной службы, зарегистрированным в Минюсте РФ 23.10.2013 года приказ № 30243.
Территориальный орган ФМС России в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления или получения его по почте фиксирует в своих учетных документах сведения о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания и вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Уведомлению о прибытии в государственной информационной системе миграционного учета присваивается номер, состоящий из комбинации цифр, проставляемой через дробь: первые две - наименование органа (организации), проставившего отметку о прибытии (территориальный орган ФМС России, организация федеральной почтовой связи, администрация гостиницы), далее - код
территориального органа ФМС России или его структурного подразделения, далее - год, далее - порядковый номер.
Поступивший в отделение УФМС России по Тульской области в Привокзальном районе (с местом дислокации г. Тула) комплект документов соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Приказа Федеральной миграционной службы от 29.08.2013 года №364 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации» и является достаточным для осуществления процедуры постановки на миграционный учет иностранного гражданина.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что прокуратурой Привокзального района г.Тулы проведена проверка соблюдения требований законодательства о миграционном учете иностранных граждан и законодательства о противодействии терроризму.
В результате проверки установлено, что согласно уведомлению о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №*, гражданин республики <...> ХуррамовО.К,, дата рождения, прибыл в Российскую Федерацию дата по миграционной карте серии №*.
В качестве места пребывания иностранного гражданина указан адрес: <адрес>. Принимающей стороной в данном уведомлении указан гражданин <...> Васильев Р.В., дата рождения, проживающий по адресу: <адрес>
Вышеуказанное уведомление поступило в ОУФМС РФ по ТО в Привокзальном районе дата, гражданин республики <...> ХуррамовО.К., дата рождения, поставлен на учет по адресу: <адрес>, на срок до дата
Согласно объяснениям Васильева Р.В., данным им в отделе дознания ОП «<...>» УМВД России по Тульской области в г.Туле дата, он поставил на миграционный учет по адресу: <адрес> несколько граждан нерусской национальности. За то, что он зарегистрировал у себя иностранных граждан он получал денежные средства в сумме <...> с каждого. Васильев Р.В. также пояснил, что иностранные граждане в его квартире никогда не проживали, данных лиц, которых он поставил на учет в своей квартире, он не знает, и никогда их не видел, зарегистрировал их в квартире для получения денежных средств.
В настоящее время в ОД ОП «<...>» УМВД России по г.Туле возбуждено уголовное дело в отношении Васильева Р.В. по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации).
Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Васильев Р.В. поставил на миграционный учет по адресу: <адрес>, гражданина республики <...> ХуррамоваО.К., заведомо не предоставляя ему места для проживания.
Иностранный гражданин ХуррамовО.К. в квартире ответчика никогда не проживал. Ответчик его не знает, и зарегистрировал в своей квартире для получения денежных средств.
Фиктивная постановка на учет иностранных граждан по месту пребывания ведет к нарушению интересов государства, поскольку не позволяет должным образом контролировать миграционные процессы, случаи нахождения иностранных граждан по месту пребывания и создает возможность бесконтрольного перемещения иностранных граждан, что, в свою очередь, может повлечь создание террористической угрозы для государства, неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд считает, что постановка на учет является незаконной, и была осуществлена ответчиком с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», приказа Федеральной миграционной службы от 29.08.2013 года № 364 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации».
Статьей 23 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрены случаи снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы.
В соответствии со ст. 23 закона снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае:
1) постановки иностранного гражданина на учет по новому месту
пребывания;
2) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;
3) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного
гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно
отсутствующим или об объявлении его умершим.
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета: по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 настоящей статьи, - после получения в установленном порядке сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 настоящей статьи, - после получения сведений о выезде данного иностранного гражданина из Российской Федерации от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации; по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, - после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть данного иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании данного иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания в случае нарушения миграционного законодательства (принятие уведомления без принимающей стороны) в полномочия органа миграционного учета не входит.
В связи с тем, что гражданин республики <...> ХуррамовО.К., дата рождения, был поставлен на миграционный учет незаконно, он подлежит снятию с учета по месту пребывания по адресу: <адрес>, в судебном порядке.
Проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости и достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Привокзального района г.Тулы, действующим в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, исковые требования являются законными, обосноваными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать действия гражданина <...> Васильева Р.В. по постановке на миграционный учет по адресу: <адрес> гражданина республики <...> Хуррамова О.К., дата рождения, незаконными.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Тульской области снять с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>, гражданина республики <...> Хуррамова О.К., дата рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 28.06.2016 года.
Председательствующий Т.Е. Суханова