гр. дело № 2-3354/15г.
строка № 38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.
при секретаре Стародубцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отрешко ФИО9, Отрешко ФИО10, Отрешко ФИО11 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области и Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконными бездействий, выразившихся в не проведении мероприятий по предоставлению истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж, и о возложении обязанности на ответчиков предоставить истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, указали, что на основании протокола № заседания профсоюзного комитета <адрес> лесхоза от 21.12.1989г. кв. № 2 в доме <адрес> была предоставлена рабочему лесхоза ФИО12., умершему ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истцы зарегистрированы в квартире в качестве нанимателей. Квартира находится в собственности Воронежской области. Приказом ДИЗО Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом закреплён на праве оперативного управления за КУВО «Лесная охрана». Занимаемая квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно акта № № проведения мероприятий по государственному контролю государственной жилищной инспекции Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ. «неудовлетворительное техническое состояние основных конструктивных элементов помещений квартиры № инженерных коммуникаций и крайне неблагоприятные санитарные и бытовые условия проживания жильцов, угроза их жизни из- за возможного обрушения конструкций позволяют признать данную квартиру аварийной, непригодной для проживания с рассмотрением вопроса на областной межведомственной комиссии».
На основании экспертного заключения, выполненного ОАО «Центр нормативов и качества строительства по заказу ДИЗО Воронежской области рекомендовано рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания.
По заключению № от ДД.ММ.ГГГГ. областной межведомственной комиссии по признанию жилых помещений не пригодными для проживания, действующей при Управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, квартира признана непригодной для проживания.
В связи с изложенным истцы просят обязать ответчиков предоставить истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Отрешко А.А., иск поддержала, пояснила изложенное.
Истцы Отрешко М.Г., Отрешко А.Г. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеются заявления.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Язева В.В. с иском не согласилась, представлены письменные возражения.
Представитель Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Тюнина Ю.Г. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Администрации городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка.
КУВО «Лесная Охрана» также не направило в суд своего представителя, извещено надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
На основании пояснении сторон, сообщений, свидетельства, имеющихся в деле, судом установлено, что истцы зарегистрированы в спорной квартире в качестве нанимателей. Квартира находится в собственности Воронежской области. Приказом ДИЗО Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом закреплён на праве оперативного управления за КУВО «Лесная охрана».
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ. проведения мероприятий по государственному контролю государственной жилищной инспекции Воронежской области занимаемая квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, так как неудовлетворительное техническое состояние основных конструктивных элементов помещений квартиры № инженерных коммуникаций и крайне неблагоприятные санитарные и бытовые условия проживания жильцов, угроза их жизни из- за возможного обрушения конструкций позволяют признать данную квартиру аварийной, непригодной для проживания с рассмотрением вопроса на областной межведомственной комиссии (л.д.48).
Согласно представленного истцами экспертного заключения ОАО «Центр нормативов и качества строительства от ДД.ММ.ГГГГ. рекомендовано рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания (л.д.17-44).
По заключению № от ДД.ММ.ГГГГ. областной межведомственной комиссии по признанию жилых помещений не пригодными для проживания, действующей при Управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, квартира признана непригодной для проживания (л.д.49-52).
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области истцы приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области (л.д.65).
Приказами администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года, истцы приняты на учет в качестве нуждающихся и малоимущих (л.д. 60-63).
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан. Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ст. 51 ЖК РФ относит, в том числе, граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).
В соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан, в том числе, граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 1). Жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, определяемого правительством Воронежской области. Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением. Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется уполномоченным органом (ст. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди. Принятие на учет граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, за исключением граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые принимаются на учет на основании сведений, представляемых уполномоченным органом по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Воронежской области "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до 1 января 2005 года", исходя из времени постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления (ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ).
Постановлением администрации Воронежской области от 29.11.2007 г. № 1083 «О мерах по реализации закона Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-03 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» определен исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, включение жилого помещения в жилищный фонд социального использования и исключение жилого помещения из указанного фонда, - Главное управление государственного имущества (в настоящее время ДИЗО). Исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, определено Главное управление социального развития Воронежской области (в настоящее время Департамент социальной защиты Воронежской обл.).
Вышеназванным Постановлением также установлено, что договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования между нанимателем и исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, заключается на основании решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма.
Приказом департаментом труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области отдельным категориям граждан на основании договора социального найма (в ред. приказа ДТиСР Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № Указанное Положение регламентирует порядок предоставления гражданам из числа категорий, указанных в статье 1 Закона Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № 93-ОЗ, проживающим на территории Воронежской области, жилья по договору социального найма из государственного жилищного фонда Воронежской области.
Согласно п. 2.1. – 2.2.4 указанного Положения постановка на учет и ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Воронежской области, осуществляются департаментом труда и социального развития Воронежской области как уполномоченным органом исполнительной власти Воронежской области, который осуществляет следующие полномочия: принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета; формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных пунктами 3 - 4.2 статьи 1 Закона в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма в уполномоченном органе; формирование и утверждение списка граждан из числа определенных Законом, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации; представление в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма конкретному лицу.
Названное Положение также предусматривает порядок постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Воронежской области (п. п. 3.1. - 3.17) и порядок предоставления жилого помещения
по договорам социального найма, в частности, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4 Закона (п.4.1). Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований действующего законодательства, является основанием для заключения департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области соответствующего договора социального найма с гражданами в срок, установленный указанным решением (п. 4.2).
Согласно Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № №, которым признано утратившим силу постановление правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № «Об утверждении Положения о департаменте труда и социального развития Воронежской области», (п.3.1., 3.2.) департамент исполняет государственные функции, в том числе, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма.
Ранее указанные функции исполнял департамент труда и социального развития Воронежской области согласно п. 3.1.8. Положения о Департаменте труда и социального развития Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области от 23.04.2009г. № 285.
Согласно Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, ДИЗО является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. Основными задачами департамента являются, в том числе, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Воронежской области; управление жилищным фондом Воронежской области социального использования. Департамент имеет право (п.4.11.) заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений.
Из изложенных законоположений следует, что истцы имеют право на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Закон Воронежской области №93-ОЗ не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма ч. 1 ст. 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с переселением из аварийного или непригодного жилья другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При таких обстоятельствах доводы представителя Департамента соцзащиты населения о необходимости учитывать нормы предоставления жилья, указанные в законе Воронежской области №93-ОЗ лишены правовых оснований.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, к которым относятся, в том числе, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007 года N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма".
При этом часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от даты включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.
Тот факт, что в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.
Доводы представителя Департамента соцзащиты об отсутствии свободных жилых помещений, не основаны на законе, противоречат требованиям федерального законодательства, в силу которого обеспечение вне очереди жилым помещением указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Учитывая изложенное, суд полагает, что бездействия Департамента социальной защиты Воронежской области по непринятию решения о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма носят незаконный характер, требования истцов в этой части являются обоснованными.
ДИЗО не является органом, который вправе принимать решения о предоставлении жилого помещения при всех прочих равных условиях. ДИЗО является органом, который заключает договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений на основании принятого департаментом соцзащиты решения.
Учитывая, что такое решение Департаментом социальной защиты Воронежской области до настоящего времени не принято, у ДИЗО отсутствует обязанность заключить с истцами договор социального найма. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истцов в части признания незаконным бездействий ДИЗО, у суда не имеется.
Требования истцов о возложении на ответчиков обязанности предоставить жилое помещение, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом, учитывая изложенное выше, а также требования ст. 206 ГПК РФ, полагает необходимым обязать Департамент соцзащиты принять решение о предоставлении другого жилого помещения и установить Департаменту социальной защиты Воронежской области десятидневный срок с момента вступления в силу настоящего решения суда для принятия такого решения, а на ДИЗО возложить обязанность после принятия Департаментом соцзащиты решения о предоставлении жилья, заключить с истцами соответствующий договор социального найма в срок, установленный указанным решением Департамента соцзащиты Воронежской области.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198, 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконными бездействия Департамента социальной защиты Воронежской области, выразившиеся в не принятии решения о предоставлении Отрешко ФИО13, Отрешко ФИО14, Отрешко ФИО15 вне очереди благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящегося в границах городского округа город Воронеж.
Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу, принять решение о предоставлении Отрешко ФИО16, Отрешко ФИО17, Отрешко ФИО18 вне очереди благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 66,3 кв.м., находящегося в границах городского округа город Воронеж.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области после принятия Департаментом социальной защиты Воронежской области решения о предоставлении Отрешко ФИО19, Отрешко ФИО20, Отрешко ФИО21 вне очереди благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 66,3 кв.м., находящегося в границах городского округа город Воронеж, заключить с Отрешко ФИО22, Отрешко ФИО23 и Отрешко ФИО24 договор социального найма в срок, установленный указанным решением Департамента социальной защиты Воронежской области.
Исковые требования Отрешко ФИО25, Отрешко ФИО26, Отрешко ФИО27 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконными бездействий, выразившихся в не проведении мероприятий по предоставлению истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
гр. дело № 2-3354/15г.
строка № 38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.
при секретаре Стародубцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отрешко ФИО9, Отрешко ФИО10, Отрешко ФИО11 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области и Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконными бездействий, выразившихся в не проведении мероприятий по предоставлению истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж, и о возложении обязанности на ответчиков предоставить истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, указали, что на основании протокола № заседания профсоюзного комитета <адрес> лесхоза от 21.12.1989г. кв. № 2 в доме <адрес> была предоставлена рабочему лесхоза ФИО12., умершему ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истцы зарегистрированы в квартире в качестве нанимателей. Квартира находится в собственности Воронежской области. Приказом ДИЗО Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом закреплён на праве оперативного управления за КУВО «Лесная охрана». Занимаемая квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, согласно акта № № проведения мероприятий по государственному контролю государственной жилищной инспекции Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ. «неудовлетворительное техническое состояние основных конструктивных элементов помещений квартиры № инженерных коммуникаций и крайне неблагоприятные санитарные и бытовые условия проживания жильцов, угроза их жизни из- за возможного обрушения конструкций позволяют признать данную квартиру аварийной, непригодной для проживания с рассмотрением вопроса на областной межведомственной комиссии».
На основании экспертного заключения, выполненного ОАО «Центр нормативов и качества строительства по заказу ДИЗО Воронежской области рекомендовано рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания.
По заключению № от ДД.ММ.ГГГГ. областной межведомственной комиссии по признанию жилых помещений не пригодными для проживания, действующей при Управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, квартира признана непригодной для проживания.
В связи с изложенным истцы просят обязать ответчиков предоставить истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте города Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Отрешко А.А., иск поддержала, пояснила изложенное.
Истцы Отрешко М.Г., Отрешко А.Г. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеются заявления.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Язева В.В. с иском не согласилась, представлены письменные возражения.
Представитель Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Тюнина Ю.Г. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Администрации городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка.
КУВО «Лесная Охрана» также не направило в суд своего представителя, извещено надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
На основании пояснении сторон, сообщений, свидетельства, имеющихся в деле, судом установлено, что истцы зарегистрированы в спорной квартире в качестве нанимателей. Квартира находится в собственности Воронежской области. Приказом ДИЗО Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. указанный жилой дом закреплён на праве оперативного управления за КУВО «Лесная охрана».
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ. проведения мероприятий по государственному контролю государственной жилищной инспекции Воронежской области занимаемая квартира не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, так как неудовлетворительное техническое состояние основных конструктивных элементов помещений квартиры № инженерных коммуникаций и крайне неблагоприятные санитарные и бытовые условия проживания жильцов, угроза их жизни из- за возможного обрушения конструкций позволяют признать данную квартиру аварийной, непригодной для проживания с рассмотрением вопроса на областной межведомственной комиссии (л.д.48).
Согласно представленного истцами экспертного заключения ОАО «Центр нормативов и качества строительства от ДД.ММ.ГГГГ. рекомендовано рассмотреть вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания (л.д.17-44).
По заключению № от ДД.ММ.ГГГГ. областной межведомственной комиссии по признанию жилых помещений не пригодными для проживания, действующей при Управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, квартира признана непригодной для проживания (л.д.49-52).
Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области истцы приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного жилищного фонда Воронежской области (л.д.65).
Приказами администрации городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года, истцы приняты на учет в качестве нуждающихся и малоимущих (л.д. 60-63).
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан. Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ст. 51 ЖК РФ относит, в том числе, граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).
В соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма имеют право состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующие категории граждан, в том числе, граждане, проживающие в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ст. 1). Жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, определяемого правительством Воронежской области. Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона Воронежской области, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный указанным решением. Заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется уполномоченным органом (ст. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди. Принятие на учет граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, за исключением граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 - 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которые принимаются на учет на основании сведений, представляемых уполномоченным органом по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Воронежской области "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до 1 января 2005 года", исходя из времени постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления (ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007г. № 93-ОЗ).
Постановлением администрации Воронежской области от 29.11.2007 г. № 1083 «О мерах по реализации закона Воронежской области от 09.10.2007 г. № 93-03 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» определен исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, включение жилого помещения в жилищный фонд социального использования и исключение жилого помещения из указанного фонда, - Главное управление государственного имущества (в настоящее время ДИЗО). Исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма, определено Главное управление социального развития Воронежской области (в настоящее время Департамент социальной защиты Воронежской обл.).
Вышеназванным Постановлением также установлено, что договор социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования между нанимателем и исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление управления жилищным фондом Воронежской области социального использования, заключается на основании решения исполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного на ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования по договорам социального найма.
Приказом департаментом труда и социального развития Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области отдельным категориям граждан на основании договора социального найма (в ред. приказа ДТиСР Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № Указанное Положение регламентирует порядок предоставления гражданам из числа категорий, указанных в статье 1 Закона Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № 93-ОЗ, проживающим на территории Воронежской области, жилья по договору социального найма из государственного жилищного фонда Воронежской области.
Согласно п. 2.1. – 2.2.4 указанного Положения постановка на учет и ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Воронежской области, осуществляются департаментом труда и социального развития Воронежской области как уполномоченным органом исполнительной власти Воронежской области, который осуществляет следующие полномочия: принятие решения о постановке (отказе) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и снятии с жилищного учета; формирование и утверждение единого списка граждан из числа определенных пунктами 3 - 4.2 статьи 1 Закона в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма в уполномоченном органе; формирование и утверждение списка граждан из числа определенных Законом, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по основаниям, предусмотренным в Жилищном кодексе Российской Федерации; представление в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области копии приказа о выделении жилого помещения жилищного фонда Воронежской области по договору социального найма конкретному лицу.
Названное Положение также предусматривает порядок постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Воронежской области (п. п. 3.1. - 3.17) и порядок предоставления жилого помещения
по договорам социального найма, в частности, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4 Закона (п.4.1). Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований действующего законодательства, является основанием для заключения департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области соответствующего договора социального найма с гражданами в срок, установленный указанным решением (п. 4.2).
Согласно Положения о департаменте социальной защиты Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № №, которым признано утратившим силу постановление правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № «Об утверждении Положения о департаменте труда и социального развития Воронежской области», (п.3.1., 3.2.) департамент исполняет государственные функции, в том числе, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма.
Ранее указанные функции исполнял департамент труда и социального развития Воронежской области согласно п. 3.1.8. Положения о Департаменте труда и социального развития Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области от 23.04.2009г. № 285.
Согласно Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, ДИЗО является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. Основными задачами департамента являются, в том числе, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Воронежской области; управление жилищным фондом Воронежской области социального использования. Департамент имеет право (п.4.11.) заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений.
Из изложенных законоположений следует, что истцы имеют право на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Закон Воронежской области №93-ОЗ не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма ч. 1 ст. 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с переселением из аварийного или непригодного жилья другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При таких обстоятельствах доводы представителя Департамента соцзащиты населения о необходимости учитывать нормы предоставления жилья, указанные в законе Воронежской области №93-ОЗ лишены правовых оснований.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, к которым относятся, в том числе, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 4 Закона Воронежской области от 09.10.2007 года N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма".
При этом часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от даты включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории.
Тот факт, что в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку.
Доводы представителя Департамента соцзащиты об отсутствии свободных жилых помещений, не основаны на законе, противоречат требованиям федерального законодательства, в силу которого обеспечение вне очереди жилым помещением указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Учитывая изложенное, суд полагает, что бездействия Департамента социальной защиты Воронежской области по непринятию решения о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма носят незаконный характер, требования истцов в этой части являются обоснованными.
ДИЗО не является органом, который вправе принимать решения о предоставлении жилого помещения при всех прочих равных условиях. ДИЗО является органом, который заключает договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений на основании принятого департаментом соцзащиты решения.
Учитывая, что такое решение Департаментом социальной защиты Воронежской области до настоящего времени не принято, у ДИЗО отсутствует обязанность заключить с истцами договор социального найма. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истцов в части признания незаконным бездействий ДИЗО, у суда не имеется.
Требования истцов о возложении на ответчиков обязанности предоставить жилое помещение, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом, учитывая изложенное выше, а также требования ст. 206 ГПК РФ, полагает необходимым обязать Департамент соцзащиты принять решение о предоставлении другого жилого помещения и установить Департаменту социальной защиты Воронежской области десятидневный срок с момента вступления в силу настоящего решения суда для принятия такого решения, а на ДИЗО возложить обязанность после принятия Департаментом соцзащиты решения о предоставлении жилья, заключить с истцами соответствующий договор социального найма в срок, установленный указанным решением Департамента соцзащиты Воронежской области.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198, 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконными бездействия Департамента социальной защиты Воронежской области, выразившиеся в не принятии решения о предоставлении Отрешко ФИО13, Отрешко ФИО14, Отрешко ФИО15 вне очереди благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящегося в границах городского округа город Воронеж.
Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу, принять решение о предоставлении Отрешко ФИО16, Отрешко ФИО17, Отрешко ФИО18 вне очереди благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 66,3 кв.м., находящегося в границах городского округа город Воронеж.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области после принятия Департаментом социальной защиты Воронежской области решения о предоставлении Отрешко ФИО19, Отрешко ФИО20, Отрешко ФИО21 вне очереди благоустроенного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 66,3 кв.м., находящегося в границах городского округа город Воронеж, заключить с Отрешко ФИО22, Отрешко ФИО23 и Отрешко ФИО24 договор социального найма в срок, установленный указанным решением Департамента социальной защиты Воронежской области.
Исковые требования Отрешко ФИО25, Отрешко ФИО26, Отрешко ФИО27 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконными бездействий, выразившихся в не проведении мероприятий по предоставлению истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находящееся в границах городского округа город Воронеж, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.
Судья
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.