УИД 36RS0006-01-2021-000349-48
№ 2а-1147/2021
Строка 3.020а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» марта 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
административного истца Сергеева С.В.,
представителя административного ответчика по доверенности Родиной М.Л.,
представителя заинтересованного лица по доверенности Шитых Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергеева Сергея Валерьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности опубликовать извещение о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Административный истец Сергеев С.В. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с указанным административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – ДИЗО ВО, Департамент), ссылаясь на то, что 10.11.2020 он направил в Департамент заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах населенного пункта для индивидуального жилищного строительства, в котором просил принять решение о предварительном согласовании земельного участка в границах города Воронежа из земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 535 кв.м., местоположение: <адрес>, участок, расположенный напротив <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства. К заявлению была приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Сергеевым С.В. было получен ответ Департамента от 28.12.2020 № 52-17-18264з, в котором содержался отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.3 п.16 ст.11.10, пп.2 п.1 ст.39.18, пп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ.
Указанный отказ административный истец считает незаконным, поскольку земельный участок соответствует требованиям, предъявляемым к образуемым и измененным земельным участкам; постановление Правительства Воронежской области от 30.11.2015 № 931 разрешает строительство в границах регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-8) объекта культурного наследия федерального значения «Церковь и колокольня Акатова монастыря» строительство объектов капитального строительства при максимальной высоте объектов капитального строительства от земли до конька скатной кровли – 9 м; сильного уклона спорного земельного участка не имеется; предположение административного ответчика о необходимости выемки грунта и изменения рельефа в случае строительства дома, в том числе на склонах, ничем не обоснованно.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 17.02.2021, в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление главного архитектора Воронежской области и Управление по охране объектов культурного наследия.
В судебном заседании административный истец Сергеев С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил признать незаконным решение ДИЗО Воронежской области от 28.12.2020 № 52-17-18264з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка; обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем инициирования законной процедуры, предусмотренной ст.39.18 Земельного кодекса РФ, в виде обеспечения опубликования извещения о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Представитель административного ответчика ДИЗО ВО по доверенности Родина М.Л. заявленные требования полагала необоснованными и незаконными; представлены письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица Управления Главного архитектора по доверенности Шитых Ю.И. пояснила, что рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж-2 – зона малоэтажной смешанной застройки; в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе ППЗ, земельный участок находится в границах водоохранной зоны и в границах исторической территории, в связи с чем, необходимо учитывать установленные ограничения; в соответствии со схемой планировочных ограничений и градостроительных резервов Генерального плана, территория, на которой находится испрашиваемый земельный участок относится к территории, на которой расположены овраги.
Заинтересованное лицо Управление по охране объектов культурного наследия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом в судебное заседание его представитель не явился, о причинах неявки не сообщил.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, первоначально Сергеев С.В. обращался к административному ответчику 10.09.2020 с заявлением о предварительном согласовании земельного участка в границах населенного пункта г. Воронеж из земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 768 кв.м местоположение: <адрес>, участок, расположенный напротив <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Ответом Департамента от 05.10.2020 № 52-17-13548з Сергееву С.В. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
11.11.2020 Сергеев С.В. обратился в ДИЗО Воронежской области с заявлением, в котором просил принять решение о предварительном согласовании земельного участка в границах города Воронежа из земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 535 кв.м., местоположение: <адрес>, участок, расположенный напротив <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства.
В письменном ответе ДИЗО Воронежской области от 28.12.2020 № 52-17-18264з (л.д.15-17) содержится отказ в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании земельного участка.
Указанное решение Сергеев С.В. считает незаконным, лишающим его права на приобретение спорного участка на законных условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, нарушающим права и законные интересы административного истца в связи с чем, просит суд признать его незаконным.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (введенной в действие с 01.03.2015 года Федеральным законом от 23.06.2014 года N 171-ФЗ) (далее – ЗК РФ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п.1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13).
Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
В силу пп.3 п.16 названной статьи таким основанием для отказа является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 года № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» департамент является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующем кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.
В силу Постановления Правительства Воронежской области от 08.05.2009 года № 365 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области» департамент является органом, уполномоченным по утверждению схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка входит в полномочия административного ответчика.
Порядок предоставленияв собственность, аренду,постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 ЗК РФ и в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Наосновании изложенного, предварительное согласование предоставления земельного участка является одним из необходимых этапов процедуры предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Приказом департамента от 24.01.2017 № 105 утвержден Административный регламент департамента по предоставлению государственной услуги «Принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - Регламент).
Согласно и.2.2.3. Регламента при предоставлении государственной услуги в случае необходимости в целях получения документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги, для проверки сведений, предоставляемых заявителями, а также предоставления иных необходимых сведений осуществляется взаимодействие с органами местного самоуправления; органами (организациями) технического учета и технической инвентаризации; иными органами и организациями (учреждениями), имеющими сведения, необходимые для предоставления государственной услуги.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образоватьи отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок.
В случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка (п.11 ст. 39.15 ЗК РФ).
Подготовка и утверждение схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее – Требования).
В соответствии с п. 4 Требований, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Приказом департамента от 24.01.2017 № 106 утвержден Административный регламент департамента по предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории" (далее - Регламент схема).
Согласно п. 2.2.1. Регламента схемы предусмотрено, что в предоставлении государственной услуги осуществляющей департаментом принимают участие органы и организации, предоставляющие документы, необходимые для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории: управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.
Статьей 21 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, (утв. Решением Воронежской Городской Думы от 25.12.2009 года № 384-11), установлены ограничения к земельным участкам и объектам капитального строительства, расположенным в пределах зон с особыми условиями использования.
При исследование предоставленной заявителем схемы расположения испрашиваемого земельного участка административным ответчиком установлено ее несоответствие требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762.
Как следует из ответа Управления главного архитектора городского округа город Воронеж, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж2 – зона малоэтажной смешанной застройки, которая выделена для обеспечения условий формирования районов преимущественно малоэтажной застройки с возможным размещением домов средней этажности для создания более компактной и разнообразной жилой среды и в целях формирования переходного масштаба застройки с ограниченным набором услуг местного значения. Часть территориальной зоны с индексом Ж-2, в которой расположен рассматриваемый земельный участок, с землями лесного фонда не граничит. Для данной зоны отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи относятся к основному виду разрешенного использования.
Согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассматриваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне Воронежского водохранилища, в границах выявленного объекта культурного наследия – «Культурный слой г. Воронеж» (реестровый №), утвержденных в соответствии с Приказом управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области № 71-01-07/58 от 29.03.2016 и 71-01-07/162 от 18.08.2016, а также в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-8) объекта культурного наследия федерального значения «<адрес> утвержденной постановлением Правительства Воронежской области 30.11.2015 № 931.
В соответствии со схемой планировочных ограничений и градостроительных резервов Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-П, территория, на которой расположен испрашиваемый для формирования земельный участок, относится к территории, на которой расположены овраги, что подтверждается актом проверки земельного участка от 16.09.2020 ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов».
В соответствии со схемой инженерно-геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория имеет уклон более 20% и относится к территориям, требующим весьма сложной подготовки и очень сложных фундаментов. Территория, на которой расположен рассматриваемый земельный участок, имеет уклон в сторону водохранилища с перепадом высот порядка 15м. В случае формирования земельного участка на данной территории потребуется проведение инженерной подготовки для его освоения и строительства на нем жилого дома, что запрещено постановлением Правительства Воронежской области от 30.11.2015 № 931.
Указанным постановлением Правительства Воронежской области 30.11.2015 № 931 утверждены координаты зон, особый режим использования и требования к градостроительным регламентам, согласно которым в границах зоны застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-8) разрешено использование земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с функциональным назначением, сложившимся ко времени установления режима и градостроительного регламента. Изменение сложившегося рельефа, выемка и подсыпка грунта, за исключением проведения мероприятий по инженерной защите территорий, запрещены.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Довод Сергеева С.В, о том, что на рядом расположенные земельные участки ранее были утверждены схемы расположения земельных участков для индивидуального жилищного строительства и там ведется строительство, суд не принимает во внимание, поскольку факты предоставления иных земельных участков не являются предметом оценки в рамках рассмотрения настоящего административного дела.
Довод административного истца о том, что согласно заключению кадастрового инженера ФИО1, приобщенного в материалы дела, северо-западная часть земельного участка, прилегающая к <адрес>, имеет ровный рельеф без уклона, суд считает не является основанием для удовлетворения требований, поскольку как указано в данном заключении, далее рельеф участка имеет явно выраженный уклон в сторону водохранилища, что подтверждает указанное выше.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что при принятии решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка административным ответчиком как органом, наделенным соответствующими полномочиями, были соблюдены требования нормативных актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, а, следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Требования истца о возложении обязанности опубликовать извещение о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства не подлежат удовлетворению, поскольку они являются производными от первоначальных, в удовлетворении которых истцу отказано.
Кроме того, суд полагает, что не может быть возложена на ответчика обязанность опубликовать извещение о предоставлении спорного земельного участка, поскольку это будет подменять полномочия Департамента по принятию решения о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Сергеева Сергея Валерьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности опубликовать извещение о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2021.
УИД 36RS0006-01-2021-000349-48
№ 2а-1147/2021
Строка 3.020а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» марта 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
административного истца Сергеева С.В.,
представителя административного ответчика по доверенности Родиной М.Л.,
представителя заинтересованного лица по доверенности Шитых Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергеева Сергея Валерьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности опубликовать извещение о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Административный истец Сергеев С.В. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с указанным административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – ДИЗО ВО, Департамент), ссылаясь на то, что 10.11.2020 он направил в Департамент заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах населенного пункта для индивидуального жилищного строительства, в котором просил принять решение о предварительном согласовании земельного участка в границах города Воронежа из земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 535 кв.м., местоположение: <адрес>, участок, расположенный напротив <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства. К заявлению была приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Сергеевым С.В. было получен ответ Департамента от 28.12.2020 № 52-17-18264з, в котором содержался отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.3 п.16 ст.11.10, пп.2 п.1 ст.39.18, пп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ.
Указанный отказ административный истец считает незаконным, поскольку земельный участок соответствует требованиям, предъявляемым к образуемым и измененным земельным участкам; постановление Правительства Воронежской области от 30.11.2015 № 931 разрешает строительство в границах регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-8) объекта культурного наследия федерального значения «Церковь и колокольня Акатова монастыря» строительство объектов капитального строительства при максимальной высоте объектов капитального строительства от земли до конька скатной кровли – 9 м; сильного уклона спорного земельного участка не имеется; предположение административного ответчика о необходимости выемки грунта и изменения рельефа в случае строительства дома, в том числе на склонах, ничем не обоснованно.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 17.02.2021, в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление главного архитектора Воронежской области и Управление по охране объектов культурного наследия.
В судебном заседании административный истец Сергеев С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил признать незаконным решение ДИЗО Воронежской области от 28.12.2020 № 52-17-18264з об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка; обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем инициирования законной процедуры, предусмотренной ст.39.18 Земельного кодекса РФ, в виде обеспечения опубликования извещения о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Представитель административного ответчика ДИЗО ВО по доверенности Родина М.Л. заявленные требования полагала необоснованными и незаконными; представлены письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица Управления Главного архитектора по доверенности Шитых Ю.И. пояснила, что рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж-2 – зона малоэтажной смешанной застройки; в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе ППЗ, земельный участок находится в границах водоохранной зоны и в границах исторической территории, в связи с чем, необходимо учитывать установленные ограничения; в соответствии со схемой планировочных ограничений и градостроительных резервов Генерального плана, территория, на которой находится испрашиваемый земельный участок относится к территории, на которой расположены овраги.
Заинтересованное лицо Управление по охране объектов культурного наследия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом в судебное заседание его представитель не явился, о причинах неявки не сообщил.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, первоначально Сергеев С.В. обращался к административному ответчику 10.09.2020 с заявлением о предварительном согласовании земельного участка в границах населенного пункта г. Воронеж из земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 768 кв.м местоположение: <адрес>, участок, расположенный напротив <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Ответом Департамента от 05.10.2020 № 52-17-13548з Сергееву С.В. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
11.11.2020 Сергеев С.В. обратился в ДИЗО Воронежской области с заявлением, в котором просил принять решение о предварительном согласовании земельного участка в границах города Воронежа из земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 535 кв.м., местоположение: <адрес>, участок, расположенный напротив <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства.
В письменном ответе ДИЗО Воронежской области от 28.12.2020 № 52-17-18264з (л.д.15-17) содержится отказ в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании земельного участка.
Указанное решение Сергеев С.В. считает незаконным, лишающим его права на приобретение спорного участка на законных условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, нарушающим права и законные интересы административного истца в связи с чем, просит суд признать его незаконным.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (введенной в действие с 01.03.2015 года Федеральным законом от 23.06.2014 года N 171-ФЗ) (далее – ЗК РФ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п.1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13).
Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
В силу пп.3 п.16 названной статьи таким основанием для отказа является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 года № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» департамент является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующем кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.
В силу Постановления Правительства Воронежской области от 08.05.2009 года № 365 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области» департамент является органом, уполномоченным по утверждению схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка входит в полномочия административного ответчика.
Порядок предоставленияв собственность, аренду,постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 ЗК РФ и в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Наосновании изложенного, предварительное согласование предоставления земельного участка является одним из необходимых этапов процедуры предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Приказом департамента от 24.01.2017 № 105 утвержден Административный регламент департамента по предоставлению государственной услуги «Принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена» (далее - Регламент).
Согласно и.2.2.3. Регламента при предоставлении государственной услуги в случае необходимости в целях получения документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги, для проверки сведений, предоставляемых заявителями, а также предоставления иных необходимых сведений осуществляется взаимодействие с органами местного самоуправления; органами (организациями) технического учета и технической инвентаризации; иными органами и организациями (учреждениями), имеющими сведения, необходимые для предоставления государственной услуги.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образоватьи отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок.
В случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка (п.11 ст. 39.15 ЗК РФ).
Подготовка и утверждение схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее – Требования).
В соответствии с п. 4 Требований, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Приказом департамента от 24.01.2017 № 106 утвержден Административный регламент департамента по предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории" (далее - Регламент схема).
Согласно п. 2.2.1. Регламента схемы предусмотрено, что в предоставлении государственной услуги осуществляющей департаментом принимают участие органы и организации, предоставляющие документы, необходимые для утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории: управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.
Статьей 21 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, (утв. Решением Воронежской Городской Думы от 25.12.2009 года № 384-11), установлены ограничения к земельным участкам и объектам капитального строительства, расположенным в пределах зон с особыми условиями использования.
При исследование предоставленной заявителем схемы расположения испрашиваемого земельного участка административным ответчиком установлено ее несоответствие требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762.
Как следует из ответа Управления главного архитектора городского округа город Воронеж, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж2 – зона малоэтажной смешанной застройки, которая выделена для обеспечения условий формирования районов преимущественно малоэтажной застройки с возможным размещением домов средней этажности для создания более компактной и разнообразной жилой среды и в целях формирования переходного масштаба застройки с ограниченным набором услуг местного значения. Часть территориальной зоны с индексом Ж-2, в которой расположен рассматриваемый земельный участок, с землями лесного фонда не граничит. Для данной зоны отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи относятся к основному виду разрешенного использования.
Согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассматриваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне Воронежского водохранилища, в границах выявленного объекта культурного наследия – «Культурный слой г. Воронеж» (реестровый №), утвержденных в соответствии с Приказом управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области № 71-01-07/58 от 29.03.2016 и 71-01-07/162 от 18.08.2016, а также в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-8) объекта культурного наследия федерального значения «<адрес> утвержденной постановлением Правительства Воронежской области 30.11.2015 № 931.
В соответствии со схемой планировочных ограничений и градостроительных резервов Генерального плана городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-П, территория, на которой расположен испрашиваемый для формирования земельный участок, относится к территории, на которой расположены овраги, что подтверждается актом проверки земельного участка от 16.09.2020 ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов».
В соответствии со схемой инженерно-геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория имеет уклон более 20% и относится к территориям, требующим весьма сложной подготовки и очень сложных фундаментов. Территория, на которой расположен рассматриваемый земельный участок, имеет уклон в сторону водохранилища с перепадом высот порядка 15м. В случае формирования земельного участка на данной территории потребуется проведение инженерной подготовки для его освоения и строительства на нем жилого дома, что запрещено постановлением Правительства Воронежской области от 30.11.2015 № 931.
Указанным постановлением Правительства Воронежской области 30.11.2015 № 931 утверждены координаты зон, особый режим использования и требования к градостроительным регламентам, согласно которым в границах зоны застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-8) разрешено использование земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с функциональным назначением, сложившимся ко времени установления режима и градостроительного регламента. Изменение сложившегося рельефа, выемка и подсыпка грунта, за исключением проведения мероприятий по инженерной защите территорий, запрещены.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Довод Сергеева С.В, о том, что на рядом расположенные земельные участки ранее были утверждены схемы расположения земельных участков для индивидуального жилищного строительства и там ведется строительство, суд не принимает во внимание, поскольку факты предоставления иных земельных участков не являются предметом оценки в рамках рассмотрения настоящего административного дела.
Довод административного истца о том, что согласно заключению кадастрового инженера ФИО1, приобщенного в материалы дела, северо-западная часть земельного участка, прилегающая к <адрес>, имеет ровный рельеф без уклона, суд считает не является основанием для удовлетворения требований, поскольку как указано в данном заключении, далее рельеф участка имеет явно выраженный уклон в сторону водохранилища, что подтверждает указанное выше.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что при принятии решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка административным ответчиком как органом, наделенным соответствующими полномочиями, были соблюдены требования нормативных актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, а, следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Требования истца о возложении обязанности опубликовать извещение о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства не подлежат удовлетворению, поскольку они являются производными от первоначальных, в удовлетворении которых истцу отказано.
Кроме того, суд полагает, что не может быть возложена на ответчика обязанность опубликовать извещение о предоставлении спорного земельного участка, поскольку это будет подменять полномочия Департамента по принятию решения о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Сергеева Сергея Валерьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности опубликовать извещение о предоставлении спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2021.