2-2563/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 22 октября 2018 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Шултуковой Ю.М.,
с участием третьего лица Казачкова Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Оренбурга к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Оренбурга обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных исковых требований администрация указывает, что она является должником по исполнительному производству №№-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа от 17.08.2017 года, выданного Ленинским районным судом г. Оренбурга, решение вступило в законную силу 01.08.2017 года. Предмет исполнения: обязать администрацию города Оренбурга предоставить ФИО6 за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования «город Оренбург» не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу. Ввиду того, что решение суда не исполнено, 16.04.2018 года судебным приставом-исполнителем Фаттаховой А.А. вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Истец считает, что вина администрации в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, так как были проявлены должная степень заботливости и осмотрительности для исполнения судебного решения. В 2017 году бюджету МО «город Оренбург» на период 2017 года из бюджета Оренбургской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделено 71753000,00 руб. Указанной денежной суммы достаточно для приобретения жилья для 59 граждан данной категории. На указанные средства были предоставлены жилые помещения гражданам, у которых решения суда вступили в законную силу ранее. Денежные средства закладываются в бюджет Оренбургской области в конце каждого отчетного года на последующий, в соответствии с положением на бюджетный 2018 год выделены средства на исполнение решений 2017 года. Министерством социального развития выделено бюджету МО «город Оренбург» 71759200,00 руб. на 2018 год. Процедура приобретения жилого помещения в муниципальную собственность определена Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В январе 2018 года в установленном законом порядке Управлением объявлено об аукционах на право заключения муниципальных контрактов, заключения договора участия в долевом строительстве. Муниципальным образованием «город Оренбург» заключен муниципальный контракт заключен муниципальный контракт от 21.05.2018 года на строительство многоквартирного дома по <адрес> в г. Оренбурге. Начало работ со дня подписания контракта и окончание работ по 01.11.2018 года. Процедура, установленная действующим законодательством по приобретению жилых помещений в собственность муниципального образования, занимает длительный промежуток времени, обеспечить жилым помещением ФИО6 возможно только в конце 2018 года.
Истец считает, что имеются объективные причины, препятствующие своевременному исполнению решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также, что виновное противоправное бездействие должника отсутствует. Просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
Представитель истца, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил.
Представитель УФССП России по Оренбургской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А., в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, возражений по требованиям не представили.
Неявка истца, ответчика, третьего лица судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, извещенных надлежащим образом.
Третье лицо ФИО6 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Администрации города Оренбурга, полагает истцом принимались все возможные меры к исполнению решения суда, а также имеются объективные уважительные причины – процедура и порядка предоставления квартир. Кроме того, пояснил, что Ленинским районным судом г.Оренбурга предоставлена отсрочка исполнения решения суда до конца текущего 2018 года.
Выслушав пояснения третьего лица Казачкова Ю.С., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 11, 12, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.
Согласно частей 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Частью 2 ст. 112 этого Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничительных сроков для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора
В соответствии с частью 6 статьи 112 указанного Федерального Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 75 Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Оренбург удовлетворены заявленные к Администрации города Оренбурга исковые требования, которым на ответчика возложена обязанность предоставить ФИО6 за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования «город Оренбург» не ниже установленных норм предоставления жилой площади в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу. Указанное судебное решение вступило в законную силу 01.08.2017 года.
На основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Ленинским районным судом г.Оренбурга, 05.03.2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП в интересах Казачкова Ю.С. возбуждено исполнительное производство, в постановлении установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения в этот срок требований исполнительного документа и при отсутствии доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, подлежит взысканию исполнительский сбор.
Факт получения истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства им не оспаривался.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от 16.04.2018 года по исполнительному производству был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что предусмотрено ч. 2 ст. 83 БК РФ.
Как следует из материалов дела на момент вынесения решения суда от 27.06.2017 Администрация города Оренбурга не располагала свободными жилыми помещениями, которые бы отвечали по площади и качеству требованиям, установленным ст. 2 и ст. 19.1 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области». Доказательств обратному суду не представлено.
Сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимые для проведения конкурсных процедур в целях исполнения решения суда по приобретению жилого помещения, превышают пятидневный срок, установленный приставом для добровольного исполнения обязательства.
С учетом п.6 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19.10.2011 года № 1015-п (в редакции от 12.11.2014 года), формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства муниципального жилья или приобретение жилья в муниципальную собственность.
После оформления жилого помещения в муниципальную собственность принимается решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, предназначенный для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с п.11 Правил.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истцом принимались необходимые меры к исполнению судебного решения о возложении обязанности предоставить ФИО6 жилое помещение, эти меры при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, были приняты должником в полном объеме.
Так, 21.05.2018 между Управлением строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга и ООО «Уральская инвестиционная компания» заключен муниципальный контракт № № на строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес> г. Оренбурга.
Начальником Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга утвержден список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в вышеуказанном жилом доме, в который ФИО6. включен.
Также надлежит учитывать, что приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сроки государственной регистрации недвижимого имущества составляют более пяти дней, в течение которых истцу было предложено исполнить решение в добровольном порядке. Администрацией муниципального образования проведена должная работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц, в том числе для Казачкова Ю.С.
Кроме того, ч.2 ст. 92, ч.1 ст. 99 ЖК РФ предусматривают порядок включения в специализированный жилищный фонд жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после чего администрация заключает договоры найма специализированного жилого помещения. Также надлежит учитывать сроки государственной регистрации недвижимого имущества.
Таким образом, принимая во внимание, что финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия) должника в неисполнении судебного решения от 27.06.2017 года в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Оценив представленные доказательства, суд, учитывая отсутствие вины должника в неисполнении решения Ленинского районного суда г.Оренбурга по гражданскому делу №2-4165/2017, приходит к выводу, что истцом принимались все возможные меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – процедуры и порядка предоставления квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок.
В связи с изложенным, исковые требования администрации г.Оренбурга об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного с администрации на основании постановления от 16.04.2018 года подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Администрации города Оренбурга к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Администрацию г.Оренбурга от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой Айслу Акжигитовны от 16.04.2018 года по исполнительному производству №№-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Бахтиярова Т.С.
Решение в окончательной форме составлено 26 октября 2018 года.