Дело № 2-160/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2015 г. р.п. Беково
Бековский районный суд Пензенской области в составе
судьи Смысловой М.В.
с участием прокурора Бековского района Пензенской области Волчковой А.А.,
при секретаре Ехиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Беково Бековского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здание учреждения системой видеонаблюдения,
установил:
Прокурор Бековского района Пензенской области действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Бековский районный суд Пензенской области с заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Беково Бековского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здание филиала МБОУ СОШ № р.<адрес> «Основная школа <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, указав в заявлении, что прокуратурой <адрес> по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения, в том числе в здании филиала МБОУ СОШ № р.<адрес> «Основная школа <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, что отрицательно сказывается на безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. Муниципальное образование в лице администрации <адрес> и образовательное учреждение МБОУ СОШ № р.<адрес> являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности. Отсутствие системы видеонаблюдения за подступами к учреждению образования и прилегающей территории образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников учреждения. Осуществление деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а так же ущерб имуществу. Просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № р.<адрес> оборудовать здание филиала МБОУ СОШ № р.<адрес> «Основная школа <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территорией и в здании.
В судебном заседании прокурор Бековского района Пензенской области Волчкова А.А. иск поддержала, доводы, изложенные в иске, подтвердила.
Представитель ответчика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Беково Тарасов С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. В заявлении, указал, что не возражает против удовлетворения заявленного требования
Третье лицо администрация Бековского района Пензенской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось, в заявлении, адресованном суду, просило о рассмотрении дела в отсутствии представителя управления.
Третье лицо Управления образования администрации Бековского района Пензенской области надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось, в заявлении, адресованном суду, просило о рассмотрении дела в отсутствии представителя управления.
Заслушав прокурора Бековского района Пензенской области Волчкову А.А., изучив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Пунктом 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении. В силу пункта 2 части 3 статьи 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу пункта 2 части 6, части 7 статьи 28 указанного закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Из устава МБОУ СОШ № р.<адрес> следует, что школа является общеобразовательным учреждением, предметом деятельности школы является реализация образовательных программ (пункты 1.3, 2.1 устава). МБОУ СОШ № р.<адрес> имеет филиал: Филиал МБОУ СОШ № р.<адрес> «Основная школа <адрес>». Местонахождение филиала по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.
В судебном заседании было установлено, что ходе проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения в здании филиала МБОУ СОШ № р.<адрес> «Основная школа <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, что отрицательно сказывается на безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, что подтверждается данными справки от июня 2015 г.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.
Согласно уставу МБОУ СОШ № р.<адрес> учредителем данного образовательного учреждения является <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация <адрес> (пункт 1.6 устава).
Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актом по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № р.<адрес> с оборудовать здание филиала МБОУ СОШ № р.<адрес> «Основная школа <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территорией и в здании.
Выполнение возложенной судом обязанности направлено на пресечение действий, нарушающих право учащихся школы и работников образовательного учреждения на антитеррористическую безопасность, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период их нахождении в учреждении образования.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанности и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд считает возможным установить срок для исполнения – в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пунктом 9 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя образовательная школа № р.<адрес> Пензенской в размере 300 рублей с перечислением в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет <адрес>.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Беково Бековского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здание филиала учреждения системой видеонаблюдения удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Беково Бековского района Пензенской области в течение восьми месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать здание филиала МБОУ СОШ № р.<адрес> «Основная школа <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территорией и в здании.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя образовательная школа № 2 р.п. Беково Бековского района Пензенской государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход Бековского района Пензенской области, с перечислением в УФК России по Пензенской области (Межрайонная ИФНС России № 4 по Пензенской области), КБК 18210803010011000110, ИНН 5805006974, номер счета 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Пензенской области, БИК 045655001, КПП 5805501001, ОКАТМО 56609151.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения.
Судья