КОПИЯ
Дело № 2-1417/2022
(УИД 70RS0004-01-2022-001385-92)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2022 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Чечнёва А.Н.,
при секретаре Поволковиче А.А.,
с участием:
представителя истца по первоначальному иску Беспамятновой Е.А.,
(ответчика по встречному иску)
ответчика по первоначальному иску Поздняковой Т.В.,
(истца по встречному иску)
представителя ответчика первоначальному иску Садовничей А.В.,
(представителя истца по встречному иску)
прокурора Богдановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска к Поздняковой Татьяне Васильевне о возложении обязанности изъять жилое помещение с прекращением права собственности путём выкупа, встречному исковому заилению Поздняковой Татьяны Васильевны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения,
установил:
Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска обратилось в суд с иском к Поздняковой Т.В. в котором просило изъять для муниципальных нужд жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес> путём выкупа, с прекращением права собственности ответчика на жилое помещение. Указать в решении суда, что оно является основанием для снятия Дорожкина К.С., Поздняковой Л.Н. с регистрационного учёта по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано о том, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № указанный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. 10.04.2019 администрацией Города Томска принято постановление № 287 об изъятии жилых помещений указанного многоквартирного дома. Представитель истца полагает, что выкупная цена изымаемого помещения подлежит установлению на основании отчёта об оценке рыночной стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Оценка недвижимости».
Ответчиком Поздняковой Т.В. подано встречное исковое заявление к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска в котором она просит обязать администрацию города Томска предоставить в собственность Поздняковой Т.В. жилое помещение - однокомнатную квартиру общей площадью не менее 24,5 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано о том, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № указанный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Города Томска принято постановление № об изъятии жилых помещений указанного многоквартирного дома. Поздняковой Т.В. выбран способ реализации жилищных прав путём предоставления иного жилого помещения взамен признанного аварийным.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске. Встречные исковые требования не признала.
Ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) Позднякова Т.В., её представитель Садовничая А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения первоначального иска, настаивали на удовлетворении встречного иска.
Третьи лица - Дорожкин К.С., Позднякова Л.Н., надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, представили заявления, из содержания которых следует, что третьи лица поддерживают встречное исковое заявление в полном объёме.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, заслушав заключение прокурора, полагавшего первоначальный иск подлежащим частичному удовлетворению, встречный иск полному удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом.
Частью 2 ст. 17 Всеобщей декларации прав человека установлен международно-правовой принцип, который гласит, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
В развитие указанных положений ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Пунктом 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с международно-правовыми стандартами, не предусматривает возможности произвольного и безвозмездного изъятия чужого имущества.
Часть 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации устанавливает правовые гарантии частной собственности, исходя из которых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии данного жилого помещения и земельного участка для государственных или муниципальных нужд устанавливается специальными нормами жилищного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Указанные положения жилищного законодательства устанавливают механизм компенсации затрат, которые гражданин несёт в связи с изъятием принадлежащего ему имущества и выступают в качестве гарантий обеспечения конституционного права собственности гражданина.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Для применения приведённых выше правовых норм с учётом разъяснений, содержащихся в п. 22 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо установить соблюдение предварительной процедуры: как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе, по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трёх месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Помимо этого, следует установить форму изъятия принадлежащего истцу жилого помещения, на которую он согласен, то есть, выразил ли он своё согласие на предоставление нового жилого помещения взамен изымаемого либо на выплату соответствующей выкупной цены.
Судом установлено, что Поздняковой Т.В. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 24,5 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
В указанном жилом помещении зарегистрированы члены семьи Поздняковой Т.В. - Дорожкин К.С. и Позднякова Л.Н., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Квартира, принадлежащая ответчику, находится на 1-ом этаже двухэтажного бревенчатого дома, имеет общую площадь 24,5 кв.м., состоит из одной комнаты, что подтверждается технической документацией на жилое помещение.
Земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учёт, кадастровый №, площадь участка составляет 818 кв.м.
Заключением Межведомственной комиссии администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации г. Томска» многоквартирный жилой <адрес>, в <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, на администрацию Советского района г. Томска возложена обязанность в рамках компетенции в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ совместно с комитетом жилищной политики администрации Города Томска принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, предоставленных по договору социального найма, и в установленном порядке.
Требованием администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику Поздняковой Т.В. предложено в течение 6 месяцев со дня получения требования произвести совместно с другими собственниками реконструкцию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
В свою очередь, ответчик Позднякова Т.В., как собственник жилого помещения <адрес> данном доме от сноса дома своими силами отказалась, требование в установленный срок не исполнила.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок и жилые помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции по адресу: <адрес>, изъяты для муниципальных нужд.
В перечне изымаемых жилых помещений содержится указание, в том числе, на жилое помещение, принадлежащее ответчику.
Администрацией Советского района г. Томска в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлялось извещение об ознакомлении с отчётом по оценке и проектом соглашения об изъятии изымаемого недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Советского района г. Томска Поздняковой Т.В. направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное письмо ответчиком не получено, возвращено отправителю, что подтверждается конвертом и отчётом об отслеживании отправления.
Оценив представленные истцом по первоначальному иску доказательства, суд полагает, что предварительная процедура, состоящая из принятия органом местного самоуправления решения об изъятии каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование в установленный срок о его сносе или реконструкции, соблюдена.
Поскольку соглашение с администрацией Города Томска о предоставлении иного жилого помещения не заключалось, вопрос о выкупной стоимости и других условиях выкупа между сторонами не согласован, истец правомерно обратились в суд с данным иском в части изъятия жилого помещения.
Разрешая требования встречного искового заявления, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч.ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года № 20-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Указанные конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации) и с учётом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя данную конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам и подтверждения их объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из заявления Поздняковой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик отказалась от выкупа аварийного жилого помещения, а также от предоставления иного жилого помещения взамен аварийного.
При этом согласно заявлению Поздняковой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик согласилась на выкуп аварийного жилого помещения, а также на предоставление иного жилого помещения взамен аварийного.
В тоже время в судебном заседании Позднякова Т.В. пояснила, что на выкуп жилого помещения она не соглашалась, а в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ случайно указала о том, что согласна на выкуп жилого помещения.
Анализ представленных доказательств свидетельствует о том, что процедура изъятия до настоящего времени не завершена ввиду отсутствия объективных причин и обстоятельств к этому.
В свою очередь, обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, возложена на органы местного самоуправления.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 разъяснено, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объём жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, возлагающего в силу положений п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на администрацию муниципального образования обязанность предоставить в собственность таким гражданам равнозначное жилое помещение.
Судом установлено, что заявляя исковые требования об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить равноценное жилое помещение взамен изымаемого, ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску), тем самым, указала на свой выбор способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определённо свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечёт прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учётом вышеприведённых норм права и установленных обстоятельств по делу, право собственности Поздняковой Т.В. на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 24,5 кв.м. подлежит прекращению.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Ответчиком по первоначальному иску (истцом по встречному иску) при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание то, что исковые требования неимущественного характера удовлетворены в полном объёме, с истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) в пользу ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска к Поздняковой Татьяне Васильевне о возложении обязанности изъять жилое помещение с прекращением права собственности путём выкупа, - удовлетворить частично.
Изъять для муниципальных нужд жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований, - отказать.
Встречное исковое заявление Поздняковой Татьяны Васильевны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Поздняковой Татьяне Васильевне в собственность благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из одной комнаты, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 24,5 кв.м. взамен признанного аварийным по адресу: <адрес>, с зачётом стоимости изымаемого жилого помещения в выкупную цену.
Прекратить право собственности Поздняковой Татьяны Васильевны на жилое помещение № по адресу: <адрес>, общей площадью 24,5 кв.м.
Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска за счёт средств муниципальной казны в пользу Поздняковой Татьяны Васильевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/
Копия верна.
Председательствующий А.Н. Чечнёв
Секретарь А.А. Поволкович
Оригинал находится в материалах гражданского дела № 2-1416/2022
(УИД 70RS0004-01-2022-001385-92) в Советском районном суде г. Томска
Мотивированный текст решения изготовлен 30.05.2022