Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-180/2018 ~ М-204/2018 от 26.11.2018

Дело № 2-180/2018

                                    

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2018 года пос. Эвенск

Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,

при секретаре Велиевой Л.Я.,

с участием: прокурора – помощника прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Бекренева В.С., действующего на основании поручения прокуратуры Магаданской области от 24 декабря 2018 года № 08-15-2018/2639.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Эвенского районного суда, расположенного по адресу: пос. Эвенск, ул. Победы, д. 19, гражданское дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Магаданский транспортный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» (далее - ФКП «Аэропорты Севера», Предприятие) о возложении обязанности провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Северо-Эвенск с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска прокурор указал, что транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФКП «Аэропорты Севера» требований воздушного законодательства в аэропорту Северо-Эвенск, являющемся филиалом предприятия.

По результатам проверки установлено, что ФКП «Аэропорты Севера» на протяжении длительного времени не проводится обследование орнитологической обстановки приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Северо-Эвенск с участием специалистов биологического учреждения.

В ответе на требование прокурора о предоставлении информации о состоянии организации орнитологического обеспечения полетов ФКП «Аэропорты Севера» указало, что по причине отсутствия в населенном пункте биологических учреждений вышеуказанное обследование в аэропорту Северо-Эвенск не проводилось. Одновременно ответчик сообщил, что орнитологическое обеспечение полетов и эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории в аэропорту Северо-Эвенск осуществляются силами работников филиала в соответствии с Инструкцией взаимодействия служб аэропорта в орнитологическом обеспечении полетов, утвержденной совместно старшим диспетчером Аэронавигации Северо-Востока и директором филиала «Аэропорт Северо-Эвенск».

Полагал, что бездействие ФКП «Аэропорты Севера» и непринятие им мер, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц, которые могут находиться на воздушных судах в момент взлета и посадки, на охрану жизни и здоровья.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» (статья 2), Воздушного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 48), Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденные Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128 (пункты 8.24,8.26), Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденное Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26 декабря 1988 года № 209 (пункты 4.1.1., 4.1.2., 4.1.12, 4.1.14), Магаданский транспортный прокурор просил суд возложить на ФКП «Аэропорты Севера» обязанность провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Северо-Эвенск с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Северо-Эвенского района Бекренев В.С., действующий по поручению прокуратуры Магаданской области от 24 декабря 2018 года № 08-15-2018/2639, настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Ответчик - ФКП «Аэропорты Севера», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявлял, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представитель структурного подразделения ФКП «Аэропорты Севера» - филиала «Аэропорт Северо-Эвенск» в судебное заседание также не явился.

В отзыве на исковое заявление ФКП «Аэропорты Севера» с исковыми требованиями согласилось, указав о том, что предприятием эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Северо-Эвенск с привлечением специалистов биологического учреждения, с составлением орнитологических карт-схем и графиком не проводилось. Ответчик пояснил, что ФКП «Аэропорты Севера» является планово-убыточным предприятием, финансирование которого осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой ежегодно Федеральным агентством воздушного транспорта. Одновременно в связи необходимостью предусмотреть в программе деятельности ФКП «Аэропорты Севера» на 2019 год мероприятия по определению объема и стоимости работ, осуществить процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ответчик просил суд предоставить 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу для проведения эколого-орнитологического обследования.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частями 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие представителя ФКП «Аэропорты Севера».

Выслушав мнение участвующего в деле прокурора, исследовав письменные материалы дела и оценив их в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФКП «Аэропорты Севера» является юридическим лицом, образованным в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2007 года № 1540-р, созданным в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области (пункты 1, 8, 9 Устава).

Для достижения указанных целей ФКП «Аэропорты Севера» осуществляет в установленном порядке аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению (подпункт «е» пункта 10 Устава).

Филиал «Аэропорт Северо-Эвенск» является обособленным подразделением ФКП «Аэропорты Севера» (пункт 8 Устава).

Аэропортовая деятельность осуществляется Предприятием в аэропорту «Северо-Эвенск», который является аэропортом местных воздушных авиалиний.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 2, части 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков.

Согласно положениям статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из указанного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом 2 вышеуказанных Правил приаэродромная территория представляет собой прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Правила установления приаэродромной территории и Правила выделения на приаэродромной территории подзон установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 года № 1460. В шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (подпункт «е» пункта 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон).

Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», которые обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации (далее – Федеральные авиационные правила) (пункт 1.2).

В соответствии с пунктом 8.24 Федеральных авиационных правил орнитологическое обеспечение полетов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, а именно: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

На аэродромах принимаются меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, вплоть до временного прекращения полетов (пункт 8.26 Федеральных авиационных правил).

Пунктом 3.1.1 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26 декабря 1988 года № 209 (далее - РООП ГА-89) предусмотрено, что планирование мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов производится, как правило, на период от 1 до 3 лет.

В соответствии с пунктами 4.1.12, 4.1.14, 4.1.15 РООП ГА-89 для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в различные периоды годовой активности птиц.

Примерно 1 раз в 2-3 года повторно обследуется приаэродромная территория или ее наиболее «птицеопасные» участки в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно.

Результаты обследования дополняются сведениями, полученными при визуальных наблюдениях за птицами на аэродромах, а также при радиолокационном контроле за орнитологической обстановкой. На основании этой информации составляются специальные сезонные карты-схемы орнитологической обстановки (масштаба 1:30000 или крупнее) и вспомогательные графики, показывающие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома. Оригиналы указанных карт-схем и графиков находятся в штурманской, а копии - в службе движения, летной и аэродромной службах.

Из содержания ответа ФКП «Аэропорты Севера», направленного в Магаданскую транспортную прокуратуру 29 октября 2018 года, следует, что эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома Северо-Эвенск с привлечением специалистов биологических учреждений не проводилось; специальные сезонные карты-схемы орнитологической обстановки, а также графики, демонстрирующие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома, не составлялись.

Доказательств обратного стороной ответчика в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено, не содержат таких сведений и материалы дела.

Учитывая, что законодательством прямо предусмотрена обязанность ФКП «Аэропорты Севера» (лица, осуществляющего аэропортовую деятельность) проводить мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Магаданского транспортного прокурора к ФКП «Аэропорты Севера».

Суд соглашается со сроком исполнения решения суда, указанным в иске прокурора, а именно 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая вопреки позиции ответчика его разумным и достаточным.

В случае неисполнения решения суда в вышеуказанный срок в силу объективных обстоятельств ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учетом вышеприведенных положений с ФКП «Аэропорты Севера» на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 в доход бюджета «Северо-Эвенский городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Магаданского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Северо-Эвенск с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, - удовлетворить.

Возложить на Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» обязанность провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Северо-Эвенск с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Северо-Эвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить срок составления мотивированного решения – 30 декабря 2018 года.

Председательствующий Е.А. Леонтьева

2-180/2018 ~ М-204/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Магаданский транспортный прокурор
Ответчики
ФКП "Аэропорты Севера"
Филиал "Аэропорты Северо-Эвенск"
Суд
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области
Судья
Леонтьева Е.А.
Дело на сайте суда
severoevensky--mag.sudrf.ru
26.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2018Передача материалов судье
30.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2018Судебное заседание
30.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2019Дело оформлено
28.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее