Дело № 2а-75/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2021 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Стаскевич А.С.,
с участием административного истца Сизова А.В.,
заинтересованных лиц Кундозеровой Н.П., Тукало А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сизова А.В. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома и обязании выдать разрешение,
установил:
Сизов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что 06.11.2020 администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» ему было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Основание для отказа – несоответствие построенного жилого дома требованиям законодательства о пожарной безопасности в части несоблюдения минимального расстояния от хозяйственных построек на одном земельном участке до домов на соседних земельных участках, а так же между домами соседних участков, предусмотренного п.п. 4-4 4.13 СП 4.13130. Считает, что действия администрации МО «Беломорский муниципальный район» незаконны, нарушают его права и законные интересы, а именно право на получение разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию, государственную регистрацию жилого дома, осуществлению всех предусмотренных законом прав и интересов собственника имущества. Просит признать незаконным решение администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 06.11.2020 об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома.
В судебном заседании административный истец Сизов А.В. административное исковое заявление подержал по доводам, изложенным в нем. Дополнительно пояснил, что согласие собственника смежного земельного участка на строительство дома, было им получено 18.01.2021, при этом отказ во вводе дома в эксплуатацию был в феврале 2020.
Заинтересованное лицо Кундозерова Н.П. в судебном заседании исковые требования признала, просила их удовлетоврить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (далее – администрация, АМО «Беломорский муниципальный район», административный ответчик) в судебном заседании не участвовал, извещены о рассмотрении дела должным образом, представили письменный отзыв, согласно которому указывают, что земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, принадлежит на праве собственности Сизову А.В. и Кундозеровой Н.П. Возведенное строение не соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности, согласно которым противопожарное расстояние для данного типа здания должно составлять не менее 15 метров. Противопожарные разрывы также не соблюдены. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заинтересованное лицо Тукало А.В. в судебном заседании с иском согласился, пояснив, что он является собственником смежного земельного участка, строительство своих домов они начинали вместе, но из-за финансовых возможностей, строительство своего дома он закончил ранее.
Представители заинтересованного лица Главное управление МЧС России по Республике Карелия в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом о рассмотрении дела, представили отзыв, согласно которому указывают, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении соответствующих условий, предусмотренных требованиями ч.ч.1, 3 ст.6 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу данного Закона, расчет пожарного риска не требуется. Возведение домов, хозяйственных построек, размещенных без противопожарных разрывов, суммарная площадь застройки, включая незастроенную площадь между ними, не должна превышать значения допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека жилого здания, исходя из наихудших значений степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности дома или постройки.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регламентирован статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч.ч.1, 2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Закон №123) проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно п.1 ст.69 Закона №1231 противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
В соответствии с пп. а п.3 ч.12 ст.48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включаются следующие разделы: 3) разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения: а) требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности, …
Статьей 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрены условия, которые должны быть соблюдены для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации.
В частности, в соответствии с требованиями указанного выше Закона, должны быть обоснованы противопожарный разрыв или расстояние от проектируемого здания или сооружения до ближайшего здания, сооружения или наружной установки; принимаемые значения характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения; принятое разделение здания или сооружения на пожарные отсеки; меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения; организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения в процессе их строительства и эксплуатации.
Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 утвержден СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"), в соответствии с п.4.3 которого минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13.
Из материалов дела следует, что Сизов А.В. и Кундозерова Н.П. являются долевыми собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № по ? доле. На данном земельном участке ими построен индивидуальный жилой дом. Собственником соседствующего жилого дома под № является Тукало А.В., что подтверждено выпиской из ЕГРН от 01.02.2021.
В соответствии с требованиями СП 4.13130.2013, минимальное противопожарное расстояние между строениями, принадлежащими с одной стороны Сизову А.В. и Кундозеровой Н.П., а с другой стороны, Тукало А.В., должно составлять не менее 12 м.
Фактическое минимальное расстояние между домами составляет 6,1 м. Через дорогу на расстоянии 9,5 м. от группы индивидуальных жилых домов расположена группа индивидуальных деревянных гаражей. Данные сведения подтверждены ситуационным планом.
17.02.2020 Сизов А.В. и Кундозерова Н.П. уведомили администрацию об окончании строительства жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, по ? доле.
25.02.2020 администрацией МО «Беломорский муниципальный район» выдано уведомление о несоответствии построенного индивидуального жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи с тем, что противопожарное расстояние между данными типами зданий составляет менее 12 м.
27.03.2020 ГУ МЧС России по РК в ответ на обращение Сизова А.В. сообщалось о том, что допускается группировать и блокировать жилые дома на
2-х соседних земельных участках при однорядной застройке, при этом противопожарные расстояния между жилыми строениями или жилыми домами в каждой группе не нормируются, а минимальные расстояния между крайними жилыми строениями или жилыми домами групп домов следует принимать в соответствии с таблицей 1 СП 4.13130.2013. В связи с чем, допускают возможность группировки указанных домов, находящихся на 2х соседних земельных участках, при условии обеспечения требуемого противопожарного расстояния между крайним жилым домом в группе до соседнего жилого дома.
20.05.2020 Сизов А.В. и Кундозерова Н.П. уведомили администрацию МО «Беломорский муниципальный район» о завершении капитального строительства жилого дома в 2019г. с просьбой поставить данное строение на кадастровый учёт согласно группировке жилых домов на двух соседних земельных участках.
В выдаче уведомления о соответствии объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности отказано в связи с несоблюдением противопожарного расстояния между рассматриваемой группой жилых домов и группой отдельно стоящих индивидуальных деревянных гаражей (копия сообщения от 19.06.2020 №01-3654/6).
Согласно сообщению Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России о 28.09.2020 Сизову А.В. разъяснялось о том, что противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных, временных сооружений не нормируются, если их суммарная площадь застройки не превышает 800 м2. противопожарные расстояния от такой группы до других подобных сооружений (построек) или групп должны составлять не менее 15 м. Также Сизову сообщено о том, что пунктом 4.13 свода правил допускается возведение домов, хозяйственных построек на смежных земельных участках без противопожарных разрывов по взаимному согласию собственников (домовладельцев).
06.11.2020 администрация МО «Беломорский муниципальный район» в адрес Сизова А.В. и Кундозеровой Н.П. сообщала о том, что по информации ГУ МЧС России по Республике Карелия от 30.10.2020 противопожарные расстояния между объектами защиты допускается уменьшать в случаях, оговоренных нормативными документами по пожарной безопасности, а также при условия подтверждения нераспространения пожара между конкретными зданиями, сооружениями.
Судом установлено, что Сизов А.В. и Кундозерова Н.П. являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на котором возведено строение под №. При этом расстояние между строением под № и соседствующим с ним строением под №, принадлежащим на праве собственности Тукало А.В., составляет менее 12 м.
Таким образом, со стороны истца при строительстве спорного жилого дома на участке установлено наличие нарушений правил пожарной безопасности и градостроительных норм.
Также установлено, что решение об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома было принято АМО «Беломорский муниципальный район» 25.02.2020 соответствующим уведомлением.
Как следует из обращения Сизова А.В. и Кундозеровой Н.П. к главе АМО «Беломорский муниципальный район» от 20.05.2020, указанное выше уведомление было получено ими 28.02.2020.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, административный истец обратился в суд с пропуском, установленного статьей 219 КАС РФ, срока оспаривания решения органа местного самоуправления.
Кроме того, административный истец, оспаривая действия органа местного самоуправления, в своем иске указывает на ответ главы АМО «Беломорский муниципальный район» от 06.11.2020 № 01-7721/6.
Вместе с тем, данный ответ главы АМО «Беломорский муниципальный район» не содержит какого-либо отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, напротив, в нем даются рекомендации по обращению в экспертные организации, для проведения независимой оценки пожарного риска.
Анализируя изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
В связи с изложенным, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 226-227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Сизову А.В. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2021 года.