Дело № 2-825/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 июля 2013 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Родионова В.А.,
при секретаре Королевой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Н.И., Гришиной Н.М., Булыгиной З.Н., Булыгина А.Г., Назаровой О.В. Сорокоумовой Т.С. к Администрации г. Смоленска о проведении капитального ремонта жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации г. Смоленска о проведении капитального ремонта жилого многоквартирного <адрес>, указав, что указанное домостроение введено в эксплуатацию в 1958 году. С момента ввода его в эксплуатацию и по настоящее время капитальный ремонт дома не производился, в связи с чем находится в неудовлетворительном состоянии. Кровельное покрытие имеет множественные повреждения, в результате чего происходит залития квартир верхнего этажа, инженерные коммуникации имеют более 80 % износа, на фасаде присутствуют множественные повреждения. Поскольку на момент передачи права собственности от Администрации г. Смоленска к собственникам дома капитальный ремонт произведен не был, то обязанность по его проведению лежит на ответчике. На основании изложенного, просят обязать Администрацию г. Смоленска произвести капитальный ремонт жилого многоквартирного <адрес>.
В судебном заседании представитель истцов Савенок А.А., также представляющий интересы привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ЗАО «Смоленские коммунальные системы - Центр» уточнил требования и просит обязать Администрацию г. Смоленска в срок до 30 ноября 2013 г. провести следующие виды работ по капитальному ремонту дома: полная замена внутридомовых систем отопления, стояков горячего и холодного водоснабжения и запорных устройств в системе горячего и холодного водоснабжения, отопления; полная замена трубопроводов канализации; полная замена заполнений дверных проемов дверей деревянных тамбурных и дверей в подвальной части дома, выходящих на лестничную клетку; полная замена оконных блоков окон деревянных в подъездах дома; полная замена системы электроснабжения дома, за исключением электропроводки и приборов освещения в подвале дома, с переводом существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; полная перекраска фасадов с подготовкой поверхности с заменой металлических покрытий на карнизах, поясках, сандриках и отливов на окнах. При выполнении фасадных работ заложить оконные проемы, отштукатурить, окрасить и оставить отверстия (продухи) для вентиляции подвальной части дома; разборка конструкций балконов и восстановление новых балконов. В случае удовлетворения требований, ходатайствует обратить решение в суда в части проведения ремонта балконов к немедленному исполнению в связи с опасностью их обрушения.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Норкина Е.Н. не оспаривая выводов экспертизы, выполненной в рамках настоящего дела, полагает, что необходимость в проведении капитального ремонта возникла в виду ненадлежащего исполнения своих обязанностей управляющей компанией, которая за общим имуществом собственников многоквартирного дома не следила, возникающие недостатки в сроки не исправляла.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Борисова Н.И. проживает в квартире №, Гришина Н.М. - в квартире №, Булыгина З.Н., Булыгин А.Г. - в квартире №, Назарова О.В. - в квартире №, Сорокоумова Т.С. - в квартире № которые расположены в <адрес> ( л.д. 16-34).
В силу ст. 249 ГК Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Ст. 210 ГК и ст. 30 ЖК РФ собственник квартиры несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, производит финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт принадлежащей ему квартиры.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
В силу статей 153-154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Наниматели и собственники жилых помещений вносят плату, включающую в себя плату за содержание, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а собственники и плату за капитальный ремонт. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счёт собственника жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу п.2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно техническому паспорту, жилой дом <адрес> введен в эксплуатацию в 1958 году (т. 1 л.д. 13).
Истцы, обосновывая свои требования, указывают, что с момента введения дома в эксплуатацию и до настоящего времени в нем капитальный ремонт не проводился. При этом обязанность провести капитальный ремонт в силу закона должна быть возложена на Администрацию г. Смоленска как на бывшего наймодателя жилых помещений.
Судом для разрешения вопроса о необходимости проведения капитального ремонта дома <адрес> назначалась строительная экспертиза, производство которой поручалось экспертам ООО «<данные изъяты>».
Согласно выводам экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ в доме <адрес> имеются повреждения и дефекты: инженерных сетей -требуется полная замена внутридомовых систем отопления, стояков горячего и холодного водоснабжения и запорных устройств в системе горячего и холодного водоснабжения, отопления, необходимость в ремонте возникла: металлических трубопроводов - 1988, 2003гг, задвижек, вентилей - 1983,1993,2003 гг., чугунных радиаторов отопления - 1988г.; полная замена трубопроводов канализации, необходимость замены возникла в 1998г.; полная замена заполнений дверных проемов дверей деревянных тамбурных и дверей в подвальной части дома, выходящих на лестничную клетку, полная замена требовалась в 1988,1998гг.; полная замена оконных блоков окон деревянных в подъездах дома, замена требовалась в 1998г.; полная замена системы электроснабжения дома, за исключением электропроводки и приборов освещения в подвале дома, с переводом существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение, полная замена электроснабжения требовалась в 1978,1998гг.; полная перекраска фасадов с подготовкой поверхности с заменой металлических покрытий на карнизах, поясках, сандриках и отливов на окнах, ремонт требовался в 1988,1994,2000гг. При выполнении фасадных работ заложить оконные проемы, отштукатурить, окрасить и оставить отверстия (продухи) для вентиляции подвальной части дома, полная замена требовалась в 1998г.; разборка конструкций балконов и восстановление новых балконов в связи с большим физическим износом, имеется угроза обрушения балконов, ограждения и бетонных кусков ж/б плит. Необходимость проведения капитального ремонта вышеуказанного жилого дома возникла до 1 марта 2005 года.
Для дачи дополнительных пояснений по заключению судом допрошен эксперт ООО «<данные изъяты>» ФИО1, пояснивший, что он полностью поддерживает выполненное им заключение. При проведении обследования им были осмотрены все коммуникации, инженерные сети, трубопровод и канализация, электрика, фасад дома, окна, балконы, двери, все имущество относящиеся к общей собственности жильцов. Обнаруженные дефекты и необходимость их устранения отражены в отчете. Износ внутридомовых инженерных сетей и конструктивных элементов здания составляет от 40 до 80 %. Балконы в доме находятся в аварийном состоянии и возможно их обрушение, что создает опасную ситуацию. Для их ремонта необходима разборка конструкций балконов, восстановление новых, однако замена ограждений не требуется, ее можно демонтировать, а затем снова восстановить. Подвальные окна размером метр на метр, оконные блоки находятся в плохом состоянии, разрушены, имеются трещины, стекла выбиты. Восстанавливать их либо заменять на пластиковые стеклопакеты экономически не целесообразно. В настоящее время подвал пустой и необходимости в таких окнах не имеется. Нужно имеющиеся окна демонтировать, заложить проемы кирпичом, оставив продухи, этого будет достаточно для воздухообмена.
Не доверять заключению эксперта и его показаниям у суда нет оснований. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет высшее строительное образование, значительный опыт работы по специальности и большой стаж экспертной деятельности. Заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", ФЗ от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, в результате которого сделаны выводы и даны ответы на поставленные судом вопросы, а потому суд признаёт экспертное заключение, подготовленное ФИО1, допустимым доказательством.
Поскольку необходимость проведения капитального ремонта дома возникла до 1 марта 2005 года, то есть до момента вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ, то ответственным за проведение капитального ремонта дома является Администрация г. Смоленска в силу следующего.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года (вопрос № 5) содержится разъяснение, что из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Таким образом, учитывая изложенные требования закона и установленные обстоятельства дела (необходимость в проведении капитального ремонта возникла до 2005 года), суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований к Администрации г. Смоленска о понуждении к проведению капитального ремонта жилого дома <адрес>.
Доводы ответчика о том, что именно не выполнение текущего ремонта управляющей организацией привело к необходимости проведения капитального ремонта, суд признает несостоятельными.
Капитальный ремонт здания - это ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей (приложение № 1 к Положению об организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р), утвержденному приказом Госкомитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР № 312 от 23.11.1988 года).
При капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления (п.2.4.2 Правил).
В Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 года N 491, закреплено, что в состав общего имущества включаются обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6); общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (пп. б п. 10); содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт (пп. "з" п. 11); надлежащее состояние общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 ЖК Российской Федерации и статьей 162 ЖК Российской Федерации; управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.
В соответствии с требованиями Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Таким образом, текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работы по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Элементы жилого здания и внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную ВСН 58-88(р), должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены.
Судом установлено, что износ инженерных сетей и конструктивных элементов жилого дома превышает установленные требования и их срок эксплуатации значительно больше, чем требуют того строительные нормы и правила, в связи с чем текущий ремонт таких конструкций не целесообразен и не приведет к желаемым результатам. Более того, необходимость капитального ремонта возникла до 1.03.2005 года, когда обязанность по надлежащему содержанию, в том числе и проведению капитального ремонта зданий многоквартирных жилых домов лежала на наймодателе жилых помещений - Администрации г. Смоленска.
При таком положении суд находит обоснованными требования истцов о понуждении Администрации г. Смоленску к проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес> и включающему в себя: замену трубопроводов и стояков отопления, горячего, холодного водоснабжения и запорной арматуры внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения до первого запорного устройства включительно, а также радиаторов системы отопления в подъездах; замену трубопроводов канализации; замену в подъездах дверей деревянных тамбурных и в подвальной части дома, выходящих на лестничную площадку (полная замена заполнений проемов); полную замену деревянных оконных блоков в подъездах дома; полную замену системы электроснабжения дома до ввода в квартиры, за исключением электропроводки и приборов освещения в подвале дома, с переводом существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; перекраску фасадов с подготовкой поверхности с заменой металлических покрытий на карнизах, поясках, сандриках и отливов на окнах, а также при выполнении фасадных работ заложить оконные проемы в подвальной части дома с оставлением отверстий (продухов), заштукатурить и окрасить их; разборку плит перекрытий балконов с восстановлением новых балконов.
С учетом разумности исполнения принимаемого решения, суд определяет для ответчика срок для выполнения указанных ремонтных работ до 30 ноября 2013 года, при этом решение в части проведения работ по разборке плит перекрытия балконов и восстановлению новых балконов суд полагает необходимым обратить к немедленному исполнению в виду сложившейся опасности разрушения балконов и возможной угрозы жизни и здоровью граждан.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, производство которой поручалось ООО «<данные изъяты>», оплата услуг экспертной организации возлагалась на истцов.
Согласно сообщению экспертной организации стоимость проведенной экспертизы составила <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
ООО "<данные изъяты>" ходатайствует о возмещении расходов по проведению экспертизы в размере <данные изъяты> рублей, так как ее проведение не оплачено.
Учитывая изложенные требования закона, суд находит данное ходатайство обоснованным и принимает решение о взыскании с Администрации г. Смоленска расходов по проведению экспертизы в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Борисовой Н.И., Гришиной Н.М., Булыгиной З.Н., Булыгина А.Г., Назаровой О.В. Сорокоумовой Т.С. удовлетворить.
Обязать Администрацию города Смоленска в срок до 30 ноября 2013 года произвести капитальный ремонт дома <адрес>, а именно: произвести полную замену трубопроводов и стояков отопления, горячего, холодного водоснабжения и запорной арматуры внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения до первого запорного устройства включительно, а также радиаторов системы отопления в подъездах; заменить трубопроводов канализации; произвести в подъездах замену дверей деревянных тамбурных и в подвальной части дома, выходящих на лестничную площадку (полная замена заполнений проемов); произвести полную замену деревянных оконных блоков в подъездах дома; произвести замену системы электроснабжения дома до ввода в квартиры, за исключением электропроводки и приборов освещения в подвале дома, с переводом существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; произвести перекраску фасадов с подготовкой поверхности с заменой металлических покрытий на карнизах, поясках, сандриках и отливов на окнах, а также при выполнении фасадных работ заложить оконные проемы в подвальной части дома с оставлением отверстий (продухов), заштукатурить и окрасить их; произвести разборку плит перекрытий балконов с восстановлением новых балконов.
Взыскать с Администрации города Смоленска в пользу ООО “<данные изъяты>” <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по проведению экспертизы.
Решение в части возложения на Администрацию города Смоленска обязанности произвести разборку плит перекрытия балконов жилого дома <адрес> и восстановлению новых балконов обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Родионов