Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Североуральск 27 сентября 2013 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сармановой Э.В.,
с участием истца - Парамонова Ю.А.,
при секретаре - Степановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парамонова Ю. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №14 по Свердловской области о включении недвижимого имущества в наследственную массу,
у с т а н о в и л :
Парамонов Ю.А. обратился в Североуральский городской суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №14 по Свердловской области о включении недвижимого имущества в наследственную массу, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ его мать -ФИО2 приобрела в собственность жилой дом со служебными постройками и ограждениями, находящийся в <адрес> под номером № расположенный на земельном участке размером 1 200 кв.метров. Договор купли-продажи дома не был зарегистрирован в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ его мать - ФИО2 умерла, не оформив до конца правоустанавливающие документы на дом. Он (Парамонов Ю.А.) является наследником имущества своей матери, других наследников нет. При обращении в нотариальную контору с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, нотариус ему разъяснила, что необходимо судебное решение о включении указанного жилого дома в наследственную массу, открывшуюся после смерти матери, так как при жизни мать должным образом не оформила правоустанавливающие документы на до.
На основании изложенного просил суд включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти матери - ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, недвижимое имущество в виде жилого дома одноэтажного, деревянного, литера А.а.а1, общей площадью 42,3 кв.м, расположенный в <адрес>.
В судебном заседании истец Парамонов Ю.А. поддержал заявленное требование, просил удовлетворить иск.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Североуральского городского округа.
Представители ответчиков - Администрации Североуральского городского округа и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №14 по Свердловской области в судебное заседание не явились. Администрация Североуральского городского округа представила отзыв, в котором указывает, что Администрация воздерживается от правовой оценки относительно заявленного требования, не возражает против удовлетворения иска, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации. Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №14 по Свердловской области о причинах неявки суду не сообщил.
С учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав объяснение истца, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд находит требование Парамонова Ю.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного секретарем исполкома <данные изъяты>, ФИО2 купила за <данные изъяты> рублей в частную собственность жилой дом со служебными постройками и ограждениями, находящийся в <адрес> под номером № расположенный на земельном участке размером 1 200 кв.метров.
Данный договор в установленном законом порядке не зарегистрирован.
Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Таким образом, судом установлено, что на момент смерти ФИО2 владела на праве собственности недвижимым имуществом - жилым домом со служебными постройками и ограждениями, находящимся в <адрес> под номером № расположенным на земельном участке размером 1 200 кв.метров.. Право собственности на указанную недвижимость ФИО2 при жизни в установленном законом порядке не зарегистрировала.
Законодательство Российской Федерации предусматривает обязательность проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п.2 ст.4). Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество вытекает и из ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п.1 ст.2), государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Однако в настоящее время осуществить государственную регистрацию прав умершей ФИО2 на недвижимое имущество в виде жилого дома, - невозможно.
После смерти ФИО2 открылось наследство. Согласно ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей Гражданский кодекс Российской Федерации (подп.9 ч.2 ст.8) называет событие, с которым закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Смерть гражданина (в данном случае ФИО2) как раз и является тем событием, вследствие которого право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам (п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку переход права собственности на имущество по наследству происходит вследствие события, а не вследствие сделки, то и обязательной государственной регистрации ранее возникших прав у наследодателя не требуется.
Право собственности на недвижимое имущество - жилой дом, после смерти ФИО2 должно перейти по наследству к её наследникам, для чего указанное недвижимое имущество необходимо включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО2
Судом установлено, что истец Парамонов Ю.А. является единственным наследником по закону имущества умершей ФИО2, пожелавшим принять наследство. Другие наследники: Старостина (ранее Ермакова) Т.Г. и ФИО5 от принятия наследства после смерти своей матери - ФИО2 отказались, что подтверждается соответствующими нотариально удостоверенными заявлениями указанных лиц.
В судебном заседании, допрошенные в качестве свидетелей: ФИО6 и ФИО5, подтвердили факт отказа от принятия наследства, открывшегося после смерти их матери, при этом пояснили, что на момент смерти в собственности матери кроме прочего имущества находился жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом индивидуального типа с хозяйственными постройками (домовладение), расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в печатном виде.
СУДЬЯ: САРМАНОВА Э.В.