Решение по делу № 2-3706/2014 ~ М-3700/2014 от 08.08.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2014 года г. Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Гришиной Л.Ю.,

при секретаре Румянцевой Я.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3706/14 по иску Челнокова Александра Николаевича к Государственному учреждению Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения,

у с т а н о в и л:

Челноков А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Тульской области о взыскании денежных средств на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения.

В обоснование заявленных требований указал на то, что он является инвали<адрес> группы, в связи с получением увечья на Чернобыльской АЭС.

В марте 2014 года Отдел санаторно-курортной помощи Министерства здравоохранения <адрес> выдал ему путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий «Россия» <адрес>.

С данными документами он обратился в Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для получения талона на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.

На его обращение Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации разъяснило ему, что правовых оснований для оплаты транспортным организациям расходов по предоставлению проезда гражданам к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным Министерством здравоохранения <адрес>, не имеется и что необходимо обращаться в Министерство здравоохранение <адрес>.

По утверждению истца он обратился в Министерство здравоохранение <адрес>, где его заверили, что ему необходимо покупать билеты за свой счет, а по приезду необходимо предоставить пакет документов (копию путевки, проездные документы, справку о нахождении в санатории) в орган который определит Правительство РФ и они будут оплачены. В связи с этим он приобрел билеты к месту лечения и обратно за свой счет.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о возмещении проездных документов. Так как за тот период, когда истец находился в санатории, Правительство РФ подтвердило, что проездные документы, на путевки выданные Министерством здравоохранения, выдает Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу изложенного, просил суд взыскать с Государственного учреждения Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации стоимость железнодорожных билетов для поездки в санаторий и обратно в сумме 6 550 рублей 50 копеек.

Впоследствии истец ФИО2 уточнил заявленные требования обратив их только к Государственному учреждению Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и просил взыскать с Государственного учреждения Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации стоимость железнодорожных билетов для поездки в санаторий и обратно в сумме 6 550 рублей 50 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица по делу привлечен Фонд социального страхования РФ.

В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель, допущенный к участию в деле в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО5 исковые требования с учетом их уточнения поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ФИО6 исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения <адрес> по доверенности ФИО7 просил вынести решение в соответствии с действующем законодательством.

Представитель третьего лица Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не указал.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица Фонда социального страхования Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации ФИО1 - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение в случаи болезни, инвалидности.

Статьей 41 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ N 115-О от ДД.ММ.ГГГГ г., провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст. 40 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Согласно ч. 5 ст. 6.3 данного Федерального закона, установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии со ст. 6.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.

Порядок обращения лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Плата за предоставление гражданам, указанным в настоящей статье, набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.2 настоящего Федерального закона не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является инвали<адрес> группы в связи с увечьем, полученным в результате ликвидации аварии на ЧАЭС. Данное обстоятельство подтверждено справкой серии МСЭ-2006 от ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с положениями ст. 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ, ФИО2 относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с нормами названного закона.

Министерством здравоохранения <адрес> ФИО2 выдана путевка на санаторно-курортное лечение серии 204132 в ФГБУ санаторий «Россия». Срок прибытия в санаторий ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме прочего ФИО2 получил талон на проживание к путевке, талон на питание и лечение, курортно-досуговое обслуживание.

<адрес>а к месту санаторно-курортного лечения ФИО2 приобрел проездные документы серии ЕЦ2010173 697102 Тула-Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 2771 рубль 80 копеек. Для возвращения с санаторно-курортного лечения обратно к месту проживания он приобрел проездной документ ЛИ2010265 368114 Минеральные Воды - Тула от ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 3778 рублей 70 копеек.

Согласно справки ФГБУ санаторий «Россия» ФИО2 находился на лечении в ФГБУ санаторий «Россия» Минздрава России <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

Судом установлено, что с указанным пакетом документов ФИО2 обратился в Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования РФ для возмещения проездных документов к месту лечения и обратно.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получен ответ на обращение, в соответствии с которым Государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации письменно ответило, на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N864 и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ региональное отделение обеспечивает организацию бесплатного проезда к месту лечения при наличии показаний по направлению Министерства здравоохранения <адрес>, оформленного в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ отказало ему в возмещении расходов на проездные документы к месту лечения и обратно.

С данным отказом суд не может согласиться по следующим основаниям.

В силу ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предоставляется государственная социальная помощь в виде набора следующих социальных услуг: дополнительная бесплатная медицинская помощь, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Инвалиды включены в данный федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В состав набора социальных услуг согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Кроме того, при предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие 2 группу инвалидности, имеют право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

В целях реализации указанных положений законодательства Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.

В соответствии с п. 4.4 названного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В свою очередь, порядок получения направления и талон N 2 регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний".

Талон N 2, который предоставляется в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ для обеспечения граждан специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно, выдается органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (коим в рассматриваемом случае является Министерство здравоохранения <адрес>) одновременно с направлением на лечение. Данные документы оформляются в следующем порядке:

1) при наличии заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения направляется выписка из истории болезни гражданина, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований (для решения вопроса о выдаче направления на лечение);

2) при подтверждении наличия медицинских показания к госпитализации орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения направляет в адрес руководителя медицинского учреждения выписку из истории болезни гражданина, содержащую данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований, соответствующих профилю заболевания, не более чем месячной давности, а также заключение с обоснованием необходимости его лечения в указанном учреждении;

3) медицинское учреждение рассматривает документы, выносит решение о необходимости госпитализации, информирует о принятом решении соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения с указанием даты госпитализации гражданина;

4) выписка из истории болезни и заключение о результатах проведенных обследований гражданина возвращаются в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения и на их основании оформляются соответствующие документы (направление на лечение и талон N 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на инвалидов.

Согласно пункта 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При этом в силу п. 11 Правил, средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) в том числе железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности).

Как следует из письма Государственного учреждения Тульское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации №13-02/02/4066, что в соответствии с разъяснением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации в 2014 году возложена обязанность по обеспечению талонами на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения по путевкам выданным органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Как усматривается из представленных истцом проездных документов серии ЕЦ от ДД.ММ.ГГГГ и серии ЛИ от ДД.ММ.ГГГГ на железнодорожный транспорт, истец понес расходы к месту лечения и обратно в общей сумме 6 550 рублей 50 копеек.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, в совокупности с представленными доказательствами, учитывая, что ФИО2 по состоянию здоровья нуждается в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении, суд приходит к выводу, что проезд к месту лечения следует считать неотъемлемой частью необходимого для этого вида медицинских услуг, следовательно, стоимость железнодорожных билетов для поездки в санаторий и обратно в сумме 6 550 рублей 50 копеек необходимо взыскать с Государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Довод представителя ответчика о том, что региональное отделение не имеет правовых оснований для оплаты транспортным организациям расходов по предоставлению проезда гражданам к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным Министерством здравоохранения <адрес>, суд считает ошибочным и противоречащим действующему законодательству.

Таким образом, требования истца о взыскании расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Челнокова Александра Николаевича удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Челнокова Александра Николаевича расходы на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения в сумме 6 550 (шесть тысяч пятьсот пятьдесят) рублей 50 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

2-3706/2014 ~ М-3700/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Челноков Александр Николаевич
Ответчики
ГУ ТРО Фонда социального страхования РФ
Министерство здравоохранения Тульской области
Суд
Центральный районный суд г.Тулы
Судья
Гришина Л.Ю.
Дело на странице суда
centralny--tula.sudrf.ru
08.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2014Передача материалов судье
12.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2014Судебное заседание
17.09.2014Судебное заседание
07.10.2014Судебное заседание
13.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2014Дело оформлено
12.02.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее