Дело № 2-289/2015Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2015 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Палатовой Т.В.,
при секретаре Чигирин О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В.П. к администрации Благовещенского района Амурской области об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
К.В.П. обратилась в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным решения администрации Благовещенского района Амурской области № 01-14/7320 от 18 декабря 2014 года и возложении обязанности на администрацию Благовещенского района Амурской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 28:10:013001.
В обоснование иска указала, что 11 ноября 2014 года К.В.П. обратилась в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением № 4300 об утверждении схемы расположения земельного участка для садоводства, из категории земель сельскохозяйственного назначения, на что получила отказ № 01-14/7320 от 18 декабря 2014 года, мотивированный тем, что земельный участок расположен на территории с/т «Крапива», соответственно, необходимо предоставление дополнительных документов в соответствии с п. 2.2 административного регламента администрации Благовещенского района Амурской области. Вместе с тем, председатель садоводческого товарищества «Крапива» разъяснил истцу, что выделенная территория, в том числе земельный участок, запрашиваемый К.В.П., находится в муниципальной собственности Благовещенского района Амурской области, в связи с чем, для проведения процедуры межевания, согласования границ и оформления указанного участка истцу необходимо обратиться в администрацию Благовещенского района. При обращении истца в администрацию Благовещенского района за согласованием схемы расположения земельного участка, ею были представлены все необходимые документы в соответствии с п. 2.2 административного регламента. При этом в регламенте имеется указание на недопустимость требования каких либо иных документов.
На основании изложенного просила признать отказ администрации Благовещенского района в утверждении схемы расположения запрашиваемого ею земельного участка на кадастровом плане территории незаконным, и обязать администрацию устранить в полном объеме допущенное нарушение ее права, утвердив указанную выше схему.
В судебное заседание истец К.В.П. не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца К.В.П. – К.И.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, на их удовлетворении настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация Благовещенского района Амурской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица садоводческого некоммерческого товарищества «Крапива» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 11 ноября 2014 года К.В.П. обратилась в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (или кадастровой карте) территории площадью 1 458 кв.м., расположенного по адресу: Амурская область, Благовещенский район, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, для садоводства. К заявлению прилагалась копия паспорта, схема расположения земельного участка в системе МСК 28 и копия ИНН.
На данное заявление администрацией Благовещенского района 18 декабря 2014 года был дан ответ № 01-14/7320, согласно которому К.В.П. отказано в согласовании схемы расположения земельного участка в связи с тем, что ею не представлено документов о том, что ей ранее предоставлялся запрашиваемый участок, а также в связи с тем, что в администрации отсутствуют доказательства того, что запрашиваемый ею участок ранее никому не выделялся. Так же в отказе администрация Благовещенского района Амурской области сослалась на п. 2.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района», в соответствии с которым, ввиду расположения испрашиваемого участка на территории садоводческого товарищества «Крапива», К.В.П. было указано на необходимость предоставления ряда дополнительных документов: описание местоположения земельного участка, заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен земельный участок, и подтверждается соответствие описания земельного участка его фактическому использованию; членская книжка; удостоверенная правлением садоводческого товарищества копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения.
Не согласившись с данным отказом администрации, К.В.П. обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Несмотря на то, что К.В.П. обратилась в суд с исковым заявлением, учитывая существо заявленных требований, суд рассматривает настоящий иск в соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
Рассматривая доводы К.В.П., изложенные в заявлении, а также основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу п. 4 указанной статьи, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с административным регламентом администрации Благовещенского района по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района» утвержденным постановлением администрации Благовещенского района от 15 ноября 2010 года № 1773, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией Благовещенского района в лице отдела муниципальной собственности администрации Благовещенского района.
Пунктом 3.3. данного регламента предусмотрено, что специалист отдела муниципальной собственности, ответственный за предоставление муниципальной услуги проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; обращается в муниципальное учреждение «информационный центр Благовещенского района» для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района; обращается в отдел архитектуры и градостроительства администрации Благовещенского района для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района на его соответствие генеральному плану поселения, проекту планировки, красным линиям застройки, о наличии сервитутов, о наличии подъездных путей; направляет заявителю в письменной форме уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.
При этом, в соответствии с п. 2.6. административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является среди прочего наложение испрашиваемого земельного участка на территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Как было установлено судом, причиной отказа в согласовании границ земельного участка по заявлению К.В.П., поданного ею в администрацию Благовещенского района на согласование 11 ноября 2014 года, согласно ответа № 01-14/7320 от 18 декабря 2014 года, со ссылкой на п. 2.2 административного регламента являлось то, что ею не представлено документов о предоставлении ей ранее запрашиваемого участка, а также в связи с тем, что в администрации отсутствуют доказательства того, что запрашиваемый ею участок ранее никому не выделялся.
Пунктом 2.2 административного регламента Благовещенского района по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района» утвержденным постановлением администрации Благовещенского района от 15 ноября 2010 года № 1773, действительно предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: заявление согласно приложению № 2 с указанием: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, паспортные данные, ИНН, телефон; б) для юридических лиц - наименование (с указанием организационно-правовой формы), место регистрации и место нахождения юридического лица; в) цели использования земельного участка; г) местоположение земельного участка; д) примерный размер земельного участка; акт о выборе земельного участка для строительства (при намерениях осуществить строительство).
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия паспорта – для физических лиц, копии уставных документов – для юридических лиц; 2) копия документа, подтверждающего право на объект недвижимости (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения – если имеются); 3) копия документа, подтверждающего право на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения - если имеются); 4) копия доверенности (если обращение осуществляется через доверенное лицо); 5) копия технического и кадастрового паспорта объекта недвижимости (если имеется); 6) акт выбора земельного участка (в случае формирования земельного участка в целях проектирования и строительства капитальных объектов) (оригинал); 7) кадастровый паспорт земельного участка (если имеется) (оригинал); 8) описание местоположения такого земельного участка, подготовленное гражданином; заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, администрация Благовещенского района вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении (в случае, если земельный участок составляет территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения).
Схема должна быть изготовлена в системе координат МСК28, подписана лицом, изготовившим схему, и заверена печатью организации, ее изготовившей.
Копии представляемых документов должны быть надлежащим образом заверены.
При этом, в данном пункте также содержится положение о том, что требовать от заявителей иные документы, не предусмотренные данным пунктом административного регламента, не допускается.
Положения, на которые администрация Благовещенского района ссылается в ответе, содержатся так же в п. 4 ст. 28 ФЗ РФ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Так, согласно указанного пункта, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Из смысла указанной нормы права следует, что указанные документы должны предоставляться при обращении гражданина с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Как следует из материалов дела, К.В.П. обратилась в администрацию Благовещенского района с заявлением о согласовании ей схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (кадастровом плане) территории, при этом, как следует из материалов дела, у нее имеется заключение правления садоводческого (огороднического, дачного) некоммерческого товарищества «Крапива» от 31 марта 2015 года о том, что запрашиваемый ею земельный участок площадью 1 458 кв.м. за членами садоводческого (огороднического, дачного) некоммерческого товарищества «Крапива» не закреплен и не используется. Правление считает возможным предоставить данный земельный участок К.В.П.
Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории является лишь одним из этапов предоставления земельного участка на каком-либо праве, и предоставление документов, предусмотренных п. 4 ст. 28 ФЗ РФ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» является необходимым исключительно на стадии принятия администрацией решения о предоставлении земельного участка в собственность, а не на стадии согласования схемы земельного участка.
При этом, администрация была правомочна запросить у заявителя дополнительные документы, а не отказывать ему на данном основании.
Пункт 4 ст. 28 Федерального закона РФ 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» также предусматривает, что в случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Вместе с тем, администрация Благовещенского района, ссылаясь в ответе от 18 декабря 2014 года на указанные положения, указывает на отсутствие в администрации доказательств того, что запрашиваемый Курусь В.П. земельный участок ранее никому не выделялся. При этом, суд считает, что в случае если у администрации отсутствовали какие-либо документы в отношении садового товарищества «Крапива», то на основании п. 4 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона, администрация Благовещенского района вправе была самостоятельно запросить данные документы.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку со стороны администрации Благовещенского района в ходе судебного разбирательства по делу, не было представлено надлежащих доказательств законности оспариваемого отказа, равно как и не представлено документов, подтверждающих расположение испрашиваемого земельного участка на территории садоводческого товарищества «Крапива», суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Благовещенского района от 18 декабря 2014 года № 01-14/7320 является незаконным.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Вместе с тем, требование К.В.П. об обязании администрации Благовещенского района восстановить ее нарушенное право путем утверждения представленной ею в администрацию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, суд считает не подлежащим удовлетворению.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым избрать следующий способ защиты нарушенного права заявителя, заключающийся в возложении на администрацию Благовещенского района обязанности повторно рассмотреть заявление К.В.П. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1 458 кв.м., расположенного в Благовещенском районе Амурской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства, поступившее в администрацию Благовещенского района 11 ноября 2014 года за № 4300 с учетом даты первоначального обращения.
Указанный способ восстановления нарушенных прав избран судом в связи с тем, что администрацией Благовещенского района фактически по существу не было рассмотрено заявление К.В.П., так как заявителю было отказано только на том основании, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах садоводческого товарищества «Крапива». С учетом этого, суд не имеет на то законных оснований в полном объеме проверить представленный заявителем на согласование пакет документов и соответственно обязать администрацию восстановить нарушенные права заявителя путем возложения обязанностей по утверждению К.В.П. схемы расположения запрашиваемого ею земельного участка, расположенного в Благовещенском районе Амурской области.
При выборе способа защиты нарушенного права истца, суд так же учитывает разъяснения, данные в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существо решения, которое должно быть принято.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление К.В.П. к администрации Благовещенского района Амурской области об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий – удовлетворить в части.
Признать решение администрации Благовещенского района Амурской области от 18 декабря 2014 года № 01-14/7320 об отказе К.В.П. в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1 458 кв.м., расположенного в Благовещенском районе Амурской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения, для садоводства, незаконным.
Обязать администрацию Благовещенского района повторно рассмотреть заявление К.В.П. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1 458 кв.м., расположенного в Благовещенском районе Амурской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения, для садоводства, поступившее в администрацию Благовещенского района 11 ноября 2014 года, входящий номер 4300, с учетом даты первоначального обращения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: