ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Рязань 3 октября 2016 года
Советский районный суд г.Рязани в составе:
председательствующего судьи Прошкиной Г.А.,
при секретаре Меркуловой Е.К.,
с участием представителя истца ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» - Куприянова В.Г., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» к Пономаревой О.А. о расторжении договора купли-продажи и взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец, ООО «НОЕВ КОВЧЕГ», обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что 22 октября 2015 года им на основании договора купли-продажи автомобиля № в рамках программы тред-ин был приобретен у ответчика автомобиль <...>, № денежные средства по которому в размере <...> были зачтены согласно акту взаимозачета обязательств в счет оплаты нового автомобиля <...> № в размере <...> по договору купли-продажи № от 5 октября 2015 года. Согласно п. 1.2 Договора купли-продажи автомобиля ответчик гарантировал, что передаваемый автомобиль не приобретен в кредит, который еще не погашен, не заложен, не находится под арестом, не является предметом каких-либо сделок или судебных споров, не обременен иным образом правами третьих лиц. Однако, после совершения сделки выяснилось, что в период с 5 апреля 2014 года по 13 августа 2015 года в базе регистрации транспортных средств УГИБДД на автомобиль было наложено 5 запретов на совершение регистрационных действий в связи с различными исполнительными производствами в отношении ответчика, что лишает его (истца) возможности использовать данное транспортное средство по назначению и распоряжаться им. 8 августа 2016 года в адрес ответчика была направлена претензия с требованием в 5-дневный срок расторгнуть договор купли-продажи и погасить задолженность в размере <...>, которая с учетом акта взаимозачета осталась не оплаченной. Ссылаясь на положения ст. 460 ГК РФ, истец просил суд расторгнуть договор купли-продажи автомобиля № и акт взаимозачета обязательств от 22 октября 2015 года, а также взыскать в его пользу с ответчика задолженность по договору купли-продажи автомобиля № от 5 октября 2015 года в сумме <...> и расходы по уплате госпошлины в размере <...>
В судебном заседании представитель истца ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» Куприянов В.Г. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил их удовлетворить.
Ответчик Пономарева О.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась и о причинах своего отсутствия суду не сообщила.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, посчитав возможным, на основании ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного производства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено:
5 октября 2015 года между ООО «НОЕВ КОВЧЕГ», как продавцом, и Пономаревой О.А., как покупателем, был заключен договор №, в соответствии с которым продавец обязался передать в собственность покупателя новый автомобиль <...>, №, стоимостью <...>, а покупатель обязался принять его и оплатить, путем внесения предоплаты в размере <...> в день подписания договора, и оплаты оставшейся суммы в срок не позднее 4 ноября 2015 года.
14 октября 2015 года Пономарева О.А. во исполнение своих обязательств по договору внесла на счет ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» денежные средства в размере <...>
22 октября 2015 года между Пономаревой О.А., как продавцом, и ООО «НОЕВ КОВЧЕГ», как покупателем, и был заключен договор №, в соответствии с которым продавец обязался передать, а покупатель принять автомобиль <...>, № <...> года, с пробегом, стоимостью <...>, и оплатить его путем проведения взаимозачетных обязательств в размере цены товара.
В тот же день Пономарева О.А. передала, а ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» приняло по акту приема-передачи к договору купли-продажи № от 22 октября 2015 года автомобиль <...>, №.
Одновременно, ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» передало, а Пономарева О.А. приняла по акту приема-передачи к договору купли продажи № от 5 октября 2015 года автомобиль <...>, №
Тем же числом стороны подписали акт взаимозачета, в соответствии с которым ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» засчитал стоимость приобретенного у Пономаревой О.А. по договору купли-продажи № от 22 октября 2015 года транспортного средства в сумме <...> в счет оплаты автомобиля по договору купли-продажи № от 5 октября 2015 года.
Данные обстоятельства подтверждаются договорами купли-продажи, актами приема-передачи, платежным поручением и актом взамозачета обязательств.
В силу положений ст. ст. 8, 420, 309, 310 ГК РФ из договоров и иных сделок, под которыми понимаются соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, возникают, в том числе обязательства, которые должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями таких обязательств, требованиями закона и иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований, в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Так, согласно ст. ст. 454, 485 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
По общему правилу, установленному ст. ст. 407, 410 ГК РФ, зачет встречного однородного требования прекращает обязательство полностью или в соответствующей части.
Вместе с тем, ст. 460 ГК РФ прямо предусмотрено, что продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц, а неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать расторжения договора купли-продажи.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ, основанием для расторжения договора в судебном порядке является существенное нарушение договора другой стороной, под которым понимается нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В случае, когда до расторжения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения; если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона также вправе требовать возмещения убытков, причиненных таким расторжением (ст. 453 ГК РФ).
По условиям договора купли-продажи № от 22 октября 2015 года (п.1.2) Пономарева О.А., как продавец, гарантировала, что автомобиль <...>, №, являющийся объектом данного договора, не приобретен в кредит, который еще не погашен, не заложен, не находится под арестом, не является предметом каких-либо сделок или судебных споров и не обременен иным образом правами третьих лиц.
Однако, из материалов дела усматривается, что на момент заключения договора на совершение с данным автомобилем регистрационных действий имелось несколько запретов, наложенных судебными приставами-исполнителями 5 апреля 2014 года, 1 августа 2014 года и 13 августа 2015 года, не снятых до настоящего времени.
Исследованные судом доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что продавец Пономарева О.А., явно осведомленная о вышеуказанных мерах принудительного исполнения, принятых в отношении нее в рамках исполнительных производств (ст. 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), умышленно скрыла данное обстоятельство от покупателя ООО «НОЕВ КОВЧЕГ», в результате чего передала ему товар, не свободный от прав третьих лиц.
Доказательств того, что ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» знало или должно было знать о правах третьих лиц на этот товар, Пономарева О.А., на которую такая обязанность возлагалась на основании ст. ст. 12, 56 ГПК РФ и ст. 460 ГК РФ, в суд не представила.
Более того, своими действиями (бездействием) Пономарева О.А. существенно нарушила и условия соглашения о взаимозачете, которое повлекло для ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» такие последствия, при которых оно лишается того, на что было вправе рассчитывать при его заключении.
При таких обстоятельствах, у ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» возникло право требовать расторжения акта взаимозачета обязательств от 22 октября 2015 года и договора купли-продажи № от 22 октября 2015 года, а соответственно, доплаты Пономаревой О.А. в свою пользу по договору купли-продажи от 5 октября 2015 года денежных средств в размере <...>
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что на соответствующее письменное требование, направленное, на основании положений ст. 453 ГК РФ, в ее адрес 8 августа 2016 года и считающееся, на основании положений ст. 165.1 ГК РФ, полученным 15 сентября 2016 года, Пономарева О.А. до настоящего времени не отреагировала, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» о расторжении заключенных с ней договора купли-продажи и акта взаимозачета в судебном порядке, а также о довзыскании с нее денежных средств по другому купли-продажи, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, за счет средств ответчика Пономаревой О.А. подлежат возмещению и судебные расходы истца ООО «НОЕВ КОВЧЕГ», в пользу которого состоялось решение суда, на уплату госпошлины в размере <...> (ст. 98 ГПК РФ, Постановление Пленума ВС РФ от 21 января 2016 года № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 - 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» - удовлетворить.
Расторгнуть договор купли-продажи автомобиля № от 22 октября 2015 года и акт взаимозачета обязательств от 22 октября 2015 года, заключенные между ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» и Пономаревой О.А..
Взыскать с Пономаревой О.А. в пользу ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» задолженность по договору купли-продажи автомобиля № от 5 октября 2015 года, заключенному между ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» и Пономаревой О.А., в размере <...>
Взыскать с Пономаревой О.А. в пользу ООО «НОЕВ КОВЧЕГ» судебные расходы по уплате госпошлины в размере <...>
Разъяснить ответчику Пономаревой О.А., что она вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья (подпись)