Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
6 июня 2017 года г. Большой Камень
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Третьяковой Д.К.
с участием государственных обвинителей
помощников Большекаменского межрайонного прокурора Гладышева А.В.,
Жилина М.Н., Иванченко Р.А.
защитника, адвоката Мельниченко А.А.,
предоставившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение №
подсудимой Бондарь В.Е.
при секретаре Карпушкиной Е.А.
рассмотрев в судебном заседании в особом порядке принятия судебного решения уголовное дело в отношении
БОНДАРЬ ВИКТОРИИ ЕВГЕНЬЕВНЫ, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, имеющей гражданство РФ, замужем, имеющей несовершеннолетнего ребенка А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с высшим образованием, зарегистрированной и проживающей в <адрес>, не работающей, имеющей судимости:
1). по приговору Шкотовского районного суда Приморского края от 5 сентября 2016 года по ч.3 ст. 159 УК РФ к 2 годам лишения свободы. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным осуждением с установлением испытательного срока на 3 года;
2). по приговору Шкотовского районного суда Приморского края от 21 октября 2016 года по ч.3 ст. 159 УК РФ к 2 годам лишения свободы. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным осуждением с установлением испытательного срока на 3 года; приговор Шкотовского районного суда Приморского края от 5 сентября 2016 года постановлено исполнять самостоятельно;
3). по приговору Шкотовского районного суда Приморского края от 14 ноября 2016 года по ч.3 ст. 159 УК РФ к 2 годам лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях сроком на 2 года. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным осуждением с установлением испытательного срока на 3 года; приговор Шкотовского районного суда Приморского края от 5 сентября 2016 года и приговор Шкотовского районного суда Приморского края от 21 октября 2016 года в отношении Бондарь В.Е. постановлено исполнять самостоятельно;
4). по приговору Шкотовского районного суда Приморского края от 17 ноября 2016 года по ч.3 ст. 159 УК РФ к 2 годам лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях сроком на 3 года. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным осуждением с установлением испытательного срока на 3 года; приговора Шкотовского районного суда Приморского края от 5 сентября 2016 года, от 21 октября 2016 года, от 14 ноября 2016 года в отношении Бондарь В.Е. постановлено исполнять самостоятельно;
5). по приговору Шкотовского районного суда Приморского края от 4 мая 2017 года по ч.3 ст. 159 УК РФ к 2 годам лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях сроком на 3 года. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным осуждением с установлением испытательного срока на 3 года; приговора Шкотовского районного суда Приморского края от 5 сентября 2016 года, от 21 октября 2016 года, от 14 ноября 2016 года, от 17 ноября 2016 года в отношении Бондарь В.Е. постановлено исполнять самостоятельно;
с мерой пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, получившей копию обвинительного заключения 31 января 2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
В Шкотовский районный суд Приморского края поступило уголовное дело по обвинению Бондарь Виктории Евгеньевны, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ.
В ходе подготовительной части судебного заседания судом на обсуждение сторон был поставлен вопрос о возвращении уголовного дела прокурору, поскольку квалификация предъявленного обвинения не соответствует описанию преступного деяния, как оно изложено в обвинительном заключении, из содержания которого с очевидностью следует необходимость предъявления более тяжкого обвинения, а именно наличие признака в действиях Бондарь В.Е. с причинением ущерба в крупном размере.
Помощник Большекаменского межрайонного прокурора Гладышев А.В. в судебном заседании согласился с позицией суда, указав, что согласно описанию обвинения следует, что действиями Бондарь В.Е. причинен ущерб свыше 250 000 рублей, то есть потерпевшему причинен ущерб в крупном размере.
Адвокат Мельниченко А.А. также указал на необходимость возвращения уголовного дела прокурору, указывая, что в ходе предварительного следствия нарушены права Бондарь В.Е. на защиту от предъявленного обвинения, поскольку квалификация действий не соответствует их описанию.
Подсудимая Бондарь В.Е. не возражала против возвращения уголовного дела прокурору.
Рассматривая вопрос о возвращении уголовного дела прокурору, выслушав участников процесса, исследовав материалы уголовного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.
При вынесении решения о возвращении уголовного дела прокурору суду надлежит исходить из того, что нарушение в досудебной стадии гарантированных Конституцией Российской Федерации права обвиняемого на судебную защиту и права потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба исключает возможность постановления законного и обоснованного приговора.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 237 УПК РФ судья возвращает уголовное дело прокурору, если фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий обвиняемого лица как более тяжкого преступления.
Органами предварительного следствия Бондарь В.Е. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ – в мошенничестве, то есть хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, с причинением значительного ущерба гражданину, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Вместе с тем, из обвинительного заключения следует и прямо в нем указано, что действиями Бондарь В.Е. за период с 17 сентября 2014 года по 20 февраля 2015 года потерпевшему причинен ущерб на сумму 267 809,81 рублей, в то время как каждый раз действиями Бондарь В.Е., совершенными 15-17 сентября 2014 года, 20-22 октября 2014 года, 19-21 ноября 2014 года, 18-22 декабря 2014 года, 15-19 января 2015 года, 16-20 января 2015 года, 18-20 февраля 2015 года потерпевшему был причинен материальный ущерб, который являлся значительным для потерпевшего.
Из фактических обстоятельств, изложенных в обвинительном заключении, следует, что преступлением причинен ущерб потерпевшему свыше 250 000 рублей, а квалифицирующий признак «в крупном размере», свидетельствующий о наличии оснований для квалификации действий обвиняемой, как более тяжкого преступления, Бондарь В.Е. не вменен, квалификация действий обвиняемой явно занижена органами предварительного расследования.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что установление обстоятельств совершения преступления относится к исключительной компетенции органов предварительного следствия, что суд не вправе самостоятельно изменить существо обвинения, от которого зависит определение пределов судебного разбирательства и порядок реализации права обвиняемого на защиту, суд приходит к выводу о необходимости возвращения уголовного дела прокурору в порядке п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения в связи с составлением обвинительного заключения с нарушением требований уголовно-процессуального закона, и установления в связи с этим, что квалификация действий Бондарь В.Е. не соответствует фактическим обстоятельствам, изложенным в обвинительном заключении, которые указывают на наличие оснований для квалификации действий обвиняемой Бондарь В.Е. как более тяжкого преступления, что не позволяет суду принять законное и обоснованное решение на основании указанного обвинительного заключения, а также влечет нарушение права потерпевшего на доступ к правосудию и справедливую защиту своих интересов.
При этом с учетом требований ст. 252 УПК РФ, определяющей пределы судебного разбирательства, суд не вправе выйти за рамки сформулированного в обвинительном заключении обвинения, в связи с чем, по мнению суда, допущенные органом следствия нарушения невозможно устранить в ходе судебного разбирательства, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 15 УПК РФ суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты
На основании изложенного, руководствуясь ст. 237 УПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Возвратить Большекаменскому межрайонному прокурору уголовное дело по обвинению Бондарь Виктории Евгеньевны, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Меру пресечения в отношении Бондарь В.Е. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, - оставить без изменения.
На постановление может быть подана апелляционная жалоба и (или) принесено апелляционное представление в Приморский краевой суд через Шкотовский районный суд Приморского края в течение 10 суток со дня вынесения постановления.
Судья Д.К. Третьякова