*** Дело № 2-966/2021
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2021 года г. Гаджиево
Полярный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Охлопкова А.В.,
при секретаре судебного заседания Сукачевой Е.С.
с участием помощника военного прокурора – войсковая часть №... Владимирова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора – войсковая часть №... Мурманская область в интересах ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 к командиру войсковой части №..., филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» о взыскании не начисленной заработной платы,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Военный прокурор - войсковая часть №..., обратился в суд с иском в интересах ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 к командиру войсковой части №..., филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС» о взыскании не начисленной заработной платы.
В обоснование иска указано, в военную прокуратуру – войсковая часть №... поступило коллективное обращение работников пожарной команды войсковой части №... ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 о нарушении его прав на оплату труда со стороны командования войсковой части №....
При этом, ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5 – занимают должности ***;
ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО19, ФИО6 – являются ***;
ФИО13, ФИО14, ФИО32, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 – являются ***.
В соответствии с п. 8. Приложения № 2 к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки).
Войсковая часть №... согласно штата и Положения о районе базирования, входит в состав войсковой части №... и предназначена, в том числе для приема, хранения, выдачи ракетно-артиллерийского вооружения, ракет, боеприпасов, других видов материальных ценностей и обеспечения ими воинских частей и подразделений гарнизона и сил флота.
Для хранения ракетно-артиллерийского вооружения, ракет, боеприпасов и других видов материальных ценностей в составе района базирования (г. Гаджиево) предусмотрен склад (модульно-секционный), в котором предусмотрены хранилища, в том числе и хранилище ракетно-артиллерийского вооружения (далее - хранилище РАВ).
В соответствии с п. 12 Положения о ведомственной пожарной охране, утвержденной приказом Минобороны РФ № 88 от 22.02.2019 район выезда противопожарных подразделений определяется приказом командира воинской части и составляет радиус не более 15 километров от места дислокации подразделения пожарной охраны.
В нарушение требований вышеуказанного приказа компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки) установлена лишь с 01 февраля 2021 года приказом командира войсковой части №... от 25.02.2021 №... после внесения изменений и дополнений в коллективный договор воинской части.
По данному факту военной прокуратурой - войсковая часть №... проведена проверка, в адрес командира войсковой части №... <дата> исх. №... (далее - Представление) внесено представление об устранении нарушений закона, требования которого командованием воинской части проигнорированы.
Просит взыскать с ответчиков - войсковой части №... и филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» «1 финансово-экономическая служба» в пользу работников подразделения пожарной охраны, в зоне ответственности находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов за период с 01.10.2019 по 31.01.2021 войсковой части №..., а именно:
ФИО10 - 259 383 рубля 57 копеек; ФИО1 - 303 145 рублей 89 копеек; ФИО11 - 242 372 рубля 49 копеек; ФИО2 - 37 569 рублей 27 копеек; ФИО31 - 252 854 рубля 23 копейки; ФИО12 - 249 013 рубль 37 копеек; ФИО13 - 265 069 рублей 73 копейки; ФИО14 - 261 915 рублей 44 копейки; ФИО15 - 262 436 рублей 85 копеек; ФИО16 - 275 435 рублей 51 копеек; ФИО17 - 268 872 рублей 37 копеек; ФИО18 - 274 809 рубля 79 копеек; ФИО4 - 186 559 рублей 58 копеек; ФИО5 - 238 930 рублей 60 копеек; ФИО19 - 109 177 рубля 82 копейки; ФИО6 - 260 905 рублей 97 копеек; ФИО7 - 268 782 рублей 71 копеек; ФИО20 - 271 502 рублей 42 копейки; ФИО8 - 282 654 рублей 76 копеек; ФИО21 - 250 628 рублей 64 копейки; ФИО33 - 168 500 рублей 38 копеек. А всего денежных средств на сумму 4 990 521 рублей 29 копеек.
Взыскать с ФКУ «ОСК ФС» в лице «1 финансово-экономическая служба» в доход государства государственную пошлину в размере 33 152 рубля 61 копейку.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать в пользу работников пожарной команды компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада с 01.10.№... года с войсковой части №... через филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово- экономическая служба».
Взыскать с войсковой части №... через филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба» государственную пошлину в размере 33 152 рубля 61 копейку.
Кроме того, с учетом более позднего принятия на работу, просил взыскать в пользу ФИО19 компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада с 18.08.2020 года по 31.01.2021 года и в пользу ФИО10 – с 22.10.2019 года.
Помощник военного прокурора - войсковая часть №... ФИО24 В.В. в судебном заседании полагал, что требования, заявленные в интересах истцов, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Истцы ФИО18, ФИО32, ФИО15, ФИО5, ФИО21, ФИО4, ФИО8, ФИО19, ФИО14, ФИО2, ФИО16 в судебном заседании поддержали исковые требования.
Истцы ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО17, ФИО6, ФИО20, ФИО9 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика №... ФИО30 в судебном заседании возражала против заявленных требований, полагала, что войсковая часть №... предназначена для накопления, хранения, выдачи, освежения текущих и неприкосновенных запасов всех видов материальных средств (в соответствии с установленной штатом Района базирования специализацией). В то время как войсковая часть №... является арсеналом и предназначена для организации хранения, подготовки транспортирования и проведения регламентных работ всех видов оружия.
Хранилище модульно - секционного склада войсковой части №... по выдаче оружия и боеприпасов в соответствии с планом ППО в/ч №... находится на административно - хозяйственной территории войсковой части №....
Приказом командира войсковой части №... от 29 ноября 2019 года №... «Об определении района выезда пожарной команды войсковой части №...» установлено, что районом выезда подразделения пожарной команды войсковой части №... является запретная зона (район), ограниченный условной границей, проложенной в 1,5 км от внешнего ограждения технической территории №... и административно - хозяйственной территории войсковой части. Пунктом 2 данного приказа определено, что к району выезда пожарной команды войсковой части №... отнесены объекты, расположенные на технической территории №..., технической территории №..., административно - хозяйственной территории. Это ещё раз доказывает, что хранилище модульно - секционного склада войсковой части №... по выдаче оружия и боеприпасов, находится в зоне ответственности пожарной команды войсковой части №....
Работникам пожарной команды войсковой части №... установлена и выплачивается с 1 января 2020 года выплата компенсационного характера в размере 100% должностного оклада как пожарной команде, содержащейся при арсенале, в зону ответственности, которой входят склады хранилища по вооружению и боеприпасов, в том числе и хранилище модульно - секционного склада войсковой части №....
В тоже время, в целях исключения роста напряжённости среди пожарных команд в адрес войсковой части №... поступили указания командира войсковой части №..., согласно которым командирам структурных подразделений войсковой части №..., в том числе и войсковой части №..., следовало с 01 февраля 2021 года установить работникам пожарной команды спорную компенсационную выплату, что и было исполнено командиром войсковой части №....
Представитель ответчика полагает, что двойная оплата за счёт федерального бюджета за исполнение одних и тех же работ законодательством Российской Федерации не предусмотрена и по своей правовой сути может расцениваться как нарушение финансовой дисциплины.
Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцами срока на обращение в суд со ссылкой на положения части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, отмечая, что работники пожарной команды ежемесячно имели возможность знакомиться с составом перечисляемой им заработной платой. Заработная плата (спорная компенсационная выплата) работникам пожарной команды в спорный период не выплачивалась и не начислялась, в связи с чем полагает, что в случае признания судом факта нарушения он не может быть признан длящимся.
Представитель филиал ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС» в судебное заседание не явились, представлены письменные возражения, согласно которым просит в удовлетворении иска отказать.
Суд полагает, возможным рассмотреть дело без участия неявившегося истцов, представителя ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС», извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав доводы военного прокурора, явившихся истцов, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, поступившие возражения, суд приходит к следующим выводам:
Согласно статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, и работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие заработной платы (оплаты труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера., в том числе за работу а условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового Кодекса Российской Федерации работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Министром обороны Российской Федерации 18.09.2019 утвержден приказ №... «О системе оплаты груда гражданского персонала работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу); порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к настоящему приказу).
В соответствии с пунктом 2 подпункта 2 приказа Минобороны России № 545 (глава 3 Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) приложения № 2, гражданскому персоналу воинских частей и организаций установлены виды выплат компенсационного характера, в том числе, выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4-10, 55-57, 61-66. 71-74, 77. 78 и 81 настоящего приложения).
Согласно пункту 2 подпункта 8 (глава 3) приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 2 подпункта 3 главы 3 приказ Минобороны России № 545).
Из приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 следует, что к арсеналам, центрам, базам, складам по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, в которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
С учетом изложенного, условием для установления спорной компенсационной выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны является условие содержания подразделений пожарной охраны при центрах и арсеналах всех наименований, отделах хранения вооружения и боеприпасов, других баз, складов и отделах, в которых хранятся вооружение и боеприпасы, а также отделах хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
При рассмотрении возникшего спора судом установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях о войсковой частью №..., в частности ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5 – занимают должности ***; ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО19, ФИО6 – состоят в должности ***; ФИО13, ФИО14, ФИО32, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 – являются ***.
Все истцы, за исключением пожарных ФИО10, ФИО19, ФИО4 и ФИО2, по состоянию на дату вынесения приказа Минобороны России № 545 уже состояли в трудовых отношениях с войсковой частью №.... ФИО10 приступил к исполнению своих обязанностей с 18 августа 2020 года, ФИО19 - с 22 октября 2019 года, ФИО4 – с 08 апреля 2020 года, ФИО2 – с 04 декабря 2020 года.
В состав войсковой части №... под условными наименованиями входят структурные подразделения, в том числе войсковая часть №... и №..., дислоцирующиеся в г. Гаджиево, Мурманской области.
Войсковая часть №... предназначена для накопления, хранения, выдачи, освежения текущих и неприкосновенных запасов всех видов материальных средств (в соответствии с установленной штатом Района базирования специализацией). В соответствии со штатом №... от 19 мая 2016 года в состав войсковой части входит пожарная команда в количестве 46 работников.
Согласно Планам противопожарной охраны на охраняемой территории войсковой части №... в зоне ответственности пожарной команды войсковой части №... при проведении противопожарных мероприятий находится модульно-секционный склад инв. №... (далее склад РАВ).
Согласно приказа начальника Гаджиевского мастного гарнизона от 17 декабря 2018 года №... указанный объект закреплен за войсковой частью №.... На основании приказа командира войсковой части №... от 25.05.2020 №... на складе РАВ воинской части организованы мероприятия противопожарной защиты, определены силы и средства для тушения пожара.
Оперативной карточкой войсковой части №..., утвержденной командиром 21 января 2019 года определены время прибытия пожарной команды войсковой части №... и маршрут её движения на склад РАВ.
Указанный склад РАВ в соответствии планами противопожарной охраны войсковой части №..., утвержденных 25 ноября 2019 года и 25 ноября 2020 года, а также планами войсковой части №..., утвержденных 25 ноября 2019 года и 30 ноября 2020 года, входит в зону ответственности пожарной команды войсковой части №....
В связи с чем сотрудники пожарной команды войсковой части №... привлекаются для тушения пожара на указанном объекте войсковой части №....
В соответствии с планом противопожарной охраны филиала войсковой части №... на 2019 и 2020 годы пожарная команда войсковой части №... также привлекается для тушения пожара на объектах войсковой части №....
Коллективный договор войсковой части №... на 2020 - 2023 годы, принятый на общем собрании работников войсковой части №..., положения об установлении спорной компенсационной выплаты не содержит. Условий о спорной выплате компенсационного характера за особые условия работы, трудовые договоры, заключенные с работниками пожарной команды не содержали и не содержат, такая выплата в отношении истцов не устанавливалась и не осуществлялась до издания приказа командира войсковой части №... от 25 февраля 2021 года №..., когда спорная компенсационная выплата была установлена с 01 февраля 2021 года. При этом каких-либо организационно-штатных мероприятий войсковой частью не производилось, изменения в условия труда работников не вносились.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что пожарная часть войсковой части №... выполняет свои функциональные обязанности на основании норм, регулирующих деятельность пожарной охраны и их подразделений, кроме того, в зону её ответственности входят, в том числе и арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, в связи с чем, вопреки доводам ответчиков, истцу полагается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что поскольку в соответствии с приказом Минобороны России № 545 основанием для выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) является содержание подразделений пожарной охраны при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, при этом подразделение пожарной охраны войсковой части 77360-В содержится при указанных объектах, имеются основания для удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу соответствующей задолженности по заработной плате с учетом спорной выплаты.
Вместе с тем, данные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с заключенным с истцами трудовыми договорами, а также пунктом 6.2 Коллективного договора выплата заработной платы производится 2 раза в месяц: заработная плата в фиксированном размере за первую половину месяца - 25 числа текущего месяца, и 10 числа месяца следующего за истекшим месяцем, когда уже будут известны все суммы, подлежащие выплате и удержанию за прошедший месяц (под расчет).
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлен специальный срок для реализации работниками права на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику - в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику- при увольнении.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, исходя из содержания абзаца 1 части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Согласно часта 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В соответствии с разъяснениям, данным в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации)» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Для признания длящимся нарушения работодателем трудовых прав работника при рассмотрении дела по иску работника о взыскании невыплаченной заработной платы необходимо наличие определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Заработная плата (спорная компенсационная выплата) истцу в спорный период не выплачивалась и не начислялась, доказательств иного не представлено.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что спорная компенсационная выплата ответчиком истцу не начислялась, срок на обращение в суд по каждому спорному периоду исчисляется отдельно, начиная с 10 числа месяца, следующего за месяцем работы истца, поскольку такой срок выплаты заработной платы установлен заключенными между сторонами трудовыми договорами, а также Правила внутреннего трудового распорядка.
Определяя срок коллективного обращения работников пожарной команды за защитой нарушенного права, суд принимает во внимание, что истцы обратились к военному прокурору Северного Флота с заявлением о невыплате спорной денежной компенсации 14 июля 2021 года, коллективное обращение зарегистрировано за номером №....
Указанное обращение перенаправлено для его рассмотрения военному прокурору – войсковая часть №.... По итогам рассмотрения которого военным прокурором был установлен факт нарушения трудового законодательства и в адрес командира войсковой части №... вынесено представление об устранении нарушений закона от 17 августа 2021 года. Однако, данное представление исполнено не было, что послужило основанием для повторного обращения работников пожарной команды к военному прокурору - войсковая часть №... в августе 2021 года с просьбами принять меры прокурорского реагирования и защитить их права в том числе и путем обращения в суд.
В суд с исковым заявлением военный прокурор в интересах истцов обратился 23 сентября 2021 года.
Исходя из положений части 5 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам срок обращения в суд за разрешением служебного спора может быть восстановлены судом.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Вместе с тем указанный перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд не является исчерпывающим, на что обращено внимание в пункте 13 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020)» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020), наряду с тем, что при разрешении трудовых споров подлежат учету носящие универсальный характер разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд.
В соответствии с этими разъяснениями к уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 ТК РФ срок; обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Как указано в том же пункте Постановления, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).
Такие же правовые позиции содержатся в пунктах 22 и 23 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020.
С учетом приведенных разъяснений, истцы обозначили свое несогласие с невыплатой компенсационной надбавки, обращаясь с заявлением к военному прокурору Северного Флота они ожидали восстановления своих прав, что не может не учитываться судом при оценке обстоятельств пропуска срока обращения в суд за разрешением трудового спора.
При таком положении суд полагает уважительной причину пропуска истцами срока обращения в суд и, с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске пропущенного срока в отношении сумм спорной компенсации полагает, что истцы имеют право на взыскание компенсационной выплаты с июля 2020 года по январь 2021 года (за исключением ФИО19 – с 18 августа 2020 года; ФИО2 – с 04 декабря 2020 года), поскольку окончательный расчет по заработной плате за июль 2020 года с ними должен быть произведен 10 августа 2020 года.
Тем самым, истцами пропущен установленный законом срок обращения в суд с требованиями о взыскании выплаты компенсационного характера за период с октября 2019 года по июнь 2020 года (с учетом установленного дня выплаты зарплаты, включающей в себя данную выплату компенсационного характера, за июль 2020 года, которым является 10.08.2020).
Установив, что срок в указанной части обращения пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Истцами не приведено обстоятельств, в силу которых по независящим от них причинам они не имели возможности проверить правильность начисления им зарплаты и своевременно обратиться за судебной защитой.
При определении суммы подлежащей выплате суд исходит из расчета представленного ответчиком ФКУ ОСК СФ - 1 ФЭС, который положен в обоснование требований истцов, ими не оспорен, судом проверен, является арифметически правильным, составлен в соответствии с требованиями ТК РФ и условиями трудового договора исходя из количества фактически отработанных дней в каждом месяце (компенсационная выплата к должностному окладу за период с июля 2020 года по январь 2021 года с учетом районного коэффициента и полярных надбавок) х 13%).
Размер заработка определен для каждого из указанных выше истцов с учетом спорной компенсации, полагающейся им, начиная с 01 июля 2020 года (за исключением ФИО19 – с 18 августа 2020 года; ФИО2 – с 04 декабря 2020 года), то есть, исходя из пропуска истцами срока для обращения с требованиями о взыскании спорной компенсации.
За вычетом НДФЛ (-13%) подлежащая к взысканию сумма составит:
для ФИО10 – 91 699 рублей 28 копеек;
для ФИО1 – 120 846 рублей 30 копеек;
для ФИО11 – 108 302 рубля 01 копейку;
для ФИО2 - 32 685 рублей 27 копеек;
для ФИО31 – 77 776 рублей 91 копейку;
для ФИО12 – 93 916 рублей 30 копеек;
для ФИО13 – 111 302 рубля 67 копеек;
для ФИО14 – 106 506 рублей 95 копеек;
для ФИО15 – 105 998 рублей 57 копеек;
для ФИО16 – 93 813 рублей 62 копейки;
для ФИО17 – 110 516 рублей 58 копеек;
для ФИО18 – 109 763 рубля 58 копеек;
для ФИО4 – 115 248 рублей 98 копеек;
для ФИО5 – 81 312 рублей 73 копейки;
для ФИО19 – 82 636 рублей 79 копеек;
для ФИО6 – 91 641 рубль 78 копеек;
для ФИО7 – 94 417 рублей 22 копейки;
для ФИО20 – 95 395 рублей 22 копейки;
для ФИО8 – 96 334 рубля 09 копеек;
для ФИО21 – 90 877 рублей 79 копеек;
для ФИО33 – 84 112 рублей 48 копеек.
Всего подлежит взысканию 1 995 105 рублей 12 копеек.
При этом, доводы представителя в/ч №... о том, что в зоне ответственности данной войсковой части не находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов опровергаются имеющимися по делу доказательствами в их совокупности.
Доводы приведенные ответчиками и третьим лицом в части отсутствия соответствующего приказа командира войсковой части, судом не принимаются, поскольку восстановление нарушенных трудовых прав истца не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодателем несвоевременно исполнены требования приказа Минобороны РФ № 545.
При таких обстоятельствах требования истцов подлежат частичному удовлетворению.
Принимая во внимание, что войсковая часть не имеет самостоятельного органа, взыскание с войсковой части №... следует осуществить с лицевого счета Филиала ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС», открытого в Казначействе.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены по требованиям имущественного характера, подлежащим оценке, исходя из общей суммы удовлетворенного требования в сумме 18 175 рублей 53 копейки.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования военного прокурора – войсковая часть №... Мурманская область в интересах ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 к войсковой части №..., филиалу ФКУ «ОСК СФ» - «1 ФЭС», - удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада
в пользу ФИО10 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 91 699 рублей 28 копеек;
в пользу ФИО1 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 120 846 рублей 30 копеек;
в пользу ФИО11 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 108 302 рубля 01 копейку;
в пользу ФИО2 за период с 04 декабря 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 32 685 рублей 27 копеек;
в пользу ФИО3 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 77 776 рублей 91 копейку;
в пользу ФИО12 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 93 916 рублей 30 копеек;
в пользу ФИО13 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 111 302 рубля 67 копеек;
в пользу ФИО14 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 106 506 рублей 95 копеек;
в пользу ФИО15 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 105 998 рублей 57 копеек;
в пользу ФИО16 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 93 813 рублей 62 копейки;
в пользу ФИО17 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 110 516 рублей 58 копеек;
в пользу ФИО18 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 109 763 рубля 58 копеек;
в пользу ФИО4 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 115 248 рублей 98 копеек;
в пользу ФИО5 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 81 312 рублей 73 копейки;
в пользу ФИО19 за период с 18 августа 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 82 636 рублей 79 копеек;
в пользу ФИО6 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 91 641 рубль 78 копеек;
в пользу ФИО7 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 94 417 рублей 22 копейки;
в пользу ФИО20 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 95 395 рублей 22 копейки;
в пользу ФИО8 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 96 334 рубля 09 копеек;
в пользу ФИО21 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 90 877 рублей 79 копеек;
в пользу ФИО9 за период с 01 июля 2020 года по 31 января 2021 года в сумме 84 112 рублей 48 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО6, ФИО7, ФИО20, ФИО8, ФИО21, ФИО9 к войсковой части №..., Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала «1 финансово-экономическая служба» о взыскании недополученной заработной платы в части, превышающие выше суммы в пользу каждого из истцов, - отказать.
Взыскать федерального казенного учреждения «Объединенное стратегического командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере 18 175 рублей 53 копейки.
Решение в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Охлопков