Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-642/2017 ~ М-707/2017 от 16.08.2017

Дело <номер>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>          02 октября 2017 года

Благовещенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Слепичева К.А.

при секретаре Умец О.А.,

с участием истца Рыженковой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыженковой О.О. к администрации ФИО3 <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Рыженкова О.О. обратилась в суд с иском к администрации ФИО3 <адрес> с требованием об обязании администрации ФИО3 <адрес> предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., расположенное на территории ФИО3 <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители: мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав решением ФИО3 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишен родительских прав решением Архаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением главы администрации ФИО3 <адрес> она подлежит обеспечению специализированным жилым помещением по договору найма. Согласно информации Россреестра по <адрес> у нее в собственности отсутствуют жилые помещения. В 2011 году она закончила ФИО3 <адрес>, что подтверждается аттестатом данного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ. В 2016 году она закончила ГПО АУ <адрес> «Амурский педагогический колледж» <адрес>, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании данного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, она до настоящего времени администрацией ФИО3 <адрес> жильем не обеспечена. Считает, что непредставление администрацией ФИО3 <адрес> ей специализированного жилого помещения по договору найма влечет нарушение ее дополнительных гарантий и прав на предоставление жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

На основании изложенного, просит суд обязать администрацию ФИО3 <адрес> предоставить Рыженковой О.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., расположенное на территории ФИО3 <адрес>.

Истец Рыженкова О.О. в судебном заседании поддержала заявленные требовании, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно суду пояснила, что орган опеки администрации ФИО3 <адрес> Амурской ненадлежащим образом исполняет в отношении нее свои полномочия. Так им длительное время не предоставлялась ей справка о нахождении в льготной очереди на жилье, за 2 года ее очередь с номера 18 изменилась на <номер> без объяснения причин, при консультации об обращении в суд не разъяснено право ходатайствовать о рассмотрении дела в ее отсутствие, в результате чего назначенное на ДД.ММ.ГГГГ судебное заседание было перенесено, и она вынуждена была прервать обучение в вузе <адрес> и лично прибыть в суд для участия в деле. На сегодняшний день у нее нет собственного места жительства, после окончания школы она все время проживает в общежитиях при учебных заведениях, в которых проходит последующее обучение. Сейчас она проживает по адресу: <адрес>-А, ком. 414, в общежитии вуза, в котором ей осталось учиться еще 3 года, но к этому времени она уже достигнет возраста 23 лет и будет исключена из льготной очереди на жилье, в связи с чем, ей был подан настоящий иск.

Ответчик – администрации ФИО3 <адрес> в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц – <адрес>, министерства финансов <адрес>, министерства образования <адрес>, финансовое управление администрации ФИО3 <адрес> в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Рыженкова О.О. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Указанные обстоятельства признаются и не оспариваются сторонами и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Согласно решению ФИО3 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Рыженковой О.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из решения Архаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Рыженковой О.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно аттестату серии <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ, Рыженкова О.О. окончила общеобразовательное учреждение ФИО3 среднюю общеобразовательную школу.

Согласно диплому от ДД.ММ.ГГГГ о среднем профессиональном образовании, Рыженкова О.О. освоила образовательную программу и успешно прошла государственную итоговую аттестацию по специальности «Музыкальное образование».

Из справки выданной ФГБОУВО «Дальневосточный государственный институт искусств» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Рыженкова О.О. является студенткой очной формы обучения 2 курса музыкального факультета, на бюджетной основе.

Из письма администрации ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что на основании постановления главы администрации Волковского сельсовета ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> Рыженкова О.О. поставлена на льготную очередь в получении жилого помещения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, значится под <номер>.

Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ <номер> сведения о правах Рыженковой О.О. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории Управления Росреестра по <адрес> отсутствуют.

Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что зарегистрированные права на объект недвижимого имущества – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с. ФИО3, <адрес>, где истец была ранее зарегистрирована, отсутствуют.

Согласно сообщению министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, в областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов бюджету ФИО3 <адрес> предусмотрено 5 528,2 тыс. рублей субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. На сегодняшний день жильем обеспечены 4 человека, бюджету ФИО3 <адрес> на эти цели выделено 5 307,9 тыс. рублей.

Согласно справкам выданным администрацией ФИО3 сельсовета ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, 695, жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, с. ФИО3, <адрес> (в котором истец была ранее зарегистрирована), принадлежит на праве собственности ФИО9 (тёте истца, являвшейся ее опекуном до совершеннолетия), вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы: дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с. ФИО3, <адрес>.

Согласно сообщению администрации ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, в соответствии с проектом соглашения между министерством социальной защиты населения <адрес> и администрацией ФИО3 <адрес> в 2017 году предусмотрены субвенции из областного и федерального бюджетов в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек для приобретения четырех жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией ФИО3 <адрес> приобретено четыре жилых помещения в <адрес> и предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договору специализированного найма. Первая и вторая квартиры приобретены за счет областного бюджета в сумме <данные изъяты> руб., и <данные изъяты> руб., третья и четвертая квартиры приобретены за счет федерального бюджета в сумме <данные изъяты> руб., и <данные изъяты> руб., соответственно. По итогам проведения электронных торгов, остаток областного бюджета составил <данные изъяты>., федерального бюджета - <данные изъяты> руб. <адрес> ежемесячно направляются письма в министерство социальной защиты населения <адрес> с просьбой о необходимости дополнительного выделения лимитов для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно соглашению <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между министерством социальной защиты населения <адрес> и администрацией ФИО3 <адрес> на 2017 год, размер субвенции, предоставляемой из федерального бюджета для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений составляет <данные изъяты> рублей.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а не к обязательствам органов местного самоуправления. Направление средств районного бюджета на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам не предусмотрено.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

В преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что данный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абз. 4 ст. 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками процесса, жилое помещение по договору найма Рыженковой О.О. как лицу, оставшемуся без попечения родителей, в период с 2006 года, с даты постановки на учет в льготную очередь, и до 2017 года предоставлено не было, в связи с чем, она обратилась с указанными требованиями в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно постановлению администрации ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О норме предоставления площади жилого помещения и учетной норме площади жилого помещения» для граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма, установлена учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размерах: 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан; 42 кв. метра - на семью из 2-х человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Из содержания ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что государственные полномочия по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается <адрес>. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> утвержден Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 4 Порядка закреплено, что органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, полномочия по предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на администрацию ФИО3 <адрес>, за счет средств областного бюджета. Субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, доведены бюджету ФИО3 <адрес> из областного бюджета в 2017 году и предусмотрены на плановый период 2018 и 2019 годов.

Учитывая изложенные обстоятельства, Рыжекнова О.О., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, находящееся в льготной очереди на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма, достигшее возраста 18 лет, завершившее получение профессионального образования, имеет право на однократное предоставление ей органом местного самоуправления ФИО3 <адрес> жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Дополнительно суд отмечает, что согласно ответу на вопрос 7 Информации Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ (Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Рыженковой О.О. к администрации ФИО3 <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Рыженковой О.О. к администрации ФИО3 <адрес> о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.

Возложить на администрацию ФИО3 <адрес> (ОГРН <номер>, ИНН/КПП <номер>) обязанность приобрести за счет средств областного бюджета на территории ФИО3 <адрес> благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., с отнесением его к специализированному жилому фонду, которое предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Рыженковой О.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2-642/2017 ~ М-707/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рыженкова Ольга Олеговна
Ответчики
администрация Благовещенского района
Другие
Отдел образования администрации Благовещенского района
Министерство финансов амурская область
Министерство образования Амурской области
Финансовое управление администрации Благовещенского района
Правительство Амурской области
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Комогорцев Игорь Юрьевич
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
16.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2017Передача материалов судье
18.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2017Судебное заседание
02.10.2017Судебное заседание
05.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее