РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2014 года г. Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Гришиной Л.Ю.,
при секретаре Румянцевой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3706/14 по иску Челнокова Александра Николаевича к Государственному учреждению Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения,
у с т а н о в и л:
Челноков А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Тульской области о взыскании денежных средств на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения.
В обоснование заявленных требований указал на то, что он является инвали<адрес> группы, в связи с получением увечья на Чернобыльской АЭС.
В марте 2014 года Отдел санаторно-курортной помощи Министерства здравоохранения <адрес> выдал ему путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий «Россия» <адрес>.
С данными документами он обратился в Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для получения талона на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
На его обращение Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации разъяснило ему, что правовых оснований для оплаты транспортным организациям расходов по предоставлению проезда гражданам к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным Министерством здравоохранения <адрес>, не имеется и что необходимо обращаться в Министерство здравоохранение <адрес>.
По утверждению истца он обратился в Министерство здравоохранение <адрес>, где его заверили, что ему необходимо покупать билеты за свой счет, а по приезду необходимо предоставить пакет документов (копию путевки, проездные документы, справку о нахождении в санатории) в орган который определит Правительство РФ и они будут оплачены. В связи с этим он приобрел билеты к месту лечения и обратно за свой счет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о возмещении проездных документов. Так как за тот период, когда истец находился в санатории, Правительство РФ подтвердило, что проездные документы, на путевки выданные Министерством здравоохранения, выдает Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу изложенного, просил суд взыскать с Государственного учреждения Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации стоимость железнодорожных билетов для поездки в санаторий и обратно в сумме 6 550 рублей 50 копеек.
Впоследствии истец ФИО2 уточнил заявленные требования обратив их только к Государственному учреждению Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и просил взыскать с Государственного учреждения Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации стоимость железнодорожных билетов для поездки в санаторий и обратно в сумме 6 550 рублей 50 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица по делу привлечен Фонд социального страхования РФ.
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель, допущенный к участию в деле в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО5 исковые требования с учетом их уточнения поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ФИО6 исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения <адрес> по доверенности ФИО7 просил вынести решение в соответствии с действующем законодательством.
Представитель третьего лица Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не указал.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица Фонда социального страхования Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации ФИО1 - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение в случаи болезни, инвалидности.
Статьей 41 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ N 115-О от ДД.ММ.ГГГГ г., провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 40 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Согласно ч. 5 ст. 6.3 данного Федерального закона, установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии со ст. 6.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.
Порядок обращения лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Плата за предоставление гражданам, указанным в настоящей статье, набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.2 настоящего Федерального закона не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является инвали<адрес> группы в связи с увечьем, полученным в результате ликвидации аварии на ЧАЭС. Данное обстоятельство подтверждено справкой серии МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с положениями ст. 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ, ФИО2 относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с нормами названного закона.
Министерством здравоохранения <адрес> ФИО2 выдана путевка на санаторно-курортное лечение № серии 204132 в ФГБУ санаторий «Россия». Срок прибытия в санаторий ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме прочего ФИО2 получил талон на проживание к путевке, талон на питание и лечение, курортно-досуговое обслуживание.
<адрес>а к месту санаторно-курортного лечения ФИО2 приобрел проездные документы серии ЕЦ2010173 697102 Тула-Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 2771 рубль 80 копеек. Для возвращения с санаторно-курортного лечения обратно к месту проживания он приобрел проездной документ ЛИ2010265 368114 Минеральные Воды - Тула от ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 3778 рублей 70 копеек.
Согласно справки ФГБУ санаторий «Россия» ФИО2 находился на лечении в ФГБУ санаторий «Россия» Минздрава России <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом установлено, что с указанным пакетом документов ФИО2 обратился в Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ для возмещения проездных документов к месту лечения и обратно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получен ответ на обращение, в соответствии с которым Государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации письменно ответило, на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N864 и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № региональное отделение обеспечивает организацию бесплатного проезда к месту лечения при наличии показаний по направлению Министерства здравоохранения <адрес>, оформленного в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № отказало ему в возмещении расходов на проездные документы к месту лечения и обратно.
С данным отказом суд не может согласиться по следующим основаниям.
В силу ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предоставляется государственная социальная помощь в виде набора следующих социальных услуг: дополнительная бесплатная медицинская помощь, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Инвалиды включены в данный федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В состав набора социальных услуг согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Кроме того, при предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие 2 группу инвалидности, имеют право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
В целях реализации указанных положений законодательства Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 4.4 названного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В свою очередь, порядок получения направления и талон N 2 регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний".
Талон N 2, который предоставляется в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ для обеспечения граждан специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно, выдается органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (коим в рассматриваемом случае является Министерство здравоохранения <адрес>) одновременно с направлением на лечение. Данные документы оформляются в следующем порядке:
1) при наличии заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения направляется выписка из истории болезни гражданина, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований (для решения вопроса о выдаче направления на лечение);
2) при подтверждении наличия медицинских показания к госпитализации орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения направляет в адрес руководителя медицинского учреждения выписку из истории болезни гражданина, содержащую данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований, соответствующих профилю заболевания, не более чем месячной давности, а также заключение с обоснованием необходимости его лечения в указанном учреждении;
3) медицинское учреждение рассматривает документы, выносит решение о необходимости госпитализации, информирует о принятом решении соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения с указанием даты госпитализации гражданина;
4) выписка из истории болезни и заключение о результатах проведенных обследований гражданина возвращаются в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения и на их основании оформляются соответствующие документы (направление на лечение и талон N 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на инвалидов.
Согласно пункта 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При этом в силу п. 11 Правил, средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) в том числе железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).
Как следует из письма Государственного учреждения Тульское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации №13-02/02/4066, что в соответствии с разъяснением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № на территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации в 2014 году возложена обязанность по обеспечению талонами на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения по путевкам выданным органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Как усматривается из представленных истцом проездных документов серии ЕЦ № от ДД.ММ.ГГГГ и серии ЛИ № от ДД.ММ.ГГГГ на железнодорожный транспорт, истец понес расходы к месту лечения и обратно в общей сумме 6 550 рублей 50 копеек.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, в совокупности с представленными доказательствами, учитывая, что ФИО2 по состоянию здоровья нуждается в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении, суд приходит к выводу, что проезд к месту лечения следует считать неотъемлемой частью необходимого для этого вида медицинских услуг, следовательно, стоимость железнодорожных билетов для поездки в санаторий и обратно в сумме 6 550 рублей 50 копеек необходимо взыскать с Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Довод представителя ответчика о том, что региональное отделение не имеет правовых оснований для оплаты транспортным организациям расходов по предоставлению проезда гражданам к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным Министерством здравоохранения <адрес>, суд считает ошибочным и противоречащим действующему законодательству.
Таким образом, требования истца о взыскании расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Челнокова Александра Николаевича удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Челнокова Александра Николаевича расходы на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения в сумме 6 550 (шесть тысяч пятьсот пятьдесят) рублей 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий