Дело № 2а-8398/2019
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
04 октября 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Вискуловой В.В.,
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием административного истца Ковалевой Г. В., административного ответчика – представителя администрации г. Благовещенска Змеу Ю. В., заинтересованного лица – представителя Уполномоченного по правам человека в Амурской области Буруновой Н. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ковалевой Г. В. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа в постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанностей поставить на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Ковалева Г.В. обратилась в суд с данным исковым заявлением, указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 30 июля 2018 года Ковалева Г.В. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числе детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но административному истцу было отказано в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете. По результатам рассмотрения комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска заявления, 15 августа 2018 года принято решение об отказе в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, как не предоставившей предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска № 15, не были представлены документы, подтверждающие статус лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно имелись расхождения в отношении фамилии матери. Решением Благовещенского городского суда от 30 мая 2019 года (вступившего в законную силу 08 июля 2019 года) установлено наличие родственных отношений между Ковалевой Г. В., *** г.р. и её матерью Ковалевой (Шейкиной) О. А.. Постановлением администрации г. Благовещенска от 23 июля 2019 года № 2361 Ковалевой Г.В. вновь было отказано в постановке на учет как не предоставившей документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ. Из выписки из протокола № 14 от 17 июля 2019 гола следует, что копии паспортов своего и Шаталова И.А. заявителем представлены не в полном объеме, отсутствуют копии страниц «семейное положение, дети», о наличии брака Ковалевой Г.В. и Шаталовым И.А.; заявителем также не представлена справка о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества на территории Белогорского района по данным БТИ за Шаталовым И.А., при отсутствии брака, указанная справка не требуется. С данным отказом не согласна, поскольку административный истец приходила на прием лично с копиями и подлинниками документов.
Просит признать незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающейсяв жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать администрацию г. Благовещенска принять её на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала в полном объеме, отметила, что четыре раза обращалась в администрацию для постановки на учет, представляла необходимые документы, но ей постоянно отказывали. В браке с Шаталовым И.А. – отцом её ребенка она не состоит, поэтому требования со стороны администрации представлять справки о его недвижимом имуществе были необоснованными. Просит признать незаконным постановление администрации г. Благовещенска от 23 июля 2019 года № 2361 об отказе Ковалевой Г. В. в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представители администрации г. Благовещенска Змеу Ю.В., Вивдич Е.Н. в судебных заседаниях по делу с заявленными требованиями не согласились, отметили, что постановлением администрации г. Благовещенска от 23.07.2019 г. № 2361 «Об отказе в принятии на регистрационный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ковалевой Г.В.» истцу отказано в принятии на регистрационный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по следующим основаниям. Согласно свидетельству о заключении брака между Ковалёвым В.Д. и Шейкиной О. А. *** был заключен брак, после заключения брака жене была присвоена фамилия Ковалёва.В соответствии со свидетельством о рождении, родителями Ковалевой Г. В., родившейся *** года, являются Ковалев В. Д., Шейкина О. А.. Ковалев В.Д. умер *** г. Решением Ромненского районного суда Амурской области от 20.02.2008 г. родительских прав в отношении заявителя лишена Ковалева О. А.. Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 30.05.2019 г. по делу № 2-5172/2019, вступившим в законную силу 08.07.2019 года, установлен факт, имеющий юридическое значение: наличие родственных отношений между Ковалевой Г. В., *** г.р., уроженкой ***, и её матерью, Ковалевой (Шейкиной) О.А., *** г.р., уроженкой ***. Вместе с тем, факт родственных отношений был установлен судом после достижения Ковалевой Г.В. возраста 23 лет; кроме того, основанием для вынесения постановления от 23.07.2019 г. № 2361 выступило представление не в полном объеме страниц паспорта Ковалевой Г.В. и Шаталовым И.А. (отсутствуют копии страниц «семейное положение», «дети»), непредставление на Шаталова И.А. справки о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество в Белогорском районе (при отсутствии брака справка не требуется). В связи с достижением возраста 23 лет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, заявителем утрачен. Считают постановление администрации г. Благовещенска от 23.07.2019 г. № 2361 законным и обоснованным.
Представитель МУ «БГАЖЦ» Штыкова С.Е. в судебном заседании 19.09.2019 г. просила приобщить к материалам дела постановления, уведомление, выписки ЕГРН, справки, реестр передачи документов, расписки, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, копии паспортов, заявление, решение суда, ответ из прокуратуры; считала отказ в принятии Ковалевой Г.В. на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, обоснованным.
Представитель Уполномоченного по правам человека в Амурской области Буруновой Н.Г. просила суд удовлетворить требования административного истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3 КАС РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Ковалева Г.В. *** года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Ковалевой Г.В. - Ковалева О.А. решением Ромненского районного суда от 20.02.2008 г. лишена родительских прав.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 30.05.2019 г. (вступившего в законную силу 08.07.2019 г.), установлен факт, имеющий юридическое значение: наличие родственных отношений между Ковалевой Г.В., *** г.р. и ее матерью Ковалевой (Шейкиной) О.А., *** г.р.
Постановлением администрации г. Благовещенска от 23.07.2019 г. № 2361 Ковалевой Г.В.на основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 г. № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска от 17.07.2018 г. № 14, отказано в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как представившей документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также не представившей предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
В рамках настоящего дела ставится вопрос о признании незаконным указанного постановления администрации г. Благовещенска об отказе Ковалевой Г.В. в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Ковалева Г.В. обратилась в суд с обжалованием настоящего постановления 27.08.2019 г., т.е. с соблюдением установленного законодательством срока.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу положений ст. 52, 54 ЖК РФ, а также ст. 4 Закона Амурской области от 01.09.2005 г. № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» относятся к полномочиям органа местного самоуправления.
Постановлением Администрации города Благовещенска от 10.07.2014 г. № 2825 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальным казенным учреждением "Благовещенский городской архивный и жилищный центр" муниципальной услуги "Принятие на регистрационный учет или отказ в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, решением Ромненского районного суда Амурской области от 20.02.2008 г. родительских прав в отношении административного истца лишена её мать - Ковалева О.А. Отец истца - Ковалев В.Д. умер *** г. Ковалева Г.В. постановлением главы Ромненского района Амурской области от 29.06.2009 г. № 287 была определена в государственное учреждение для детей-сирот.
Постановлением главы Ромненского района Амурской области от 13.01.2017 г. № 07 Ковалева Г.В. была принята на регистрационный учет как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения; постановлением главы Ромненского района от 02.11.2017 г. № 718 истец была снята с регистрационного учета на основании личного заявления.
Административный истец 25.06.2011 г. окончила МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Восточный», Октябрьского района Амурской области, с 01.09.2015 г. по 30.06.2018 г. обучалась в ГПОАУ АКСТ, с 03.08.2018 г. обучается в ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ, предположительный срок окончания университета 31.08.2022 г.
Ковалева Г.В. с 22.08.2011 г. по 04.07.2018 г. была зарегистрирована в доме № *** ул. ***, который в соответствии с актом проверки сохранности жилья дома № *** от 19.02.2014 года, составленного комиссией в составе: главы Верхнебельского сельсовета, социального педагога Верхнебельской школы, председателя женсовета, дом № *** требует капитального ремонта, для жилья непригоден. С 04.07.2018 г. Ковалева Г.В. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, на указанное жилое помещение между Шаталовым И.А., собственником квартиры, являющимся отцом её ребенка (в официальном браке не состоят) и Ковалевой Г.В. заключен договор аренды от 01.01.2019 года сроком на 1 год. Предыдущий договор заключался 07.01.2018 г. также сроком на один год по тому же объекту недвижимости между этими же сторонами. 16.11.2018 года у заявителя родилась дочь, отцом ребенка является Шаталов И.А. согласно свидетельству о рождении ребенка.
Ковалева Г.В. четыре раза обращалась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 г. № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» и протоколов заседаний комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска Ковалевой Г.В. было отказано в постановке на учет основаниям, отраженным в выписках из протоколов:
1. Постановлением от 03.05.2018 г. № 1233 – в связи с не подтверждением статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в свидетельстве о рождении родителями заявителя являлись Ковалев В.М., Шейкина О.А.; лишение родительских прав решением суда было оформлено на Ковалеву О.А., а документы о смене фамилии Шейкиной О.А. на фамилию Ковалева О.А. не были представлены заявителем. Также заявителем не был представлен документ, подтверждающий возникновение права пользования жилым помещением по адресу: ***.
2. Постановлением от 15.08.2018 г. № 2530 – в связи с сохранившимся расхождением фамилии матери заявителя, поскольку в свидетельстве о рождении родителями заявителя являлись Ковалев В.М., Шейкина О.А.; лишение родительских прав решением суда было оформлено на Ковалеву О.А.
3. Постановлением от 03.04.2019 г. № 1065 – в связи с непредставлением заявителем документов о смене фамилии Ковалевой О.А. на фамилию Шейкина О.А. в период с 11.11.1990 г. по 10.04.1996 г., а до 20.08.2008 г. о смене на фамилию на Ковалеву О.А. При этом в постановлении отмечено, что согласно свидетельству о заключении брака между Ковалевым В.Д. и Шейкиной О.А., после заключения брака жене присвоена фамилия Ковалева. Статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, был не подтвержден.
4. Постановлением от 23.07.2019 г. № 2361 – в связи с утратой Ковалевой Г.В. статуса лица, оставшегося без попечения родителей при достижении возраста 23 лет, а также представлением Ковалевой Г.В. на себя и Шаталова И.А. копий не всех страниц паспорта (отсутствовали страницы «семейное положение», «дети»); заявителем также не представлена справка о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества на территории Белогорского района по данным БТИ за Шаталовым И.А., при отсутствии брака, указанная справка не требуется.
В судебном заседании установлено, что на странице паспорта Ковалевой Г.В. в графе «семейное положение» отсутствуют сведения о заключении брака. Согласно пояснениям Ковалевой Г.В.. она в официальном браке с Шаталовым И.А. не состоит. Он является лишь отцом её ребенка. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно Решению Благовещенского городского суда от 30.05.2019 г. по делу № 2-5172/2019 установлен факт, имеющий юридическое значение – наличие родственных связей между Ковалевой Г.В., *** г.р., и её матерью Ковалевой (Шейкиной) О.А., *** г.р.
Согласно выпискам из ЕГРН, запрошенным судом, у Ковалевой Г.В. и её дочери – Шаталовой А.И. – отсутствуют сведения о наличии недвижимого имущества. Квартира, расположенная по адресу: ***, принадлежит на праве собственности Шаталову И.А., который также владеет 1/3 доли на кв. *** по адресу: ***. Сведений о праве собственности Ковалевой Е.В. или её дочери Шаталовой А.И. на эти объекты не имеется.
Согласно имеющейся в деле расписке от 09.07.2019 г., Ковалевой Г.В. были поданы в офис № 1 ГАУ АО МФЦ по г. Благовещенску в числе документов на представление услуги «02 Принятие на регистрационный учет или отказ в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в числе иных документов, копии паспорта гражданина РФ в 2 экземплярах.
Судом также установлено, что заявителем ранее представлялась в администрацию г. Благовещенска копия свидетельства о заключении брака от *** г. между своим отцом Ковалевым В.Д и матерью Шейкиной О.А., где отмечено, что Шейкиной О.А. при заключении брака присвоена фамилия «Ковалева». Это подтверждается представленной копией документа представителем МУ «БГАЖЦ» Штыковой С.Е.
В заявлении о составе семьи, поданном мэру г. Благовещенска 09.07.2019 г., Ковалева Г.В. указала двух человек – Шаталову А.И. и Шаталова И.А., однако официальный брак между ними не заключался.
Часть 1 ст. 54 ЖК РФ устанавливает, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1), а также если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2).
Часть 4 ст. 52 ЖК РФ определяет, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Часть 6 ст. 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 г. № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» допускает отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в случае, если:
1) не представлены документы, предусмотренные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а", "б", "в", "ж", "з" пункта 3, подпунктах "а", "г", "д", "ж" пункта 4 части 1 настоящей статьи;
2) представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Как установлено судом, постановление администрации г. Благовещенска от 23.07.2019 г. № 2361 ссылается на утрату Ковалевой Г.В. статуса лица, оставшегося без попечения родителей при достижении возраста 23 лет, а также на представление Ковалевой Г.В. на себя и Шаталова И.А. копий не всех страниц паспорта (отсутствовали страницы «семейное положение», «дети»); не представление справки о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества на территории Белогорского района по данным БТИ за Шаталовым И.А., при отсутствии брака, указанная справка не требуется.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пункт 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 11 этого же Федерального закона предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке (пункты 1 и 2).
Как отмечается в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка», ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. № 1559-1 ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение жильем.
Как было установлено в судебном заседании, Ковалева Г.В. неоднократно предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, последовательно – от отказа к отказу – устраняя препятствия для постановки на учет: подтверждение возникновения права пользования жилым помещением по адресу: *** было ею осуществлено к вынесению Постановления администрации от 15.08.2018 г. № 2530 (т.е. до достижения возраста 23 лет); отмеченное в Постановлении администрации от 03.04.2019 г. № 1065 непредставление заявителем документов о смене фамилии Ковалевой О.А. на фамилию Шейкина О.А. в период с 11.11.1990 г. по 10.04.1996 г., а до 20.08.2008 г. о смене на фамилию на Ковалеву О.А. как основание для отказа в постановке на учет суд оценивает критично, поскольку в этом же постановлении отмечено, что согласно свидетельству о заключении брака между Ковалевым В.Д. и Шейкиной О.А., после заключения брака жене присвоена фамилия Ковалева (соответствующий вывод в постановлении также был сделан до достижения Ковалевой Г.В. до достижения ею 23 лет). Факт родственных отношений между матерью и дочерью в последующем был подтвержден судом. То, что соответствующее судебное подтверждение состоялось после достижения Ковалевой Г.В. 24 лет не свидетельствует, по мнению суда, о том, что Ковалева Г.В. утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, и что положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на неё не распространяются.
Ссылка администрации на непредставление Ковалевой Г.В. на себя и Шаталова И.А. копий всех страниц паспорта (отсутствовали страницы «семейное положение», «дети») в обоснование отказа в постановке её на учет обосновывалась подпунктами 1, 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 г. № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области». Вместе с тем, вышеназванные нормы непосредственно не указывают на необходимость представления заявителем копий всех страниц паспорта. Не указывают на это и выбранные в обоснование юридической позиции администрации подпункты 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области», поскольку п. 1 ч. 6 ст. 10 данного Закона не ссылается на п. 1.1 ч.1, который в числе документов для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, называет документы, удостоверяющие личность гражданина (заявителя) и совместно проживающих с ним членов семьи (паспорт гражданина Российской Федерации или документы, его заменяющие). Кроме того, суд отмечает, что в материалах дела имеется расписка из офиса № 1 ГАУ АО МФЦ по г. Благовещенску, где в числе документов на представление услуги «02 Принятие на регистрационный учет или отказ в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» названы копии паспорта гражданина РФ в 2 экземплярах. Следовательно, у представителей уполномоченных публичных органов была возможность своевременно разрешить возникшие сомнения, тем более, что часть 4 ст. 52 ЖК РФ определяет, что органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения).
Указание в постановлении администрации г. Благовещенска от 23.07.2019 г. № 2361 о непредставлении Ковалевой Г.В. справки о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества на территории Белогорского района по данным БТИ за Шаталовым И.А. не основано на законе, поскольку при отсутствии брака указанная справка не требуется (что и оговаривается в самом постановлении).
Таким образом, судом установлено, что истец относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на момент обращения в администрацию г. Благовещенска, предприняла необходимые и достаточные меры для подтверждения соответствующего статуса к моменту вынесения Постановления от 23.07.2019 г. № 2361, и имела в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на внеочередное предоставление жилого помещения, такое право ею не было реализовано, и на момент предъявления иска Ковалева Г.В. нуждалась в жилом помещении.
С учетом установленных по делу обстоятельств, постановление администрации г. Благовещенска от 23.07.2019 г. № 2361 «Об отказе в принятии на регистрационный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ковалевой Г.В.», является незаконным.
Учитывая представленные по делу доказательства, а также объективную нуждаемость Ковалевой Г.В. в жилом помещении, которая не оспаривалась лицами, участвующими в деле, требования Ковалевой Г.В. в части признания незаконным постановления администрации г. Благовещенска от 23 июля 2019 года № 2361 и возложении на администрацию г. Благовещенска Амурской области обязанности принять её на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Требования Ковалевой Г. В. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г. Благовещенска от 23 июля 2019 года № 2361 об отказе Ковалевой Г. В. в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить на администрацию города Благовещенска Амурской области обязанность принять Ковалеву Г. В., *** года рождения, на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2019 года
Председательствующий В.В. Вискулова