...
Дело Номер
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2010 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Хворостовской Л.А.,
При секретаре ФИО1,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3 о признании неправомерным отказа в заключении контракта на прохождение военной службы, возложении обязанности по выдаче уведомления о готовности принятия на военную службу и дальнейшего прохождения военной службы,
У с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО3 о признании неправомерным отказа в заключении контракта на прохождение военной службы, возложении обязанности по выдаче уведомления о готовности принятия на военную службу и дальнейшего прохождения военной службы.
В обоснование иска и в судебном заседании истица указала, что работает в ФИО3 в должности ... (в настоящее время – ...). В декабре 2009 года обратилась к командиру ФИО3 с заявлением о поступлении на военную службу по контракту в ФИО3 При этом планировалась на назначение на вакантную должность ....
Командиром войсковой части после рассмотрения ее кандидатуры был оформлен запрос на имя военного комиссара Мурманской области по городам Североморск и Островной для проведения необходимых мероприятий по отбору для поступления на военную службу по контракту и оформления необходимых документов. После прохождения медицинского освидетельствования, по результатам которого по состоянию здоровья «А» она признана годной к военной службе, профессионально-психологического отбора, сдачи нормативов по физической подготовке, прохождения проверки по линии МВД и ФСБ, начальнику отдела Военного комиссариата на основании Директивы ОМУ ЛенВО Номер от 15.12.2009 года было дано указание оформить ее установленным порядком на военную службу по контракту из граждан запаса.
Комиссия по отбору кандидатов на военную службу по контракту рекомендовала ее кандидатом для поступления на военную службу по контракту и направила материалы в ФИО3 для принятия решения о заключении с ней контракта. Однако командир ФИО3 отказал ей в призыве на военную службу и заключении контракта со ссылкой на указания Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 28 декабря 2009 года № 315К/5/0104 и указания начальника организационно-мобилизационного отделения морской авиации Северного флота от 24 февраля 2010 года № 92/3/172, согласно которым прием на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе, на должности рядового и сержантского состава ВМФ приостановлен, о чем 20 апреля 2010 года она поучила письменное сообщение.
Полагает решение командира ФИО3 неправомерным, противоречащим действующему законодательству.
Статьями 33 и 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и во взаимосвязи со ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 года № 1237 (далее по тексту – Положение) установлен порядок отбора кандидатов из числа граждан для поступления на военную службу по контракту, а также требования предъявляемые к ним.
Согласно ч.4 ст.5 Положения граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.
Пунктом 5 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определен перечень оснований, когда гражданину может быть отказано в призыве на военную службу по контракту и назначению на вакантную воинскую должность. Такими основаниями являются:
- отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
- решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
- решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
04 мая 2009 года она обратилась к командиру ФИО3 с просьбой выдать ей копию решения аттестационной комиссии ФИО3 о несоответствии ее требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту. 6 мая 2010 года ей был дан ответ, что заседание аттестационной комиссии не проводилось, решение об отказе в призыве на военную службу было принято командиром ФИО3.
Поскольку указанное решение командира ФИО3 не основано на требованиях действующего законодательства, является незаконным и нарушает ее (истицы) права, просит признать отказ в заключении контракта на прохождение военной службы неправомерным.
Со ссылкой на ст.42 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 16.01.2001 года № 30, просит обязать ФИО3 выдать ей уведомление о готовности принять ее на военную службу по контракту для оформления военного билета и последующего направления для дальнейшего прохождения военной службы.
Также просила взыскать с ответчика понесенные ею судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.
Представитель ответчика – ФИО3 по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск признал частично и пояснил, что в настоящее время в ФИО3 имеется вакантная воинская должность .... Истица в установленном порядке прошла все необходимые мероприятия по отбору для призыва на военную службу, признана годной к прохождению военной службы, получила допуск к работе с секретными документами. Однако командир ФИО3 отказал истице в заключении контракта на основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 28.12.2009 года и начальника организационно-мобилизационного отделения морской авиации СФ, согласно которым прием граждан, пребывающих в запасе, на военную службу по контракту на воинские должности рядового и старшинского состава ВМФ приостановлен. Указания вышестоящего командования для командира части являются обязательными для исполнения. Указал, что в силу п.5 ст.34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение об отказе в заключении контракта в связи с несоответствием кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, принимается аттестационной комиссией воинской части.
Однако заседание аттестационной комиссии ФИО3 по вопросу рассмотрения кандидатуры истицы и дачи рекомендации для призыва ее на военную службу и заключения с ней контракта не проводилось, решение об отказе в заключении контракта аттестационной комиссией не принималось. При принятии решения по настоящему делу полагается на усмотрение суда.
Представитель соответчика ФИО5 (довольствующий орган ФИО3) в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - Управления кадров Северного Флота, надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеется расписка, в судебное заседание не явился, мнение по иску не представил.
Представитель третьего лица – Отдела военного комиссариата Мурманской области по городам Североморск и Островной в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В представленном письменном отзыве просит принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом представленных сторонами доказательств.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы личного дела ФИО2, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно п.4 ст.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 18 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении на военную службу по контракту непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для отбора и оформления документов в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете – в военный комиссариат по месту жительства).
На такого гражданина оформляется запрос на имя военного комиссара, который подписывается командиром воинской части с указанием всех необходимых данных.
Согласно пунктам 26-39 Приказа Министра обороны РФ № 30 от 16.01.2001 года «Об утверждении руководства по комплектованию Вооруженных Сил РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами», военные комиссариаты осуществляют прием заявлений от граждан, желающих поступить на военную службу по контракту, и соответствующих запросов командиров, а также проводят мероприятия по предварительному отбору, включающие медицинское освидетельствование кандидатов, профессионально-психологический отбор, проверку физической подготовки, анализ представленных документов и ответов на запросы.
По итогам указанных мероприятий комиссией по отбору кандидатов на военную службу по контракту, созданной в военном комиссариате, принимается решение о соответствии (несоответствии) граждан установленным требованиям.
Личные дела кандидатов, прошедших отбор и рекомендованных для поступления на военную службу по контракту, направляются в войсковую часть.
Согласно ч.4 ст.5 Положения граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.
Судом установлено, что ФИО2 работает в ФИО3 в должности ....
В декабре 2009 года истица обратилась с заявлением к командиру ФИО3 о рассмотрении ее кандидатуры для поступления на военную службу по контракту в ФИО3 на вакантную воинскую должность ....
02 декабря 2009 года командиром ФИО3 был оформлен запрос Номер на имя военного комиссара городов Североморск и Островной Мурманской области для проведения конкурсного отбора и оформления необходимых документов для приема на военную службу по контракту.
После прохождения медицинского освидетельствования, мероприятий по профессиональному психологическому отбору, сдачи нормативов по физической подготовке, решением комиссии по отбору кандидатов на военную службу по контракту от 02 апреля 2010 года ФИО2 рекомендована кандидатом для поступления на военную службу по контракту, материалы направлены в ФИО3 для принятия решения о заключении контракта.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами личного дела ФИО2, выпиской из протокола Номер заседания комиссии от 02.04.2010 г.
В соответствии с пунктом 19 статьи 5 Положения «О порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237, кандидатура гражданина, прибывшего для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части. Решение о несоответствии гражданина требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 15 настоящей статьи.
Законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта. В соответствии с пунктом 5 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» такими основаниями являются:
- отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
- решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
- решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Аналогичный перечень оснований для отказа в заключении контракта установлен и в пункте 10 статьи 8 Положения «О порядке прохождения военной службы».
Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Исходя из анализа вышеприведенных норм закона, полномочия по принятию решения об отказе в заключении контракта на прохождение военной службы предоставлены аттестационной комиссии воинской части.
Однако, как следует из материалов дела и пояснений сторон, заседание аттестационной комиссии ФИО3 по вопросу целесообразности приема на военную службу и заключения с истицей контракта для прохождения военной службы, несоответствии (соответствии) кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе требованиям к конкретной воинской должности (ВУС), не принималось.
Направленное командиром ФИО3 в адрес ФИО2 письменное сообщение о том, что на оснований указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 28 декабря 2009 года Номер и начальника организационно-мобилизационного отделения морской авиации Северного флота от 24 февраля 2010 года Номер , прием на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе, на должности рядового и сержантского состава ВМФ приостановлен, в связи с чем истице отказано в призыве на военную службу, не основано на требованиях действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования ФИО2 в части признания отказа в заключении контракта о прохождении военной службы неправомерным, поскольку в нарушение порядка рассмотрения кандидатуры истицы для призыва на военную службу и назначения на вакантную воинскую должность, отказ в призыве принят командиром ФИО3 без учета заключения аттестационной комиссии.
В соответствии со ст.42 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 16.01.2001 года № 30, гражданам женского пола, впервые поступающим на военную службу по контракту, военные билеты специалист по отбору кандидатов на военную службу по контракту выписывает на основании уведомлений командиров воинских частей о готовности принять их на военную службу по контракту. Указанное уведомление является основанием для выдачи военного билета.
В настоящее время правовых оснований для возложения на ФИО3 обязанности по выдаче истице уведомления о готовности принять ее на военную службу по контракту для оформления военного билета и последующего направления для прохождения службы не имеется, поскольку в установленном законом порядке не принято решение уполномоченным лицом о заключении с истицей контракта о прохождении военной службы. В связи с чем, суд отказывает истице в удовлетворении требований в этой части иска.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.
Взыскание расходов по оплате госпошлины суд производит с ФИО5 – финансового органа ФИО3
ФИО3 суд от ответственности освобождает.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать отказ командира ФИО3 в заключении с ФИО2 контракта о прохождении военной службы неправомерным.
Взыскать с ФИО5 в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение десяти со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Л.А.Хворостовская