Дело № 2а-37/2022
УИД 36RS0008-01-2021-001267-98
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Бобров
Воронежская область 20 января 2022 г.
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Касаткиной Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петриевой Г.И.,
с участием административного ответчика Максименко И.А.,
представителя заинтересованного лица военного комиссариата Бобровского района Воронежской области военного комиссара Бобровского района Воронежской области Буйлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Максименко Ивана Андреевича к призывной комиссии Бобровского района Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 06.12.2021, определении категории годности к военной службе,
УСТАНОВИЛ:
Максименко И.А. обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением к призывной комиссии Бобровского района Воронежской области, согласно которому он состоит на воинском учете и является призывником военного комиссариата Бобровского района Воронежской области. Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от 06.12.2021 он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б-3»). Решением призывной комиссии Бобровского района Воронежской области от 06.12.2021 он призван на военную службу. Считает решение призывной комиссии и заключение врача незаконными. Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от 06.12.2021 и направить его на медицинское обследование для определения категории годности к военной службе в соответствии с пп. 4 п. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 13 «Положения о призыве на военную службу граждан РФ» (л.д. 3-5).
Определением суда от 10.01.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен военный комиссариат Бобровского района Воронежской области (л.д. 57-58).
Административный истец Максименко И.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Административный ответчик призывная комиссия Бобровского района Воронежской области, будучи надлежаще извещена о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.), своего представителя в судебное заседание не направила.
Представитель заинтересованного лица военного комиссариата Бобровского района Воронежской области военный комиссар Бобровского района Воронежской области Буйлов А.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2018 года N 2486-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 194 и частью 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Часть 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право суда прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, закон связывает удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, с наличием одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Необходимость в восстановлении нарушенных прав, является обязательным условием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий и решений публичного органа и рассмотрения административного дела по существу. Отсутствие указанных обстоятельств является основанием для прекращения производства по делу.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Из приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 N400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" (вместе с "Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе") усматривается, что по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела решение о призыве Максименко И.А. на военную службу утратило силу как нереализованное и не подлежит исполнению, и, начиная с 31 декабря 2021 г., не порождает для истца каких-либо правовых последствий в рамках осеннего призыва на воинскую службу.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 194 КАС РФ, поскольку оспариваемое решение утратило силу и перестало затрагивать права административного истца.
При этом анализ приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи с принципами организации призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, указывает на то, что вопросы о наличии оснований для освобождения от призыва в отношении призывника являются предметом самостоятельной проверки и оценки непосредственно в тот или иной призывной период, поэтому Максименко И.А. при осуществлении в будущем в отношении него мероприятий по призыву не лишен возможности пройти медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент призыва.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 199 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Максименко Ивана Андреевича к призывной комиссии Бобровского района Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 06.12.2021, определении категории годности к военной службе.
На определение может быть подана частная жалоба в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Председательствующий Л.В. Касаткина
Дело № 2а-37/2022
УИД 36RS0008-01-2021-001267-98
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Бобров
Воронежская область 20 января 2022 г.
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Касаткиной Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петриевой Г.И.,
с участием административного ответчика Максименко И.А.,
представителя заинтересованного лица военного комиссариата Бобровского района Воронежской области военного комиссара Бобровского района Воронежской области Буйлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Максименко Ивана Андреевича к призывной комиссии Бобровского района Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 06.12.2021, определении категории годности к военной службе,
УСТАНОВИЛ:
Максименко И.А. обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением к призывной комиссии Бобровского района Воронежской области, согласно которому он состоит на воинском учете и является призывником военного комиссариата Бобровского района Воронежской области. Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от 06.12.2021 он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б-3»). Решением призывной комиссии Бобровского района Воронежской области от 06.12.2021 он призван на военную службу. Считает решение призывной комиссии и заключение врача незаконными. Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от 06.12.2021 и направить его на медицинское обследование для определения категории годности к военной службе в соответствии с пп. 4 п. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 13 «Положения о призыве на военную службу граждан РФ» (л.д. 3-5).
Определением суда от 10.01.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен военный комиссариат Бобровского района Воронежской области (л.д. 57-58).
Административный истец Максименко И.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Административный ответчик призывная комиссия Бобровского района Воронежской области, будучи надлежаще извещена о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.), своего представителя в судебное заседание не направила.
Представитель заинтересованного лица военного комиссариата Бобровского района Воронежской области военный комиссар Бобровского района Воронежской области Буйлов А.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2018 года N 2486-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 194 и частью 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Часть 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает право суда прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, закон связывает удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, с наличием одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Необходимость в восстановлении нарушенных прав, является обязательным условием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий и решений публичного органа и рассмотрения административного дела по существу. Отсутствие указанных обстоятельств является основанием для прекращения производства по делу.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Из приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 N400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" (вместе с "Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе") усматривается, что по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела решение о призыве Максименко И.А. на военную службу утратило силу как нереализованное и не подлежит исполнению, и, начиная с 31 декабря 2021 г., не порождает для истца каких-либо правовых последствий в рамках осеннего призыва на воинскую службу.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 194 КАС РФ, поскольку оспариваемое решение утратило силу и перестало затрагивать права административного истца.
При этом анализ приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи с принципами организации призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, указывает на то, что вопросы о наличии оснований для освобождения от призыва в отношении призывника являются предметом самостоятельной проверки и оценки непосредственно в тот или иной призывной период, поэтому Максименко И.А. при осуществлении в будущем в отношении него мероприятий по призыву не лишен возможности пройти медицинское освидетельствование для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент призыва.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 199 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Максименко Ивана Андреевича к призывной комиссии Бобровского района Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 06.12.2021, определении категории годности к военной службе.
На определение может быть подана частная жалоба в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Председательствующий Л.В. Касаткина