Дело № 2-159/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 24 февраля 2016 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Палатовой Т.В.,
при секретаре Чигирин О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коваленко А.В. и Коваленко Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Коваленко М.А., к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Коваленко А.В. и Коваленко Ю.В., действующая в интересах несовершеннолетнего ребенка Коваленко М.А., обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявления указали, что от УФСИН России по Амурской области Коваленко Г.В. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. 19 декабря 2014 года с Коваленко Г.В. был заключен договор социального найма в отношении данной квартиры. С момента передачи квартиры в ней проживают и зарегистрированы: сын нанимателя Коваленко А.В., невестка Коваленко Ю.В., внук Коваленко М.А. Данная квартира находится в федеральной собственности и передана УФСИН России по <адрес> на праве оперативного управления. 17 декабря 2015 года Коваленко Г.В. обратилась в УФСИН России по Амурской области с заявлением дать разрешение на приватизацию данной квартиры, однако ей было отказано со ссылкой на то, что УФСИН России не уполномочено на передачу жилых помещений в собственность граждан и в настоящее время ведется работа по передаче занимаемого Коваленко жилого помещения в муниципальную собственность, по завершению которой Коваленко будет иметь возможность приватизировать данное жилое помещение. Однако до настоящего времени квартира в муниципальную собственность не передана. Все совместно проживающие члены семьи согласны на приватизацию данного жилого помещения в пользу Коваленко А.В. и Коваленко М.А. в равных долях. Коваленко А.В. в несовершеннолетнем возрасте использовал право приватизации, однако по достижению совершеннолетия имеет право еще раз приватизировать жилое помещение, занимаемое на условиях социального найма. Коваленко М.А. право приватизации не использовал.
На основании изложенного, просили суд признать за Коваленко А.В. и Коваленко М.А. право общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> равных долях, то есть по ? доле за каждым.
Истец Коваленко А.В. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя.
Представитель истца Коваленко А.В. – Коваленко Г.В., а так же законный представитель несовершеннолетнего Коваленко М.А. – Коваленко Ю.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области, а так же третьего лица ФСИН России Верескун Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что согласно ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, может быть предоставлено в собственность следующим лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату в соответствии с ч. 3 ст. 4 настоящего Федерального закона: в равных долях членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы; инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы. Предоставление жилого помещении в собственность лицам, указанным в ч. 1 данной статьи осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации и в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 7 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 283-ФЗ Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Таким образом, ни ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника в отношении федерального имущества, ни УФСИН России по Амурской области, осуществляющее оперативное управление таким имуществом, а именно жилыми помещениями, не наделены действующим законодательством правом передачи приобретенных (построенных) за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета жилых помещений в собственность граждан, не указанных в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ. В настоящее время УФСИН России по Амурской области ведется работа по передаче жилого помещения, занимаемого семьей Коваленко на условиях социального найма, в муниципальную собственность, однако когда именно такая передача завершится, не известно. В силу изложенного, а так же со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, отсутствие правовых и фактических обоснований иска, полагала заявленные истцами требования не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества в Амурской области, а так же Управление Росреестра по Амурской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялись судом надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ТУ Росимущества в Амурской области представили суду отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Так же указали, что в случае подтверждения истцами наличия у них предусмотренных ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условий, необходимых для приватизации спорного жилого помещения, ТУ Росимущества Амурской области не возражает против удовлетворения заявленных Коваленко А.В. и Коваленко Ю.В. требований.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, находится в оперативном управлении УФСИН по Амурской области. Право собственности Российской Федерации на данное жилое помещение и право оперативного управления УФСИН России по Амурской области возникло 05 июня 2014 года, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17 февраля 2016 года № 28/001/062/2016-1082, а так же копией свидетельства о государственной регистрации права от 05 июня 2014 года серии 28 АА № 924654.
Согласно кадастровому паспорту жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а так же техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному МУП «Белогорсктехинвентаризация», данное жилое помещение представляет собой квартиру в многоквартирном жилом доме, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., имеет кадастровый <номер>, расположено на восьмом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>.
В декабре 2013 года данное жилое помещение было передано в пользование Коваленко Г.В., что подтверждается актом приемки-передачи квартиры от декабря 2013 года.
19 декабря 2014 года между УФСИН России по Амурской области и Коваленко Г.В. был заключен договор социального найма указанного жилого помещения, согласно которому так же в жилое помещение совместно с нанимателем вселяются члены ее семьи: Коваленко А.В. – сын, Коваленко Ю.В. – невестка, Коваленко М.А. – внук.
По условиям договора социального найма жилого помещения № 59 от 19 декабря 2014 года УФСИН России по Амурской области передало Коваленко Г.В. и членам ее семьи (Коваленко А.В., Коваленко Ю.В., Коваленко М.А.) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес>.
Коваленко Г.В., Коваленко А.В., Коваленко М.А., Коваленко Ю.В. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, предоставленном им на условиях социального найма, что подтверждается справкой администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области № 01-299 от 29 января 2016 года. При этом, Коваленко Г.В. зарегистрирована с 22 мая 2014 года, Коваленко А.В. – с 25 декабря 2014 года, а Коваленко М.А. и Коваленко Ю.В. – с 18 сентября 2015 года.
Как следует из ответа УФСИН России по Амурской области от 13 января 2016 года № 28/ТО/13-К-79 на обращение Коваленко Г.В. от 17 декабря 2015 года о получении разрешения на приватизацию квартиры, УФСИН России по Амурской области сообщило Коваленко Г.В., что ФСИН России согласовала передачу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося на балансе УФСИН России по Амурской области, в собственность муниципального образования администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области. В настоящее время производится работа (оформление технических паспортов на тепловые сети и сети электроснабжения) по передаче квартиры в администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области, после чего Коваленко будут вправе воспользоваться приватизацией.
Полагая, что члены семьи Коваленко Г.В. – Коваленко А.В. и Коваленко М.А. имеют право на приватизацию предоставленного им на условиях социального найма жилого помещения, истцы обратились в суд с настоящими требованиями.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем признания права.
Согласно с. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, целью которой является, среди прочего, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, устанавливает Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В силу статьи 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение о приватизации должно приниматься в течение двух месяцев с момента подачи заявления.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, названный Закон служит правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере. При этом право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, а появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом ограничение законодателем данного права допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года № 25-П, от 24 октября 2000 года № 13-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, Определения от 02 ноября 2000 года № 220-О и от 17 января 2012 года № 11-О-О).
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органом местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность граждан включаются также несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от 30 декабря 2012 года «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что договор социального найма жилого помещения от 19 декабря 2014 года с Коваленко Г.В. заключен с учетом членов семьи последней: сына Коваленко А.В., невестки Коваленко Ю.В., внука Коваленко М.А. Вместе с тем, на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, данного жилого помещения претендуют Коваленко А.В. и несовершеннолетний Коваленко М.А. (с согласия нанимателя Коваленко Г.В., а так же с согласия Коваленко Ю.В., выразившегося в подачи и подписания иска последними, а также участия в судебном заседании и поддержании исковых требований в заявленном контексте).
Согласно справке МАУ «МФЦ г. Благовещенска» Коваленко А.В., 1987 года рождения, с 13 ноября 1989 года до 25 февраля 1992 года проживал по адресу: <адрес>; с 26 марта 1992 года по 10 октября 2011 года по адресу: <адрес>; с 24 ноября 2011 года до 24 декабря 2014 года по адресу: <адрес>. Коваленко М.А., 2009 года рождения, в период с 15 января 2010 года по 15 ноября 2011 года проживал по адресу: <адрес>; с 15 ноября 2011 года до 11 сентября 2014 года по адресу: <адрес>.
После прекращения регистрации по <адрес> как Коваленко А.В., так и несовершеннолетний Коваленко М.А. зарегистрированы по месту жительства в <адрес>.
Согласно справке комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенск от 13 января 2015 года № 100, Коваленко А.В. за период проживания в <адрес>, будучи несовершеннолетним, использовал право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в муниципальном жилищном фонде по адресу: <адрес> (договор на безвозмездную передачу дома в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ). Коваленко А.В. после достижения им совершеннолетия, а так же несовершеннолетний Коваленко М.А. за время проживания в <адрес> не использовали право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Коваленко А.В. и Коваленко М.А. вселены в спорное жилое помещение на основании договора социального найма жилого помещения от 19 декабря 2014 года, который был заключен в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Амурской области от 24 декабря 2013 года № 6, как то указано в договоре социального найма.
Таким образом, судом установлены обстоятельства законности вселения истцов в спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, наличие нереализованного права на приватизацию жилого помещения, согласие нанимателя Коваленко Г.В. и совместно проживающей Коваленко Ю.В. на приватизацию жилого помещения Коваленко М.А. и Коваленко А.В., в силу чего суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных Коваленко А.В. и Коваленко Ю.В., действующей за несовершеннолетнего сына Коваленко М.А., о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Доводы представителя ответчика о том, что УФСИН России по Амурской области не наделено полномочиями по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений без согласия собственника, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Доводы ответчика относительно того, что жилое помещение должно быть передано в муниципальную собственность, после чего возможна передача жилого помещения в собственность истца в порядке приватизации, судом так же не принимаются во внимание, поскольку вышеуказанными нормами права прямо предусмотрена возможность уполномоченными собственниками жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, передавать жилые помещения государственного и муниципального фонда в собственность граждан.
Ответчиком представлено письмо ФСИН России от 13 февраля 2015 года № исх-04-6690 на имя Врио начальника УФСИН России по Амурской области, согласно которому ФСИН России согласовывает передачу в муниципальную собственность администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области ряд жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, в том числе <адрес>, занимаемой Коваленко на условиях социального найма.
Вместе с тем, документов, свидетельствующих о том, что на сегодняшний день (спустя год после получения согласования) УФСИН России по Амурской области осуществляется передача спорного жилого помещения в муниципальную собственность, ответчиком не представлено, что нарушает право истца на приобретение данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Так же суд считает несостоятельной ссылку ответчика на положения ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как на запрет передачи жилых помещений в порядке приватизации гражданам без передачи их в муниципальную собственность, поскольку данная норма регламентирует предоставление дополнительных социальных гарантий служащим органов исполнительной власти, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года по месту службы, и не может лишать данных и иных служащих (поставленных на учет после 01 марта 2005 года) права на приватизацию жилого помещения, предоставленного им на условиях социального найма жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Коваленко А.В. и Коваленко Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Коваленко М.А., к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за Коваленко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Коваленко М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером <номер>, расположенную по адресу: <адрес>, в равных долях, то есть по ? доле за каждым.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: