Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шахунья
Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ
Шахунский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Медведева С.Ю., при секретаре Новокшоновой О.С., с участием помощника Шахунского городского прокурора Вершинина М.С., представителя ответчика Администрации г.о.г. Шахунья Куликовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шахунского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Лужайская основная общеобразовательная школа, Администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области об обязании МБОУ Лужайская ООШ установить ограждение и дооснастить систему видеонаблюдения, оснастить учреждение стационарными или ручными металлоискателями, а также обязании Администрации г.о.<адрес> осуществить финансирование указанных мероприятий,
установил:
Шахунский городской прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Лужайская основная общеобразовательная школа, Администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области об обязании МБОУ Лужайская ООШ установить ограждение и дооснастить систему видеонаблюдения, оснастить учреждение стационарными или ручными металлоискателями, а также обязании Администрации г.о.г. Шахунья осуществить финансирование указанных мероприятий. Указывает, что ходе ранее проводимых городской прокуратурой, в рамках осуществляемой надзорной деятельности, проверок выявлялись нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, в связи с чем в адрес директора МБОУ Лужайская ООШ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из выводов, содержащихся в акте комиссионного обследования и категорирования МБОУ Лужайская ООШ от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения в срок до августа 2020 года надлежало произвести ремонт периметрального ограждения территории учреждения, а также в срок до декабря 2020 года оснастить объект (территории) стационарными или ручными металлоискателями.
Несмотря на указанные обстоятельства, а также приведённые требования законодательства в ходе вновь проведённой городской прокуратурой проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объекта образования не осуществляется, организационно-распорядительные, режимно-охранные и инженерно-технические мероприятия не реализуются. Ограждение по периметру МБОУ Лужайская ООШ не соответствует установленным требованиям, частично отсутствует, входные калитки не закрываются, пропускной режим на территорию образовательного учреждения не осуществляется надлежащим образом, что приводит к беспрепятственному проходу граждан на территорию образовательного учреждения, система видеонаблюдения также не соответствует предъявляемым требованиям, а именно не позволяет осуществлять одновременное наблюдение и контроль по периметру территории образовательного учреждения, а также не позволяет осуществлять запись и хранение записей со всех камер наблюдения на протяжении 30 дней, МБОУ Лужайская ООШ стационарными или ручными металлоискателями не оснащено.
Допущенные нарушения противоречат интересам Российской Федерации, заключающимся в единстве правовых и организационных основ обеспечения безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества, предупреждения совершения преступлений, в том числе террористической направленности, отрицательно сказываются на обеспечении антитеррористической защищенности объекта образования и создают благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений.
Такой безответственный подход к исполнению требований по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц (учащихся, педагогических и иных работников, а также граждан, которые могут находиться на данных объектах и территориях).
Просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лужайская основная общеобразовательная школа в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить по периметру территории образовательного учреждения внешнее ограждение, соответствующее требованиям законодательства; дооснастить систему видеонаблюдения в соответствии с требованиями законодательства, до состояния позволяющего осуществлять одновременное наблюдение и контроль в здании и по периметру территории образовательного учреждения, а также позволяющего осуществлять запись и хранение записей со всех камер наблюдения на протяжении не менее 30 дней; оснастить МБОУ Лужайская ООШ стационарными или ручными металлоискателями. Обязать администрацию г.о.г. Шахунья в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование установки по периметру территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лужайская основная общеобразовательная школа внешнее ограждение, соответствующее требованиям законодательства, дооснащения системы видеонаблюдения в соответствии с требованиями законодательства, оснащения учреждения стационарными или ручными металлоискателями.
В судебном заседании помощник Шахунского городского прокурора Вершинин М.С. исковые требования поддержал в полном объеме. Суд пояснил, что выявленные в МБОУ Лужайская ООШ нарушения приводят к беспрепятственному доступу посторонних лиц на территорию образовательного учреждения, что подвергает опасности жизнь и здоровье как обучающихся, так и персонала, в том числе лиц, которые проживают в непосредственной близи к учреждению. Доводы представителя администрации по поводу заключения контракта и приобретении имущества в виде металлоискателя для образовательного учреждения, не следует принимать во внимание, поскольку до настоящего времени администрация, как собственник имущества, не приняла решение для передачи данного имущества и закрепления его за муниципальным учреждением, что исключает возможность его использования непосредственно муниципальным учреждением в образовательной деятельности.
Представитель ответчика Администрации г.о.г. Шахунья Куликова Н.Н. в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт на приобретение металлоискателей, они на сегодняшний день уже приобретены и находятся в школе. Была подана бюджетная заявка на внесение изменений в бюджетные ассигнования в размере 9 980 рублей, для дооснащения видеонаблюдения в школе и в указанный срок камеры будут поставлены. Для установки ограждения проведено межевание земельного участка, определены границы. В настоящее время проводится работа по определению сметной документации, то есть по расходной части. Денежные средства не были заложены в достаточном количестве для того, чтобы осуществить работы в указанный прокурором срок, денежные средства по составлению сметы будут включены в бюджет на следующий год, просит дать срок для установления ограждения вокруг Лужайской школы до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МБОУ Лужайская ООШ о дате, времени месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представил.
Суд, с учетом мнения сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Шахунской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в МБОУ Лужайская ООШ.
Выполнение указанных требований является обязательным в силу закона и необходимо для пресечения преступлений, является мерой по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.
В ходе ранее проводимых городской прокуратурой, в рамках осуществляемой надзорной деятельности, проверок выявлялись нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, в связи с чем, в адрес директора МБОУ Лужайская ООШ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из выводов, содержащихся в акте комиссионного обследования и категорирования МБОУ Лужайская ООШ от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения в срок до августа 2020 года надлежало произвести ремонт периметрального ограждения территории учреждения, а также в срок до декабря 2020 года оснастить объект (территории) стационарными или ручными металлоискателями.
Несмотря на указанные обстоятельства, а также приведённые требования законодательства в ходе вновь проведённой городской прокуратурой проверки установлено, что антитеррористическая защищенность объекта образования не осуществляется, организационно-распорядительные, режимно-охранные и инженерно-технические мероприятия не реализуются. В частности ограждение по периметру МБОУ Лужайская ООШ не соответствует установленным требованиям, частично отсутствует, входные калитки не закрываются, пропускной режим на территорию образовательного учреждения не осуществляется надлежащим образом, что приводит к беспрепятственному проходу граждан на территорию образовательного учреждения, система видеонаблюдения также не соответствует предъявляемым требованиям, а именно не позволяет осуществлять одновременное наблюдение и контроль по периметру территории образовательного учреждения, а также не позволяет осуществлять запись и хранение записей со всех камер наблюдения на протяжении 30 дней, МБОУ Лужайская ООШ стационарными или ручными металлоискателями не оснащен.
МБОУ Лужайская ООШ является некоммерческой организацией, финансируется за счет средств бюджета, при этом учредителем МБОУ Лужайская ООШ является администрация г.о.г. Шахунья. Администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган осуществляет финансовое обеспечение оказываемых МБОУ Лужайская ООШ услуг в сфере образования, и осуществляет финансирование поддержания имущества, переданного МБОУ Лужайская ООШ, в надлежащем состоянии, на администрацию г.о.г. Шахунья в силу закона возложена обязанность по созданию на территории муниципального образования антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении. Отсутствие финансирования делает неисполнимым принятие образовательной организацией мер по устранению требований санитарного законодательства, поскольку, установление ограждения невозможно в отсутствие надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления, на которое такая обязанность возложена законом.
Таким образом, на администрацию г.о.г. Шахунья в силу закона возложена обязанность по финансированию работ по установке ограждения по периметру территории МБОУ Лужайская ООШ, проведение работ по дооснащению системы видеонаблюдения, а также оснащение учреждения стационарными или ручными металлоискателями.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно с п. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Исходя из п. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.п. 5, 10, 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. При этом одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 1, п. 1, 5, 7 ст. 2, ч. 4 ст. 3, п. 3.1. ст. 5., ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, противодействие терроризму в РФ основывается на принципах системности и комплексного использования, в том числе, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с п. 5, 17-19 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления, организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования, своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта, обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта; принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования осуществляется путем реализации комплекса организационно-распорядительных, режимно-охранных и инженерно-технических мероприятий.
Согласно письму Минобразования Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении рекомендаций (инструкций)», приложение - «Методика организации обеспечения антитеррористической защищенности учреждений социальной сферы» - территория объекта должна быть обнесена внешним ограждением. Высота ограждения должна быть не менее 1,5 метров.
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти муниципальных образований предусмотреть в бюджетах средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений: разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, в том числе контроля и управления доступом.
Судом установлено, что МБОУ Лужайская ООШ не выполнены требования об установке ограждения и дооснащения системы видеонаблюдения, а также оснащения учреждения стационарными или ручными металлоискателями, что создаёт угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта.
Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования на 2021 год не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, отсутствие финансового обеспечения не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона, так как соблюдение права обеспечения безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества, предупреждения совершения преступлений, в том числе террористической направленности не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности.
При таких обстоятельствах требования Шахунского городского прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░