Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-966/2021 ~ М-960/2021 от 23.09.2021

***                         Дело № 2-966/2021

Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2021 года                                 г. Гаджиево        

Полярный суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Охлопкова А.В.,

при секретаре судебного заседания Сукачевой Е.С.

с участием помощника военного прокурора – войсковая часть №... Владимирова В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора – войсковая часть №... Мурманская область в интересах ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 к командиру войсковой части №..., филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» о взыскании не начисленной заработной платы,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Военный прокурор - войсковая часть №..., обратился в суд с иском в интересах ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 к командиру войсковой части №..., филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» о взыскании не начисленной заработной платы.

В обоснование иска указано, в военную прокуратуру – войсковая часть №... поступило коллективное обращение работников пожарной команды войсковой части №... ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 о нарушении его прав на оплату труда со стороны командования войсковой части №....

При этом, ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5 – занимают должности ***;

ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО19, ФИО6 – являются ***;

ФИО13, ФИО14, ФИО32, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 – являются ***.

В соответствии с п. 8. Приложения № 2 к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки).

Войсковая часть №... согласно штата и Положения о районе базирования, входит в состав войсковой части №... и предназначена, в том числе для приема, хранения, выдачи ракетно-артиллерийского вооружения, ракет, боеприпасов, других видов материальных ценностей и обеспечения ими воинских частей и подразделений гарнизона и сил флота.

Для хранения ракетно-артиллерийского вооружения, ракет, боеприпасов и других видов материальных ценностей в составе района базирования (г. Гаджиево) предусмотрен склад (модульно-секционный), в котором предусмотрены хранилища, в том числе и хранилище ракетно-артиллерийского вооружения (далее - хранилище РАВ).

В соответствии с п. 12 Положения о ведомственной пожарной охране, утвержденной приказом Минобороны РФ № 88 от 22.02.2019 район выезда противопожарных подразделений определяется приказом командира воинской части и составляет радиус не более 15 километров от места дислокации подразделения пожарной охраны.

В нарушение требований вышеуказанного приказа компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки) установлена лишь с 01 февраля 2021 года приказом командира войсковой части №... от 25.02.2021 №... после внесения изменений и дополнений в коллективный договор воинской части.

По данному факту военной прокуратурой - войсковая часть №... проведена проверка, в адрес командира войсковой части №... <дата> исх. №... (далее - Представление) внесено представление об устранении нарушений закона, требования которого командованием воинской части проигнорированы.

Просит взыскать с ответчиков - войсковой части №... и филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота»  «1 финансово-экономическая служба» в пользу работников подразделения пожарной охраны, в зоне ответственности находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов за период с 01.10.2019 по 31.01.2021 войсковой части №..., а именно:

ФИО10 - 259 383 рубля 57 копеек; ФИО1 - 303 145 рублей 89 копеек; ФИО11 - 242 372 рубля 49 копеек; ФИО2 - 37 569 рублей 27 копеек; ФИО31 - 252 854 рубля 23 копейки; ФИО12 - 249 013 рубль 37 копеек; ФИО13 - 265 069 рублей 73 копейки; ФИО14 - 261 915 рублей 44 копейки; ФИО15 - 262 436 рублей 85 копеек; ФИО16 - 275 435 рублей 51 копеек; ФИО17 - 268 872 рублей 37 копеек; ФИО18 - 274 809 рубля 79 копеек; ФИО4 - 186 559 рублей 58 копеек; ФИО5 - 238 930 рублей 60 копеек; ФИО19 - 109 177 рубля 82 копейки; ФИО6 - 260 905 рублей 97 копеек; ФИО7 - 268 782 рублей 71 копеек; ФИО20 - 271 502 рублей 42 копейки; ФИО8 - 282 654 рублей 76 копеек; ФИО21 - 250 628 рублей 64 копейки; ФИО33 - 168 500 рублей 38 копеек. А всего денежных средств на сумму 4 990 521 рублей 29 копеек.

Взыскать с ФКУ «ОСК ФС» в лице «1 финансово-экономическая служба» в доход государства государственную пошлину в размере 33 152 рубля 61 копейку.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать в пользу работников пожарной команды компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада с 01.10.№... года с войсковой части №... через филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово- экономическая служба».

Взыскать с войсковой части №... через филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» государственную пошлину в размере 33 152 рубля 61 копейку.

Кроме того, с учетом более позднего принятия на работу, просил взыскать в пользу ФИО19 компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада с 18.08.2020 года по 31.01.2021 года и в пользу ФИО10 – с 22.10.2019 года.

Помощник военного прокурора - войсковая часть №... ФИО24 В.В. в судебном заседании полагал, что требования, заявленные в интересах истцов, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истцы ФИО18, ФИО32, ФИО15, ФИО5, ФИО21, ФИО4, ФИО8, ФИО19, ФИО14, ФИО2, ФИО16 в судебном заседании поддержали исковые требования.

Истцы ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО17, ФИО6, ФИО20, ФИО9 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика №... ФИО30 в судебном заседании возражала против заявленных требований, полагала, что войсковая часть №... предназначена для накопления, хранения, выдачи, освежения текущих и неприкосновенных запасов всех видов материальных средств (в соответствии с установленной штатом Района базирования специализацией). В то время как войсковая часть №... является арсеналом и предназначена для организации хранения, подготовки транспортирования и проведения регламентных работ всех видов оружия.

Хранилище модульно - секционного склада войсковой части №... по выдаче оружия и боеприпасов в соответствии с планом ППО в/ч №... находится на административно - хозяйственной территории войсковой части №....

Приказом командира войсковой части №... от 29 ноября 2019 года №... «Об определении района выезда пожарной команды войсковой части №...» установлено, что районом выезда подразделения пожарной команды войсковой части №... является запретная зона (район), ограниченный условной границей, проложенной в 1,5 км от внешнего ограждения технической территории №... и административно - хозяйственной территории войсковой части. Пунктом 2 данного приказа определено, что к району выезда пожарной команды войсковой части №... отнесены объекты, расположенные на технической территории №..., технической территории №..., административно - хозяйственной территории. Это ещё раз доказывает, что хранилище модульно - секционного склада войсковой части №... по выдаче оружия и боеприпасов, находится в зоне ответственности пожарной команды войсковой части №....

Работникам пожарной команды войсковой части №... установлена и выплачивается с 1 января 2020 года выплата компенсационного характера в размере 100% должностного оклада как пожарной команде, содержащейся при арсенале, в зону ответственности, которой входят склады хранилища по вооружению и боеприпасов, в том числе и хранилище модульно - секционного склада войсковой части №....

В тоже время, в целях исключения роста напряжённости среди пожарных команд в адрес войсковой части №... поступили указания командира войсковой части №..., согласно которым командирам структурных подразделений войсковой части №..., в том числе и войсковой части №..., следовало с 01 февраля 2021 года установить работникам пожарной команды спорную компенсационную выплату, что и было исполнено командиром войсковой части №....

Представитель ответчика полагает, что двойная оплата за счёт федерального бюджета за исполнение одних и тех же работ законодательством Российской Федерации не предусмотрена и по своей правовой сути может расцениваться как нарушение финансовой дисциплины.

Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцами срока на обращение в суд со ссылкой на положения части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, отмечая, что работники пожарной команды ежемесячно имели возможность знакомиться с составом перечисляемой им заработной платой. Заработная плата (спорная компенсационная выплата) работникам пожарной команды в спорный период не выплачивалась и не начислялась, в связи с чем полагает, что в случае признания судом факта нарушения он не может быть признан длящимся.

Представитель филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в судебное заседание не явились, представлены письменные возражения, согласно которым просит в удовлетворении иска отказать.

Суд полагает, возможным рассмотреть дело без участия неявившегося истцов, представителя ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав доводы военного прокурора, явившихся истцов, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, поступившие возражения, суд приходит к следующим выводам:

Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, и работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие заработной платы (оплаты труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера., в том числе за работу а условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 Трудового Кодекса Российской Федерации работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации).

Министром обороны Российской Федерации 18.09.2019 утвержден приказ №... «О системе оплаты груда гражданского персонала работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу); порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к настоящему приказу).

В соответствии с пунктом 2 подпункта 2 приказа Минобороны России № 545 (глава 3 Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) приложения № 2, гражданскому персоналу воинских частей и организаций установлены виды выплат компенсационного характера, в том числе, выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4-10, 55-57, 61-66. 71-74, 77. 78 и 81 настоящего приложения).

Согласно пункту 2 подпункта 8 (глава 3) приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 2 подпункта 3 главы 3 приказ Минобороны России № 545).

Из приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 следует, что к арсеналам, центрам, базам, складам по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, в которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

С учетом изложенного, условием для установления спорной компенсационной выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны является условие содержания подразделений пожарной охраны при центрах и арсеналах всех наименований, отделах хранения вооружения и боеприпасов, других баз, складов и отделах, в которых хранятся вооружение и боеприпасы, а также отделах хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

При рассмотрении возникшего спора судом установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях о войсковой частью №..., в частности ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5 – занимают должности ***; ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО19, ФИО6 – состоят в должности ***; ФИО13, ФИО14, ФИО32, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 – являются ***.

Все истцы, за исключением пожарных ФИО10, ФИО19, ФИО4 и ФИО2, по состоянию на дату вынесения приказа Минобороны России № 545 уже состояли в трудовых отношениях с войсковой частью №.... ФИО10 приступил к исполнению своих обязанностей с 18 августа 2020 года, ФИО19 - с 22 октября 2019 года, ФИО4 – с 08 апреля 2020 года, ФИО2 – с 04 декабря 2020 года.

В состав войсковой части №... под условными наименованиями входят структурные подразделения, в том числе войсковая часть №... и №..., дислоцирующиеся в г. Гаджиево, Мурманской области.

Войсковая часть №... предназначена для накопления, хранения, выдачи, освежения текущих и неприкосновенных запасов всех видов материальных средств (в соответствии с установленной штатом Района базирования специализацией). В соответствии со штатом №... от 19 мая 2016 года в состав войсковой части входит пожарная команда в количестве 46 работников.

Согласно Планам противопожарной охраны на охраняемой территории войсковой части №... в зоне ответственности пожарной команды войсковой части №... при проведении противопожарных мероприятий находится модульно-секционный склад инв. №... (далее склад РАВ).

Согласно приказа начальника Гаджиевского мастного гарнизона от 17 декабря 2018 года №... указанный объект закреплен за войсковой частью №.... На основании приказа командира войсковой части №... от 25.05.2020 №... на складе РАВ воинской части организованы мероприятия противопожарной защиты, определены силы и средства для тушения пожара.

Оперативной карточкой войсковой части №..., утвержденной командиром 21 января 2019 года определены время прибытия пожарной команды войсковой части №... и маршрут её движения на склад РАВ.

Указанный склад РАВ в соответствии планами противопожарной охраны войсковой части №..., утвержденных 25 ноября 2019 года и 25 ноября 2020 года, а также планами войсковой части №..., утвержденных 25 ноября 2019 года и 30 ноября 2020 года, входит в зону ответственности пожарной команды войсковой части №....

В связи с чем сотрудники пожарной команды войсковой части №... привлекаются для тушения пожара на указанном объекте войсковой части №....

В соответствии с планом противопожарной охраны филиала войсковой части №... на 2019 и 2020 годы пожарная команда войсковой части №... также привлекается для тушения пожара на объектах войсковой части №....

Коллективный договор войсковой части №... на 2020 - 2023 годы, принятый на общем собрании работников войсковой части №..., положения об установлении спорной компенсационной выплаты не содержит. Условий о спорной выплате компенсационного характера за особые условия работы, трудовые договоры, заключенные с работниками пожарной команды не содержали и не содержат, такая выплата в отношении истцов не устанавливалась и не осуществлялась до издания приказа командира войсковой части №... от 25 февраля 2021 года №..., когда спорная компенсационная выплата была установлена с 01 февраля 2021 года. При этом каких-либо организационно-штатных мероприятий войсковой частью не производилось, изменения в условия труда работников не вносились.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что пожарная часть войсковой части №... выполняет свои функциональные обязанности на основании норм, регулирующих деятельность пожарной охраны и их подразделений, кроме того, в зону её ответственности входят, в том числе и арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, в связи с чем, вопреки доводам ответчиков, истцу полагается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что поскольку в соответствии с приказом Минобороны России № 545 основанием для выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) является содержание подразделений пожарной охраны при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, при этом подразделение пожарной охраны войсковой части 77360-В содержится при указанных объектах, имеются основания для удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу соответствующей задолженности по заработной плате с учетом спорной выплаты.

Вместе с тем, данные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с заключенным с истцами трудовыми договорами, а также пунктом 6.2 Коллективного договора выплата заработной платы производится 2 раза в месяц: заработная плата в фиксированном размере за первую половину месяца - 25 числа текущего месяца, и 10 числа месяца следующего за истекшим месяцем, когда уже будут известны все суммы, подлежащие выплате и удержанию за прошедший месяц (под расчет).

Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлен специальный срок для реализации работниками права на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику - в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику- при увольнении.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, исходя из содержания абзаца 1 части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Согласно часта 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

В соответствии с разъяснениям, данным в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации)» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.

Заработная плата (спорная компенсационная выплата) истцу в спорный период не выплачивалась и не начислялась, доказательств иного не представлено.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что спорная компенсационная выплата ответчиком истцу не начислялась, срок на обращение в суд по каждому спорному периоду исчисляется отдельно, начиная с 10 числа месяца, следующего за месяцем работы истца, поскольку такой срок выплаты заработной платы установлен заключенными между сторонами трудовыми договорами, а также Правила внутреннего трудового распорядка.

Определяя срок коллективного обращения работников пожарной команды за защитой нарушенного права, суд принимает во внимание, что истцы обратились к военному прокурору Северного Флота с заявлением о невыплате спорной денежной компенсации 14 июля 2021 года, коллективное обращение зарегистрировано за номером №....

Указанное обращение перенаправлено для его рассмотрения военному прокурору – войсковая часть №.... По итогам рассмотрения которого военным прокурором был установлен факт нарушения трудового законодательства и в адрес командира войсковой части №... вынесено представление об устранении нарушений закона от 17 августа 2021 года. Однако, данное представление исполнено не было, что послужило основанием для повторного обращения работников пожарной команды к военному прокурору - войсковая часть №... в августе 2021 года с просьбами принять меры прокурорского реагирования и защитить их права в том числе и путем обращения в суд.

В суд с исковым заявлением военный прокурор в интересах истцов обратился 23 сентября 2021 года.

Исходя из положений части 5 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам срок обращения в суд за разрешением служебного спора может быть восстановлены судом.

Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Вместе с тем указанный перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд не является исчерпывающим, на что обращено внимание в пункте 13 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020)» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020), наряду с тем, что при разрешении трудовых споров подлежат учету носящие универсальный характер разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд.

В соответствии с этими разъяснениями к уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 ТК РФ срок; обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Как указано в том же пункте Постановления, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

Обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).

Такие же правовые позиции содержатся в пунктах 22 и 23 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020.

С учетом приведенных разъяснений, истцы обозначили свое несогласие с невыплатой компенсационной надбавки, обращаясь с заявлением к военному прокурору Северного Флота они ожидали восстановления своих прав, что не может не учитываться судом при оценке обстоятельств пропуска срока обращения в суд за разрешением трудового спора.

При таком положении суд полагает уважительной причину пропуска истцами срока обращения в суд и, с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске пропущенного срока в отношении сумм спорной компенсации полагает, что истцы имеют право на взыскание компенсационной выплаты с июля 2020 года по январь 2021 года (за исключением ФИО19 – с 18 августа 2020 года; ФИО2 – с 04 декабря 2020 года), поскольку окончательный расчет по заработной плате за июль 2020 года с ними должен быть произведен 10 августа 2020 года.

Тем самым, истцами пропущен установленный законом срок обращения в суд с требованиями о взыскании выплаты компенсационного характера за период с октября 2019 года по июнь 2020 года (с учетом установленного дня выплаты зарплаты, включающей в себя данную выплату компенсационного характера, за июль 2020 года, которым является 10.08.2020).

Установив, что срок в указанной части обращения пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Истцами не приведено обстоятельств, в силу которых по независящим от них причинам они не имели возможности проверить правильность начисления им зарплаты и своевременно обратиться за судебной защитой.

При определении суммы подлежащей выплате суд исходит из расчета представленного ответчиком ФКУ ОСК СФ - 1 ФЭС, который положен в обоснование требований истцов, ими не оспорен, судом проверен, является арифметически правильным, составлен в соответствии с требованиями ТК РФ и условиями трудового договора исходя из количества фактически отработанных дней в каждом месяце (компенсационная выплата к должностному окладу за период с июля 2020 года по январь 2021 года с учетом районного коэффициента и полярных надбавок) х 13%).

Размер заработка определен для каждого из указанных выше истцов с учетом спорной компенсации, полагающейся им, начиная с 01 июля 2020 года (за исключением ФИО19 – с 18 августа 2020 года; ФИО2 – с 04 декабря 2020 года), то есть, исходя из пропуска истцами срока для обращения с требованиями о взыскании спорной компенсации.

За вычетом НДФЛ (-13%) подлежащая к взысканию сумма составит:

для ФИО10 – 91 699 рублей 28 копеек;

для ФИО1 – 120 846 рублей 30 копеек;

для ФИО11 – 108 302 рубля 01 копейку;

для ФИО2 - 32 685 рублей 27 копеек;

для ФИО31 – 77 776 рублей 91 копейку;

для ФИО12 – 93 916 рублей 30 копеек;

для ФИО13 – 111 302 рубля 67 копеек;

для ФИО14 – 106 506 рублей 95 копеек;

для ФИО15 – 105 998 рублей 57 копеек;

для ФИО16 – 93 813 рублей 62 копейки;

для ФИО17 – 110 516 рублей 58 копеек;

для ФИО18 – 109 763 рубля 58 копеек;

для ФИО4 – 115 248 рублей 98 копеек;

для ФИО5 – 81 312 рублей 73 копейки;

для ФИО19 – 82 636 рублей 79 копеек;

для ФИО6 – 91 641 рубль 78 копеек;

для ФИО7 – 94 417 рублей 22 копейки;

для ФИО20 – 95 395 рублей 22 копейки;

для ФИО8 – 96 334 рубля 09 копеек;

для ФИО21 – 90 877 рублей 79 копеек;

для ФИО33 – 84 112 рублей 48 копеек.

Всего подлежит взысканию 1 995 105 рублей 12 копеек.

При этом, доводы представителя в/ч №... о том, что в зоне ответственности данной войсковой части не находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов опровергаются имеющимися по делу доказательствами в их совокупности.

Доводы приведенные ответчиками и третьим лицом в части отсутствия соответствующего приказа командира войсковой части, судом не принимаются, поскольку восстановление нарушенных трудовых прав истца не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодателем несвоевременно исполнены требования приказа Минобороны РФ № 545.

При таких обстоятельствах требования истцов подлежат частичному удовлетворению.

Принимая во внимание, что войсковая часть не имеет самостоятельного органа, взыскание с войсковой части №... следует осуществить с лицевого счета Филиала ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС», открытого в Казначействе.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены по требованиям имущественного характера, подлежащим оценке, исходя из общей суммы удовлетворенного требования в сумме 18 175 рублей 53 копейки.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования военного прокурора – войсковая часть №... Мурманская область в интересах ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 к войсковой части №..., филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС», - удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада

в пользу ФИО10 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 91 699 рублей 28 копеек;

в пользу ФИО1 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 120 846 рублей 30 копеек;

в пользу ФИО11 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 108 302 рубля 01 копейку;

в пользу ФИО2 за период с 04 декабря 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 32 685 рублей 27 копеек;

в пользу ФИО3 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 77 776 рублей 91 копейку;

в пользу ФИО12 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 93 916 рублей 30 копеек;

в пользу ФИО13 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 111 302 рубля 67 копеек;

в пользу ФИО14 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 106 506 рублей 95 копеек;

в пользу ФИО15 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 105 998 рублей 57 копеек;

в пользу ФИО16 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 93 813 рублей 62 копейки;

в пользу ФИО17 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 110 516 рублей 58 копеек;

в пользу ФИО18 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 109 763 рубля 58 копеек;

в пользу ФИО4 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 115 248 рублей 98 копеек;

в пользу ФИО5 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 81 312 рублей 73 копейки;

в пользу ФИО19 за период с 18 августа 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 82 636 рублей 79 копеек;

в пользу ФИО6 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 91 641 рубль 78 копеек;

в пользу ФИО7 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 94 417 рублей 22 копейки;

в пользу ФИО20 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 95 395 рублей 22 копейки;

в пользу ФИО8 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 96 334 рубля 09 копеек;

в пользу ФИО21 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 90 877 рублей 79 копеек;

в пользу ФИО9 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 84 112 рублей 48 копеек.

В удовлетворении исковых требований ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 к войсковой части №..., Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» о взыскании недополученной заработной платы в части, превышающие выше суммы в пользу каждого из истцов, - отказать.

Взыскать федерального казенного учреждения «Объединенное стратегического командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере 18 175 рублей 53 копейки.

Решение в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Охлопков

2-966/2021 ~ М-960/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лащенко Алексей Николаевич
Басов Олег Григорьевич
Дорофеев Роман Петрович
Пашинский Валерий Васильевич
Никитенко Сергей Викторович
Военный прокурор - войсковая часть 56186
Моногаров Владимир Алексеевич
Кононов Дмитрий Геннадьевич
Арсланалиев Рамазан Расулович
Замяткин Сергей Васильевич
Степаненко Валерий Александрович
Багаутдинов Александр Владимирович
Колесов Владислав Алексеевич
Щелкунов Егор Анатольевич
Попов Александр Сергеевич
Федько Дмитрий Сергеевич
Марченко Андрей Александрович
Клейн Алексей Анатольевич
Малыхин Максим Александрович
Батенко Петр Евгеньевич
Трясцын Станислав Юрьевич
Симонов Петр Владимирович
Ответчики
Войсковая часть 77360-В
Филиал ФКУ "ОСК СФ" - 1 ФЭС"
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Охлопков Андрей Владимирович
Дело на странице суда
pol--mrm.sudrf.ru
23.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2021Передача материалов судье
27.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее