РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе судьи Ковригиной Н.Н., при секретаре Ирлица И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску С.Т.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти (межрайонное) о перерасчете пенсии,
установил:
Истец С.Т.М. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном района г. Тольятти (межрайонное) о перерасчете пенсии, указав, что она является <данные изъяты>, принимавшая участие в ликвидации последствий аварии га Чернобыльской АЭС, находится на пенсии с 1991г., получает пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась с заявлением к ответчику о перерасчете пенсии, однако ответчик отказал в перерасчете пенсии, мотивируя свой отказ следующим, «...Поскольку документы о Вашей трудовой деятельности с вредными условиями труда отсутствуют, а время нахождения на ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (у Вас подтверждено документально - 20 календарных дней) не предусмотрено списками должностей, поименованными для установления досрочной пенсии по старости, расчетный размер Вашей страховой (до ДД.ММ.ГГГГ- трудовой) пенсии по старости установлен на общих основаниях, исходя из продолжительности общего стажа и среднемесячной заработной платы до ДД.ММ.ГГГГ, суммы валоризации за стаж до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом сформированных пенсионных прав величина Вашего индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составляет 130, 505. Таким образом размер Вашей страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ составляет 17 823 руб. 22 коп. = 130, 505 (ИПК) х 93 руб. ( стоимость одного ИПК с ДД.ММ.ГГГГ) + 5 686 руб. 25 коп. (фиксированная выплата к страховой пенсии по старости). Применить предлагаемую Вами методику исчисления пенсии не представляется возможным ввиду отсутствия законных оснований...». Однако с момента оформления пенсии по старости ответчик не применил ст. 29 Закон РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначение пенсии по инвалидности, наступивший вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с чернобыльской катастрофой, а также пенсии по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы в размере возмещения фактического ущерба, определенного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законном размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсий). Люди которые работали на Чернобыльской атомной электростанции, а также были направлены по командировочному удостоверению на ликвидацию аварии Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ., имеют прямое отношения к Списку 1,как с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. На основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах начисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Также согласно ФЗ «О страховых пенсиях» под общим трудовым стажем понимается суммарно и стаж по вредной профессии и стаж по другим профессиям. Человек работающей на вредной профессии как на Чернобыльской АЭС заработал ИПК в размере 150 баллов, а за общий стаж дополнительно еще 130 баллов (стоимость одного коэффициента в 2020 году равна 93 руб. 00 коп.). Таким образом пенсия будет составлять: /150 + 130 х 93 = 26 040 руб. Также в этой сумме добавлена фиксированная выплата в 2020 году равная 5 687 руб. 25 коп. + 26 040 руб. = 31 727 руб. 25 коп. Она была командирована на должность кухонного работника в <адрес>, пионерлагерь «Сказочный» который был переоборудован для отдыха после смен дня ликвидаторов аварии. В силу пункта 8 под. п. «а», «б» установлено, время работы работников, непосредственно занятых на ликвидации последствий аварии и предотвращении загрязнения окружающей среды в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС, засчитывается в трехкратном размере в стаж, дающий право на льготную пенсию по Списку N 1, утвержденному Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173. Согласно из интернет ресурса «ВикипедиЯ», список покинутых населённых пунктов Чернобыльской зоны отчуждения (Украина) <адрес> в <адрес> в близи располагался пионерлагерь «Сказочный» на расстоянии 23,19 км от Чернобыльской АЭС. Поскольку пионерлагерь «Сказочный», находиться в 30- километровой зоне Чернобыльской АЭС, работники, лица временно переведенные а также командированные для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС относятся к Списку 1, также дни работы засчитывается в стаж в трехкратном размере, дающий право на льготную пенсию по Списку №.
Истец С.Т.М. и ее представитель ФИО5 в судебном заседании исковые требованияуточнили, их поддержали, просили произвести перерасчет пенсии согласно статье 29, Закон РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991г. Произвести перерасчет пенсии согласно Постановлению РФ № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах начисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» от 16.07.2014г, с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) К.С.В., в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ст. 39 ч.1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого – предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Закон Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Согласно ст. 7 указанного закона, действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В силу ст. 13 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. 29 ч.1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О страховых пенсиях". В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
В соответствии со ст.30 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Согласно ст. 31 гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсионное обеспечение устанавливается на равных основаниях с гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Работа (служба) указанных граждан приравнивается к работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с установлением страховой пенсии в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 30 закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Судом установлено, что С.Т.М. является <данные изъяты> по причине увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, находилась в командировке в ОРСе Чернобыльской АЭС куста предприятия общепита с ДД.ММ.ГГГГ. на должности <данные изъяты>, пионерлагерь «Сказочный», что подтверждается копий приказа от ДД.ММ.ГГГГ, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ
Из обозренного в судебном заседании пенсионного дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. истцу назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С 01.01.2010г. по нормам Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности, достигшим пенсионного возраста для назначения трудовой пенсии по старости, имеющим требуемую продолжительность страхового стажа не менее 5 лет, устанавливаются трудовая пенсия по старости без истребования заявления на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
В связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ. С.Т.М. установлена трудовая пенсия по старости, которая с ДД.ММ.ГГГГ. преобразована в страховую пенсию по старости. Указанные обстоятельства подтверждаются заявлениями С.Т.М.
Согласно постановлению Госкомтруда ФИО1 от 03.09.1988г. № периоды работы граждан, непосредственно занятых на ликвидации последствий аварии и предотвращении загрязнения окружающей среды в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС, включались в стаж работы по Списку № с 26.04.1986г. по 31.12.1987г. в трехкратном размере, а в 1988-1990 г.г. в полуторном размере.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №, гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, устанавливалось пенсионное обеспечение по Списку № с включением периодов указанной работы, в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в полуторном размере.
С ДД.ММ.ГГГГ льготный порядок исчисления периодов работы в зоне отчуждения действующим законодательством не предусмотрен.
Из пояснения представителя ответчика следует, что период нахождения в командировке в <адрес>, в ОРС Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ. (20 дней) засчитан в стаж истца в полуторном размере в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
В соответствии с разъяснением Минтруда России от 17.10.2003г. № льготный порядок подсчета стажа на соответствующих видах работ, предусмотренный законодательством действовавшим в период выполнения соответствующей работы, применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию по старости.
Согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004г. №-П исчисление стажа на соответствующих видах работ может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001г. правового регулирования.
Досрочные пенсии по старости устанавливаются тем работникам, которые выполняют или выполняли работу в профессиях и должностях, предусмотренных в соответствующих разделах и подразделениях Списков № и №. При отсутствии документов, подтверждающих льготный характер работы, у органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, не имеется оснований для назначения досрочной страховой пенсии. Нормами пенсионного законодательства не предусмотрено исчисление размера пенсии по двум вариантам, за общий стаж и специальный стаж. Для пенсионера выбирается наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения.
С.Т.М. в судебном заседании пояснила, что в возрасте <данные изъяты> она стала получать пенсию по инвалидности, и 7 лет 6 месяцев стажа с вредными условиями труда не имела, однако полагает, что люди работали в Чернобыльской АЭС имеют прямое отношение к Списку №, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. №, как с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Суд не может согласиться с доводами С.Т.М., поскольку она сама не отрицает, что по состоянию на 01.01.2002г. у нее отсутствует требуемый специальный стаж, что не дает ей право для установления пенсии по Списку №.
Довод истца, о том, время работы работников, непосредственно занятых на ликвидации последствий аварии и предотвращении загрязнения окружающей среды в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС, засчитывается в трехкратном размере в стаж, суд не может принять. В <адрес> располагался пионерлагерь «Сказочный» на расстоянии 23,19 км от Чернобыльской АЭС, и работа лиц командированных в эту зону, не может относится к Списку 1,поскольку границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. В Перечень населенных пунктов <адрес>) не входит.
Оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, о том, что у С.Т.М. отсутствуют документы, подтверждающие вредные условия труда и работу по Списку 1, а время нахождения на ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, не включается в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Расчет пенсии С.Т.М. установлен на общих основаниях, исходя из продолжительности трудового (страхового) стажа и заработной платы до ДД.ММ.ГГГГ. сумма валоризации за отработанный трудовой стаж до 01.01.1991г., а также суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный Фонд Российской Федерации. С учетом изложенного, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 130,505. Законных оснований для перерасчета пенсии по требованию С.Т.М. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований С.Т.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти (межрайонное) о перерасчете пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2021г.
Судья