Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серов 10 сентября 2012 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Холоденко Н.А.,
при секретаре Герасименко О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1753/2012 по иску
Серовского городского прокурора в интересах Никитиной Натальи Владимировны к
Министерству строительства и развития инфраструктуры
Свердловской области,
Администрации Серовского городского округа
о предоставлении жилого помещения
с участием истца Никитиной Н.В.,
старшего помощника Серовского городского прокурора Гребенкиной А.Н.
У С Т А Н О В И Л:
Серовский городской прокурор, действуя в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Никитиной Н.В., обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Администрации Серовского городского округа о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указав, что Никитина Н.В., является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете для предоставления жилого помещения. Жилое помещение за Никитиной Н.В., закреплено не было. В соответствии с постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Никитина Н.В., поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В собственности Никитина Н.В., жилой площади на территории Серовского городского округа не имеет. Никитина Н.В. приобрела право на получение жилого помещения вне очереди за счет средств бюджета <адрес>, но жилое помещение ей не предоставлено.
Истец Никитина Н.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала. Подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснила о том, что в настоящее время проживает и временно зарегистрирована по адресу <адрес> ул. 4 пятилетки, 40-14, по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрирована постоянно по месту жительства бывшего опекуна. Прав на жилье опекуна не имеет. В собственности жилых помещений не имеет.
В судебном заседании старший помощник Серовского городского прокурора Гребенкина А.Н. исковые требования поддержала, при этом просила обязать ответчиков предоставить жилое помещение Никитиной Н.В. в течение 2012 года. Вышеизложенные обстоятельства подтвердила.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представителем данного ответчика, действующим на основании доверенности ФИО10, представлен отзыв, в котором просит в иске отказать. В обоснование чего указал о том, что передача приобретенных и распределенных Министерством детям-сиротам жилых помещений в муниципальную собственность осуществляется не Министерством строительства и архитектуры <адрес>, а Министерством по управлению государственным имуществом <адрес>. Требование истца о возложении на Министерство обязанности приобрести за счет средств областного бюджета и распределить истцу жилое помещение является требованием о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности. Из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет по аналогии с порядком, установленным ч. 1 ст. 57 ЖК РФ. Также просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Представитель Администрации Серовского городского округа по доверенности Силантьев М.Н. в судебное заседание не явился. Представил суду письменный отзыв, в котором требования истца в части возложения обязанности на администрацию Серовского городского округа на заключение с Никитиной Н.В., договора социального найма на жилое помещение, переданное из казны <адрес>, считает подлежащими удовлетворению. Ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Заслушав пояснения истца Никитиной Н.В., старшего помощника Серовского городского прокурора Гребенкиной А.Н., исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч. 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названном Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.
Частями 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Частью 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При этом к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона).
Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Обеспечение жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В связи с чем, доводы ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> о том, что не противоречит закону предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет по аналогии с порядком, установленным ч. 1 ст. 57 ЖК РФ основаны на неверном толковании закона.
Как установлено судом, из свидетельства о рождении Никитиной Натальи Владимировны, следует, что её матерью является ФИО3, отцом ФИО4. Никитина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обладает статусом лица из числа детей – оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждено решением Серовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО3, лишена в отношении Никитиной Натальи Владимировны родительских прав. Отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. Что подтверждено свидетельством о смерти I-АИ №, выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС <адрес>.
Постановлением Главы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, над Никитиной Н.В., была установлена опека ФИО5.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Никитина Н.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма.
Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у Никитиной Н.В., возникло с момента окончания ГОУ СПО СО Медицинский колледж ДД.ММ.ГГГГ.
Жилых помещений в собственности Никитина Н.В. не имеет. Что подтверждено информацией Филиала СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» «Серовское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записей о правах Никитиной Н.В., информацией Администрации Серовского городского округа о том, что Никитина Н.В., на 2012 год во внеочередном списке на получение жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде под номером 173, в общем списке 2074.
Из свидетельства № о регистрации по месту пребывания следует, что Никитина Н.В. зарегистрирована на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, К:ОБ, <адрес>. Согласно договору № найма жилого помещения в специализированном жилом фонде от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Серовского городского округа Никитиной Н.В. предоставлено койко-место в комнате № в муниципальном общежитии № по указанному адресу.
В соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и плановый перио<адрес> 1014 годов», на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерству строительства и архитектуры <адрес>, как главному распорядителю бюджетных средств, бюджетных ассигнований на 2012 год предусмотрено 788 400 тысяч рублей (Приложение 5 «Свод расходов областного бюджета», строка 1454, приложение 7 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2012 год», строка 391).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения в соответствии с которым органы местного самоуправления, предоставляют жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры <адрес>, которое и является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно п.12 указанного Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры <адрес> с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в течение 5 рабочих дней от даты получения от <адрес> государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Исходя из вышеизложенного, направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и архитектуры <адрес>) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется Министерством строительства и архитектуры <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными <адрес>, и только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Установив названные обстоятельства, суд, основываясь на положениях ст. ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приходит к выводу о наличии у ФИО12 права на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма за счет средств областного бюджета.
Согласно ч. 2 ст. 50, ч. 5, 6 ст. 57, ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры, соответствующей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Главы администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека и норма предоставления площади жилого помещения в Серовском городском округе в размере однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади на одного человека.
Исходя из вышеуказанных норм, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, определяет ещеиминимальный размер предоставляемого жилого помещения (нениже установленных социальных норм).
При этом, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О реорганизации Министерства строительства и архитектуры <адрес>» Министерство строительства и архитектуры <адрес> реорганизовано путем присоединения к нему Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> и переименовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта <адрес>.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О переименовании Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта <адрес>» Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта <адрес> переименовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры <адрес> обязанность приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Серове для Никитиной Н.В. с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность, а на Администрацию муниципального образования Серовский городской округ возложить обязанность заключить с Никитиной Н.В. договор социального найма на приобретенное для него жилое помещение.
При указанных обстоятельствах исковые требования Серовского городского прокурора в интересах Никитиной Н.В. о предоставлении жилого помещения, являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░:░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.