Дело № 2-1312/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ласко О.Л.,
при секретаре Оксенчук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гориновой Т.М. к АО «Янтарьэнерго» об обязании выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, взыскании компенсации морального вреда, неустойки, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Горинова Т.М. обратилась в суд, указывая, что < Дата > между ней и АО «Янтарьэнерго» был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения принадлежащего ей на праве собственности нежилого здания, расположенного по адресу: Калининград, пер. Каштановый (кадастровый №) к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго». < Дата > между теми же сторонами было заключено дополнительное соглашение № к вышеназванному договору №, согласно которому срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению нежилого здания был установлен в шесть месяцев со дня заключения дополнительного соглашения к договору.
В соответствии с условиями договора ею были надлежаще исполнены обязательства как по оплате за технологическое присоединение, так и обязательства по выполнению технических условий в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях, о чем сетевая организация была уведомлена.
Однако ответчик принятые на себя обязательства до настоящего времени не исполнил.
Учитывая указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, истица просила суд обязать АО «Янтарьэнерго» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить технологическое присоединение к объекту, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 39:15:111017:99, поадресу: г. Калининград, переулок Каштановый, в соответствие с условиями договора № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго» от < Дата >, дополнительным соглашением № от < Дата > к вышеназванному Договору и техническими условиями №, взыскать с АО «Янтарьэнерго» в его пользу неустойку в сумме 9790 рублей за период с < Дата > по < Дата >, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Горинова Т.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещенанадлежаще.
Представитель истца Ященко С.А., действующий на основании доверенности,в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нём основаниям, просилего удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Янтарьэнерго» Молчанова Ю.Э., действующая по доверенности, возражала против заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что АО «Янтарьэнерго» не отказывается от своих обязательств по договору, неисполнение условий договора связано с объективными обстоятельствами, препятствующими выполнению Правил №.
Выслушав пояснения сторон, изучив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Постановлением Правительства РФ от < Дата > № утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенностей технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (п. 1 Правил).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 16 пп.б Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств.... срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать шести месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что < Дата > между ОАО Янтарьэнерго» и Гориновой Т.М. заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно п. 1 договора ОАО «Янтарьэнерго» обязалось осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЩУ принадлежащего истцу на праве собственности нежилого здания, расположенного по адресу: Калининград, пер. Каштановый (кадастровый номер земельного участка 39:15:111017:99), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства с учетом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15,00 кВт,
- категория надежности – третья,
-класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ,
- точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям.
Истец обязался оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора и выполнить мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях, после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий, принять участие в осмотре присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией.
В соответствии с п. 5 договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению был установлен сторонами в 1 год со дня заключения договора.
Согласно технических условий № Г- 4989/18 истец обязался установить РЩ наружного исполнения произвести монтаж сети), 4 кВ от РЩ нового (п. 11.1) (через ЩУ) до ВРУ - 0,4 кВ объекта по КЛ-1 кВ расчетного сечения. Работы выполнить в соответствии с разработанным проектом. Установить прибор учёта электроэнергии в соответствии с требованиями ПУЭ и устройство, обеспечивающее контроль величины максимальной мощности.
Сетевая организация в целях присоединения нового потребителя обязалась выполнить обязательства, указанные в технических условий.
< Дата > между теми же сторонами было заключено дополнительное соглашение № к вышеназванному договору №, согласно которому срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению нежилого здания был установлен в шесть месяцев со дня заключения дополнительного соглашения.
В ходе судебного разбирательства представитель истца указал, что свои обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения в соответствии с выданными техническими условиями истец выполнила, о чем уведомила сетевую организацию.
Как следует из п. 6 Договора, сетевая организация обязывалась в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств и не позднее 10 рабочих дней со дня проведения осмотра с соблюдением срока, установленного п.5 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
К моменту рассмотрения дела АО «Янтарьэнерго» обязательства по договору № от < Дата > и дополнительным соглашением № к вышеназванному договору перед истцом в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от < Дата > № - не выполнило. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что АО «Янтарьэнерго» нарушены обязательства по соблюдению сроков повышеназванному договору.
В силу ст. 1098 ГК РФ продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
Следовательно, при разрешении требований потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Суд считает, что право на своевременное выполнение условий договора, не должно быть поставлено в зависимость от взаимоотношений между юридическими лицами, не являющимися сторонами по вышеуказанному договору.
С учетом изложенного требование Гориновой Т.М. о возложении на ОАО «Янтарьэнерго» обязанности выполнить технологическое присоединение нежилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, Калининград, пер. Каштановый (кадастровый №) к электрическим сетям согласно договору от < Дата > № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и техническим условиям является обоснованным, подлежит удовлетворению.
Рассматривая требования истца в части взыскания в его пользу с ответчика неустойки суд приходит к следующему.
Учитывая, что < Дата > между сторонами договора было подписано дополнительное соглашение №, по которому срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта истца был установлен сторонами в 6 месяцев со дня его заключения, суд полагает, что неустойка должна быть рассчитана с < Дата > по < Дата >, что составляет 243 дня. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 6 682 руб. 50 коп. (550 х 5% х 243).
Требования истца о компенсации морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, штрафа в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя не могут быть удовлетворены судом по следующим основаниям.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от < Дата > N 17, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
При этом потребителем согласно абзацу третьему преамбулы Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, Гориновой Т.М. на основании договора купли – продажи недвижимого имущества от < Дата > на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 39:15:111017:99 с видом разрешенного использования – деловое управление, а также нежилое здание с кадастровым номером 39:15:111017:107.
Как указано выше, по условиям заключенного между сторонами договора от < Дата > предусматривалось технологическое присоединение к электрическим сетям нежилого здания по адресу: Калининград, пер. Каштановый (кадастровый номер земельного участка 39:15:111017:99) Аналогичная информация относительно объекта, подлежащего присоединению к электрическим сетям, содержалась и в ТУ № Г- 4989/18.
При этом какие-либо изменения в вышеуказанный договор ТП, а также в технические условия до настоящего времени не вносились.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что договор ТП заключен с истцом, как с физическим лицом, учитывая, что объектом, подлежащим присоединению к электрическим сетям, являлось нежилое здание, сооружение, оснований полагать, что услуги по осуществлению технологического присоединения указанного объекта к электрическим сетям ответчика приобретались истцом исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не имеется.
С учетом конкретных обстоятельств дела, положения Закона РФ "О защите прав потребителей" к возникшим между сторонами правоотношениям применению не подлежат, в связи с чем, решение суда в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда и штрафа суд находит не обоснованным и неподлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гориновой Т.М. удовлетворить частично.
Обязать АО «Янтарьэнерго» выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств нежилого помещения, расположенного по адресу: Калининград, пер. Каштановый, кадастровый №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 39:15:111017:99 к электрическим сетям согласно Договору № от < Дата > «Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям» и техническим условиям № Г-4989/18 в срок до < Дата >.
Взыскать с АО «Янтарьэнерго» в пользу Гориновой Т.М. неустойку в размере 7 737 руб. 50 коп.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с АО «Янтарьэнерго» в доход местного бюджета денежные средства в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с даты принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение принято 18 июня 2020 года.
Судья