копия
Дело № 2-1373/2019
24RS0041-01-2018-002878-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,
при секретаре Ефремовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Октябрьского района г. Красноярска к ФИО1 о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Октябрьского района г. Красноярска обратилась с иском к ФИО1 о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для проведения его осмотра на предмет установления фактов перепланировки и составления акта осмотра. Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. В адрес администрации Октябрьского района г. Красноярска поступило сообщение о том, что в спорной квартире произведено переустройство и (или) перепланировка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец предупредил ответчика о необходимости обеспечения доступа в данное жилое помещение для проведения его осмотра, указав время проведения осмотра. Указанное требование ответчиком исполнено не было, в указанное в письме время проведения осмотра, доступ в спорное жилое помещение ответчиком предоставлен не был, установить факт самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № не представилось возможным.
На основании определения Октябрьского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Октябрьского района г. Красноярска к ФИО1 о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение, передано по подсудности по месту жительства ответчика ФИО1 (<адрес>) в Советский районный суд г. Красноярска.
Представитель истца администрации Октябрьского района г. Красноярска ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик – ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещались своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении корреспонденции; возражений по существу заявленных требований не представлено.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст.ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу ч. 2, 3 ст. 29 ЖК РФ, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, перепланировка, переоборудование жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствие с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением администрации г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, а также порядок приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние.
Согласно п. 4 положения «О порядке приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние», утвержденного постановлением администрации г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ, факт самовольного переустройства и (или) перепланировки считается установленным в случае составления управляющей организацией акта установленной формы.
В соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Положения об администрации района в г. Красноярске» администрация района участвует в приемке работ по произведенному переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в порядке, установленном правовыми актами города, а также устанавливает факты самовольного переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и составляет акты об их установлении.
Из материалов дела следует, что на основании заявления собственника жилого помещения по адресу: <адрес> (ФИО5) в адрес администрации Октябрьского района г. Красноярска поступило сообщение Прокуратуры Октябрьского района г. Красноярска, содержащее информацию о том, что в жилом помещении № <адрес> в <адрес> собственниками произведена самовольная перепланировка и (или) переустройство.
Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ № из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1 (государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ).
По сведениям Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Департаментом решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес> не принимались.
В адрес ответчика администрацией Октябрьского района г. Красноярска направлено письмо за № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости обеспечения доступа в принадлежащее ей жилое помещение по адресу: <адрес> для его осмотра на предмет незаконной перепланировки и (или) переустройства. Время проведения осмотра назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 20 мин.
Вместе с тем, в назначенное истцом время ответчиком ФИО1 доступ в принадлежащее ей спорное жилое помещение обеспечен не был, установить факт самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № истцу не представилось возможным, о чем был составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ.
Проанализировав действующее законодательство, а также представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, в нарушение действующего законодательства не исполняет своей обязанности по допуску в принадлежащее ей жилое помещение представителей органа местного самоуправления в целях проверки сообщения о имеющейся перепланировки.
Между тем, в соответствии с пунктами 7, 9 и 9.1 части 1 статьи 14 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществлению муниципального жилищного контроля; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки.
Поскольку наличие самовольной перепланировки или переустройства может отрицательно сказаться на эксплуатации жилого фонда в целом, привести к нарушению прав и законных интересов проживающих в домах граждан, администрация района в целях недопущения создания угрозы их жизни и здоровью обязана реагировать на поступившую информацию о таких нарушениях и производить осмотр жилых помещений.
Следует отметить, что отказывая в обеспечение доступа в жилое помещение сотрудникам организации, на которую законом возложены обязанности по надзору и контролю за сохранностью жилого фонда, ответчиками не указывается на наличие каких-либо уважительных причин данного отказа, тогда как в соответствии со ст. 10 ГК РФ граждане должны добросовестно осуществлять свои гражданские права и не злоупотреблять ими.
Поскольку содержание собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме и неразрывно связанного с другими помещениями и инженерными системами, в ненадлежащем состоянии может привести к нарушению прав других лиц, при наличии поступивших в администрацию района сведений о незаконной перепланировки в принадлежащем ответчикам жилом помещении, требование об обеспечении доступа в жилое помещение для проведения обследования является обоснованным. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что предоставление доступа сотрудникам районной администрации в целях проверки сообщений о перепланировке в указанной квартире могло привести к нарушению законных прав ее собственника, не установлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования Администрации Октябрьского района г. Красноярска удовлетворить, возложить на ФИО1 обязанность по обеспечению доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения осмотра на предмет установления факта перепланировки и составления акта осмотра.
С учетом обстоятельств дела, характера обязанности, которая подлежит возложению на ответчиков, в соответствии со ст.206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику ФИО1 срок исполнения решения суда – в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Октябрьского района г. Красноярска удовлетворить.
Возложить на ФИО1 обязанность по обеспечению доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, для проведения осмотра на предмет установления факта перепланировки и составления акта осмотра в течение 15 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.В.Татарникова
Текст мотивированного решения изготовлен 29.04.2019.