Дело № 2-4211/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» июня 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Т.Е.
при секретаре Кулешовой З.А.,
с участием истца Стерховой Е.В., представителя Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска – Малых К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стерховой Е. В., Стерхова К. В., Стерхова Д. К., Баскаковой Г. М. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Стерхова Е.В., Стерхов К.В., Стерхов Д.К., Баскакова Г.М. обратились в суд с настоящим исковым заявлением. Как следует из иска, пояснений истца Стерховой Е.В. в судебном заседании, истцам на праве общей долевой собственности принадлежит 4/6 долей в общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
В результате чрезвычайной ситуации, возникшей в июле-августе 2013 года на территории г. Благовещенска подтоплению подверглось жилое помещение, принадлежащее истцам. Соистцы обратились с заявлением на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска. Городская межведомственная комиссия по результатам обследования жилого помещения приняла заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 129 от 26 марта 2014 года с выводом о необходимости проведения капитального ремонта двухквартирного дома по адресу: ***. 27 ноября 2014 года истцы направили ответчику запрос с требованием обозначить сроки предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения. 01 декабря 2014 года ответчик предоставил ответ, в котором указал, что соистцы включены в список граждан на получение мер социальной поддержки в виде выплат на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, истцы просят суд возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйство Администрации г. Благовещенска обязанность предоставить им (истцам) социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: *** в размере 29416 рублей 60 копеек в пользу каждого из истцов.
Определениями Благовещенского городского суда от 26 января 2015 года и 26 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация г. Благовещенска, Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области, Министерство строительства и архитектуры Амурской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Будучи извещенными о времени и месте судебного заседания в него не явились истцы Стерхов К.В., Стерхов Д.К., Баскакова Г.М. и представители третьих лиц. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц, при данной явке.
В судебном заседании истец Стерхова Е.В. на иске настаивала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Управления жилищно – коммунального хозяйства Администрации города Благовещенска возражала против заявленных требований, указала, что истцы действительно в установленном порядке обращался за получением мер социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, по результатам рассмотрения заявления были включены в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, список утвержден в установленном порядке. Между тем, ни в 2014, ни в 2015 году бюджетных ассигнований в виде субвенций из областного бюджета на цели предоставления социальной выплаты не поступало. С 1 января 2015 года признаны утратившими силу нормативные правовые акты, предусматривающие государственные полномочия органов местного самоуправления на осуществление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилья. Кроме того, при рассмотрении споров о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации Верховный Суд РФ высказал иную правоприменительную позицию, по смыслу которой в виду завершения в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, прекращения финансирования данных мероприятий из федерального бюджета и утраты силы соответствующими нормативными актами субъекта РФ – Амурской области, с 01 января 2015 года у судов не имеется оснований для удовлетворения исковых требований граждан о предоставлении таких мер поддержки (определение Верховного Суда РФ № 59-КГ 16-3 от 23.05.2016г). Просила в удовлетворении заявленных Гуйман В.В. требований отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.
Решением Благовещенского городского суда от 02 апреля 2015 года удовлетворены исковые требования Стерховой Е.В., Стерхова К.В., Стерхова Д.К., Баскаковой Г.М..
Возложена на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанность предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 19 августа 2015 года решение Благовещенского городского суда от 02 апреля 2015 года оставлено без изменения.
В соответствии со статьей 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Новыми обстоятельствами являются указанные в части четвертой данной статьи обстоятельства, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, к которым, в частности, относится определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 05 апреля 2017 года удовлетворено заявление представителя Управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о пересмотре по новым обстоятельствам решения Благовещенского городского суда от 02 апреля 2015 года по иску Стерховой Е. В., Стерхова К. В., Стерхова Д. К., Баскаковой Г. М. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Рассматривая требование истцов о возложении на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом «а» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693).
Подпунктом «д» пункта 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. приняло постановление № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011—2015 годы» (далее — постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение № 11 (1) к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы).
Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к данной программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной категории споров № 59-КГ 16-3 от 23.05.2016г., из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 Правительство Амурской области приняло постановление от 28 октября 2013 г. № 520, пунктом 1 которого были утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.
Согласно пункту 1 раздела I Правил предусмотрены условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.
Право на получение мер социальной поддержки имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (абзац первый пункта 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья) (в редакции постановления Правительства Амурской области от 10 февраля 2014 г. № 57).
Подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
Судом установлено, что Стерховой Е.В., Баскаковой Г.М., Стерхову К.В., Стерхову Д.К. на право общей долевой собственности принадлежит 4/6 долей (по 1/6 доли) общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
Указанное жилое помещение на основании заключения городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 26 марта 2014 года № 129 признано требующим капитального ремонта. Из заключения также следует, что жилое помещение пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в июле-августе 2013 года на территории города Благовещенска.
Как следует из материалов дела и не оспаривается стороной ответчика, истцы обратились в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска с заявлением о предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, по результатам рассмотрения которого были включены в список граждан на получение мер социальной поддержки в виде выплат на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений.
Между тем, несмотря на то, что истцы включены в список граждан, жилые помещения которые повреждены в результате чрезвычайной ситуации, до настоящего времени денежные средства на капитальный ремонт, истцами не получены.
На момент возникновения спорных отношений (обращения заявителя за получением социальной выплаты и последующим включением в списки пострадавших граждан) управление ЖКХ администрации города Благовещенска было наделено государственными полномочиями по осуществлению гражданам социальной выплаты (в соответствии с Законом Амурской области от 28 октября 2013 года№ 257-ОЗ),
В соответствии со статьей 10 Закона Амурской от 28 октября 2013 года№ 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта», финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам.
Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, предусмотрено, что осуществление социальной выплаты устанавливается в порядке реализации полномочий органов государственной власти и предоставляется за счет бюджетных ассигнований иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании вышеизложенного, решением Благовещенского городского суда от 02 апреля 2015 года, предусмотренная истцам выплата подлежала осуществлению именно за счет средств иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной
К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилья, финансируемой за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона Амурской области от 28 октября 2013 года № 257-03 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели капитального ремонта», настоящий закон регулирует правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, а также наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями Амурской области по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт.
В связи с завершением в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями поврежденных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, Правительством Амурской области принято постановление от 25 декабря 2014 г. N 776, которым признано утратившим силу с 1 января 2015 г. постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья".
Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Кроме того, согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось. Действующей в настоящее время федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889) финансирование мероприятий по такому направлению также не предусмотрено.
Таким образом, в связи с прекращением с 1 января 2015 г. действия постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья", то есть нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, у суда не имеется правовых оснований и для возложения на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие предоставление мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением 2013 года, утратили силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Стерховой Е. В., Стерхова К. В., Стерхова Д. К., Баскаковой Г. М. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, - отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Громова Т.Е.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2017 года.