Дело №2а-594/2019
УИД 28RS0005-01-2019-000769-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 23 сентября 2019 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Слепичева К.А.,
при секретаре Колмогоровой Ю.Е.,
с участием административного истца Иванова А.Г., представителя административного ответчика по доверенности – Рачко О.С., представителя заинтересованного лица Правительства Амурской области по доверенности – Солдатовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова Александра Григорьевича к администрации Благовещенского района Амурской области об оспаривании решения о несоответствии планируемого объекта строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке,
У С Т А Н О В И Л :
Иванов А.Г. обратился в Благовещенский районный суд Амурской области с административным иском к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным решения административного ответчика, выразившегося в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства ли садового дома на земельном участке.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка площадью 490 кв.м. с кадастровым номером 28:10:120184:16, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное садоводство, адрес объекта: Амурская область, район Благовещенский, земельный участок расположен в кадастровом квартале, граница которого проходит по с/т «Елочка», в районе с. Владимировка. В соответствии с постановлением администрации Усть-Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ <номер> административному истцу был изменен вид разрешенного использования на «для ведения личного подсобного хозяйства».
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес административного ответчика было направлено уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в адрес административного истца было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Основанием для указанного отказа послужило следующее. Решением Усть-Ивановского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ <номер> утвержден Генеральный план Усть-Ивановского сельсовета. Согласно указанному Генеральному плану земельный участок с кадастровым номером 28:10:120184:16 расположен в с. Владимировка и попадает в зону затопления.
Не согласившись с указанным решением администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ в виду того, что органы местного самоуправления полномочиями по определению и утверждению координат границ зон затопления, подтопления законом не наделены, Иванов А.Г. обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Административный истец Иванов А.Г. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что земельный участок состоит из двух участков, одна половина относится к администрации города Благовещенск, вторая, которая ближе к дороге - к администрации Благовещенского района, на которой он и собирается осуществить строительство. В 2013 году был затоплен весь Дальний Восток, а земельный участок он купил участок в 2017 году. Зона затопления должна отображаться в официальных документах.
Представитель административного ответчика администрации Благовещенского района – Рачко О.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что на основании Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» строительство в предполагаемых зонах затопления запрещено, с. Владимировка входит в зону затопления, поэтому гражданину было отказано. В целях реализации Указа Президента РФ подготовлен Генеральный план поселения.
Представитель заинтересованного лица Правительства Амурской области Солдатова К.А. в судебном заседании по существу заявленных требований пояснила, что работы по установлению границ зоны затопления ведутся, в Росводресурс направлены соответствующие графики, в графиках представлены зоны затопления, на территории с. Владимировка работы будут вестись в 2022-2023 годах, проект генерального плана Правительством Амурской области предоставлен, данный земельный участок попадает в зону чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в виду чего поддерживает позицию административного ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Иванову А.Г. со ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 28:10:120184:16, площадью 490 кв.м., категории земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, <номер>, <номер>.
Согласно постановлению администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, земельному участку с кадастровым номером 28:10:120184:16 изменен вид разрешенного использования – «индивидуальное садоводство» на вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства».
Постановлением администрации Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером 28:10:120184:16 присвоен адрес: <адрес>.
Из ответа Дальневосточного МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», на основании протокола ДД.ММ.ГГГГ <номер>, утвержденного генеральным директором ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск», согласовано размещение объекта «жилой дом» на участке с кадастровым номером 28:10:120184:16.
ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.Г. обратился в администрацию Благовещенского района с уведомлением о планируемом строительстве двухэтажного индивидуального жилого дома.
По результатам рассмотрения указанного выше уведомления администрация Благовещенского района пришли к выводу о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:10:120184:16, поскольку пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» рекомендовано органам государственной власти Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и органам местного самоуправления, входящим в состав этих субъектов Российской Федерации, принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения, а также с учетом утверждения Генерального плана Усть-Ивановского сельсовета (утв. решением Усть-Ивановского сельского Совета народных депутатов от 05 февраля 2018 года), указанный земельный участок, расположенный в с. Владимировка, попадает в зону затоплении.
Не согласившись с указанным решением, Иванов А.Г. обратился с настоящим административным иском в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов административного дела следует, что Иванов А.Г. обратился ДД.ММ.ГГГГ в суд с административным иском об оспаривании решения администрации Благовещенского района Амурской области, выразившегося в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства ли садового дома на земельном участке, то есть с соблюдением установленного законом срока.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно с ч. 1 и ч. 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что к зонам с особыми условиями использования территорий, в том числе, относятся зоны затопления.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (п. 16 ст. 1 Водного кодекса РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по его предотвращению и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (ч. 3 и п. 8 ч.4 ст. 31 Водного кодекса РФ).
В силу ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил).
В силу ч. 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств в части соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а так же в части соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно уведомлению <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, представленному филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области, в Едином реестре недвижимости отсутствует информация о зоне затопления в соответствии с Генеральным планом Усть-Ивановского сельсовета, утвержденным решением Усть-Ивановского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письменного ответа Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда о предоставлении сведений о направлении в Федеральное агентство водных ресурсов предложений, совместно с администрацией Благовещенского района Амурский области, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, в том числе зоны затопления, определенной в соответствии с Генеральным планом Усть-Ивановского сельсовета, следует, что министерством природных ресурсов Амурской области во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360 «Об определении зон затопления, подтопления» подготовлен график разработки и представления на утверждение в Росводресурсы предложений об установлении границ зон затопления, подтопления и карт (планов). Указанный график актуализирован и направлен в Федеральное агентство водных ресурсов ДД.ММ.ГГГГ. В представленном графике, установление границ зон затопления, подтопления и составления карт (планов) объектов землеустройства на территории с. Владимировка предусмотрено в 2022-2023 годах.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что работа по определению границ зон затопления, подтопления в границах с. Владимировка не завершена, соответствующие зоны в порядке, установленном Правилами, на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области не определены, из чего следует, что обжалуемое уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства ли садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ <номер> принято с нарушением законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Данный правовой подход по вопросу правомерности ограничения права на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, находящегося в зоне затопления, сведения о границах которой не внесены в ГКН и не включены в ЕГРН, сформирован в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым избрать способ защиты нарушенного права административного истца, заключающийся в возложении на администрацию Благовещенского района обязанности повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 28:10:120184:16, расположенном по адресу: с. Владимировка Благовещенского района Амурской области, с учетом выявленных в ходе рассмотрения дела нарушений при его первичном рассмотрении. При этом административный ответчик должен исходить из того, что в силу закона обжалуемое уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства ли садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ <номер> содержит все основания отказа.
Кроме того, указанный способ восстановления нарушенных прав избран судом также в связи с тем, что суд не имеет права предрешать существо решения, принятие которого входит в полномочия компетентного в данных вопросах органа местного самоуправления, что следует из закрепленного ст. 10 Конституции РФ принципа осуществления государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, при котором органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Иванова Александра Григорьевича к администрации Благовещенского района Амурской области об оспаривании решения о несоответствии планируемого объекта строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке – удовлетворить полностью.
Признать незаконным уведомление администрации Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Возложить на администрацию Благовещенского района Амурской области <данные изъяты> обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление Иванова Александра Григорьевича о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома вход. <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом установленных в решении суда обстоятельств, исходя из того, что обжалуемое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ <номер> содержит все основания отказа.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято 28 сентября 2019 года.