№ 12-522/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск 5 апреля 2019 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Соколкина Т.С.,
с участием помощника Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры – Тодинова А.А.,
должностного лица – начальника отдела тылового обеспечения Красноярской таможни Папруга И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Красноярского транспортного прокурора Вишнякова Н.Е. на определение мирового судьи судебного участка № 88 в Советском районе г. Красноярска от 15.02.2019 года о возврате постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.02.2019 года, предусмотренном ч.1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела тылового обеспечения Красноярской таможни Папруга И.В., с приложенными материалами дела в Красноярскую транспортную прокуратуру,
У С Т А Н О В И Л:
Определением мирового судьи судебного участка № 88 в Советском районе г. Красноярска от 15.02.2019 года постановление от 11.02.2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела тылового обеспечения Красноярской таможни Папруга И.В., с приложенными материалами дела возвращено в Красноярскую транспортную прокуратуру.
На указанное определение заместителем Красноярского транспортного прокурора Вишняковым Н.Е. принесен протест, в котором он просит определение от 15.02.2019 года о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.02.2019 года, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника отдела тылового обеспечения Красноярской таможни Папруга И.В. отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно определению мирового судьи судебного участка № 88 в Советском районе г. Красноярска от 15.02.2019 года основаниями для возвращения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении являются: предоставление материалов дела в копиях, не заверенных в установленном законом порядке, наличие в материалах дела копии титульного листа журнала с двумя номерами №№14-01-30, 15-01-30, а также отсутствие копий страниц журнала, подтверждающих не регистрацию всех без исключения раздаточно-сдаточных ведомостей боеприпасов и патронов в 2018 году.
Вместе с тем, по мнению прокурора, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ не предусматривает часть вышеуказанных обстоятельств в качестве оснований для возвращения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Кроме этого, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом обадминистративном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу частей 1 и 2 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами КоАП РФ любые документы, имеющие значение для производства по делу об административном правонарушении, в том числе их копии, заверенные в установленном порядке, являются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем мировым судьей судебного участка № 88 в Советском районе г. Красноярска от 15.02.2019 года при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении незаконно сделан вывод о том, что представленные копии документов, заверенные (на оборотной стороне страницы № 19 имеется подпись, наименование должностного лица, удостоверяющего соответствие содержания подлиннику, дата, печать), прошитые и пронумерованные в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора России от 29.12.2011 года № 450, не являются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Кроме того, в определении суда не мотивировано, каким образом наличие на копии титульного листа журнала регистрации учетных документов двух регистрационных №№ 14-01-30 и 15-01-30 препятствует рассмотрению дела по существу с учетом того, что данный журнал возможно идентифицировать по одному из указанных номеров.
Также отсутствие копий страниц журнала регистрации учетных документов, подтверждающих не регистрацию всех без исключения раздаточно-сдаточных ведомостей боеприпасов и патронов в 2018 году, объясняется фактическим отсутствием записей в журнале о регистрации данных документов. В свою очередь копия оглавления указанного журнала подтверждает, что регистрация этих ведомостей не предусмотрена, т.к. в оглавлении такой раздел отсутствует.
Более того, судом при вынесении определения не учтено, что в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором фиксируется факт правонарушения, а существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Постановление заместителя Красноярского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном от 11.02.2019 года содержит все данные, предусмотренные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а отсутствие перечисленных в определении суда документов является несущественным недостатком и могло быть восполнено при рассмотрении дела по существу либо в порядке статьи 26.10 КоАП РФ.
Таким образом, существенных нарушений требований КоАП РФ при оформлении дела об административном правонарушении прокурором не допущено, в связи с чем, основания для возвращения постановления отсутствовали.
Более того, судом на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению фактически дана юридическая оценка собранным по делу доказательствам, их полноте и достаточности, что является недопустимым.
В судебном заседании помощник прокурора Тодинов А.А. доводы протеста поддержал, просил отменить определение мирового судьи, вышеуказанное постановление направить на новое рассмотрение.
Папруга И.В. в судебном заседании с протестом прокурора не согласился, полагая, что мировой судья законно и обоснованно возвратил дело об административном правонарушении прокурору, в связи с чем, оснований для отмены определения мирового судьи не имеется.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится, кроме прочего, определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из смысла п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению, устанавливается правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Статьей 28.4 КоАП РФ установлен перечень правонарушений, по которым прокурор вправе возбуждать дела об административных правонарушениях. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса.
Таким образом, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении.
В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением заместителя Красноярского транспортного прокурора от 11.02.2019 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела тылового обеспечения Красноярской таможни Папруга И.В.
Определением мирового судьи судебного участка № 88 в Советском районе г. Красноярска от 15.02.2019 года постановление от 11.02.2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела тылового обеспечения Красноярской таможни Папруга И.В. с приложенными к нему материалами, возвращены в Красноярскую транспортную прокуратуру в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Возвращая указанное постановление об административном правонарушении, мировой судья судебного участка № 88 в Советском районе г. Красноярска в своем определении от 15.02.2019 года указал, что копии документов, приложенные к постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении не заверены надлежащим образом. В материалах дела приложена копия лицевой страницы журнала регистрации учетных документов Красноярская Таможня с двумя регистрационными номерами: № 14-01-30 и №15-01-30, а в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении имеется ссылка только на журнал № 14-01-30. Кроме того, в материалы дела приложено только оглавление журнала № 14-01-30 и 15-01-30, однако не приложены копии страниц, подтверждающие, что ответственным лицом не зарегистрированы все без исключения раздаточно-сдаточные ведомости боеприпасов и патронов на пункте боевого питания, составленные в Красноярской таможне в 2018 году.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в силу ст. 24 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Таким образом, при рассмотрении дел указанной категории суд обязан проверить законность требований прокурора, правомерность вынесенного представления.
Из дела следует, что прокурором не были направлены в суд материалы, позволяющие проверить, имелись ли основания для возбуждения дела об административном правонарушении, а именно не приложены копии страниц, подтверждающие, что ответственным лицом не зарегистрированы все без исключения раздаточно-сдаточные ведомости боеприпасов и патронов на пункте боевого питания, составленные в Красноярской таможне в 2018 году, то есть имела место неполнота представленных материалов. Кроме того, копии документов, представленных в суд, не заверены надлежащим образом. Заверительная надпись «Копия верна» в конце всего материала, прошитого на 19 листах, и имеющего в том числе подлинники документов, не может свидетельствовать о том, что копии страниц из книги учета оружия, боеприпасов и патронов Красноярской таможни регистрационный №15-01-31, копии страниц из журнала регистрации учетных документов Красноярской таможни регистрационный № 14-01-30, 15-01-30, копии приказов заверены надлежащим образом. Также в постановлении заместителя Красноярского транспортного прокурора от 11.02.2019 года имеются неточности в указании регистрационного номера журнала регистрации учетных документов Красноярской таможни. Данные обстоятельства, в силу вышеприведенных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются основанием для возвращения протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и других материалов дела лицу, вынесшему такое постановление.
Нарушений процессуальных норм при вынесении мировым судьей определения не допущено. Определение мирового судьи мотивировано, подтверждается материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Определение мирового судьи судебного участка № 88 в Советском районе г. Красноярска от 15.02.2019 года о возвращении в Красноярскую транспортную прокуратуру постановления от 11.02.2019 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела тылового обеспечения Красноярской таможни Папруга И.В., оставить без изменения, а протест заместителя Красноярского транспортного прокурора Вишнякова Н.Е. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Т.С. Соколкина