Дело № 2-128/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2013 года город Барнаул
БАРНАУЛЬСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
председательствующего - председателя суда Клешнина М.И., при секретаре судебного заседания - Голубевой Е.С., с участием старшего помощника военного прокурора Барнаульского гарнизона Хомусько А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах военнослужащего по контракту войсковой части 00000 майора Ш. об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес>», связанных с удержанием налога на доходы физических лиц с денежных средств, выплаченных заявителю на проведение оздоровительного отдыха его ребенка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей,
установил:
Ш., проходящему военную службу по контракту в войсковой части 00000, на основании приказа командира войсковой части 00000 от 3 ноября 2012 года № была произведена выплата денежных средств на проведение оздоровительного отдыха его ребенка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2011 году, при этом начальником Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес> и <адрес>» (далее - отдел финансового обеспечения) с выплаченных Ш. денежных средств названной выплаты был удержан налог на доходы физических лиц.
Данное обстоятельство, а также просьба Ш., явились основаниями для обращения в суд военного прокурора Барнаульского гарнизона с заявлением в интересах Ш. об оспаривании действий начальника отдела финансового обеспечения, связанных с удержанием налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с денежных средств, начисленных и выплаченных заявителю для оплаты стоимости путевки его ребенка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2011 году, а также о взыскании в его пользу с отдела финансового обеспечения необоснованно удержанной суммы налога в размере 1 404 рублей.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора, настаивая на удовлетворении заявленных требований, в их обоснование указал, что оспариваемая сумма НДФЛ была удержана с денежных средств, выплаченных заявителю в виде компенсации, предусмотренной п. 4.1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая согласно п. 9 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению. В дополнение к изложенному, старший помощник военного прокурора подчеркнул, что ранее данная выплата НДФЛ не облагалась, как имеющая компенсационный характер.
Заявитель Ш., врид начальника отдела финансового обеспечения, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не прибыли, при этом последний направил в суд возражения, в которых, основываясь на письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 апреля 2011 года № 03-04-05/8-214, требования военного прокурора не признал и просил в их удовлетворении отказать, указав, что выплата для оплаты стоимости путевок детей военнослужащих в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программа общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, не является компенсационной и не носит поощрительного характера; данная выплата не подпадает под действие ст. 217 Налогового кодекса РФ и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке; такая выплата не облагается НДФЛ в том случае, если указанная выплата была направлена военнослужащим на оплату стоимости приобретенной путевки в санаторно-курортные или оздоровительные организации, и поскольку соответствующая путевка Ш. не приобреталась, то есть заявителем не были произведены затраты на её приобретение, то упомянутая выплата подлежит налогообложению, в связи с чем, действия должностных лиц отдела финансового обеспечения, связанные с удержанием НДФЛ с денежных средств, выплаченных Ш. для оплаты стоимости путевки его ребенка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, являются законными и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения старшего помощника военного прокурора, а, также исследовав материалы дела, суд находит, что рассматриваемые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и названным Федеральным законом. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Пунктом 4.1. статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», введенным в действие в отношении военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу по контракту, с 1 января 2010 года и распространявшемуся на правоотношения с их участием, возникшим до 1 января 2012 года, была предусмотрена ежегодная выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации. Порядок установления размера данной выплаты, а также порядок её производства определялся Правительством Российской Федерации.
Правилами осуществления выплаты на проведение оздоровительного отдыха детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, ставших инвалидами вследствие военной травмы, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) по контракту (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 91, действие которых распространялось на правоотношения с участием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проходящих военную службу по контракту, возникшие до 1 января 2012 года, определен порядок выплаты военнослужащим денежных средств один раз в год на проведение оздоровительного отдыха их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, которая производится независимо от предоставления путевки и осуществляется за счет средств и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
Упомянутая норма закона, а также названные Правила в период их действия с 1 января 2010 года по 1 января 2012 года в отношении военнослужащих Вооруженных Сил РФ, проходящих военную службу по контракту, изменениям не подвергались.
В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ к доходам, освобождаемым от обложения налогом на доходы физических лиц, относятся, в частности, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Указанная норма закона в названной части действует без изменений с 1 января 2008 года.
Согласно приказу командира войсковой части 00000 от 3 ноября 2011 года № и приложенному списку военнослужащих войсковой части 00000 на выплату денежных средств для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста, майору Ш., на основании поданного им рапорта и представленного свидетельства о рождении, установлена выплата денежных средств в сумме 10 800 рублей для оплаты стоимости путевки его дочери Ш. 1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в организации отдыха и оздоровления детей.
Как усматривается из сведений по выплате компенсации стоимости путевок детям школьного возраста за 2011 год, представленных отделом финансового обеспечения, Ш. произведена соответствующая выплата в сумме 10 800 рублей с удержанием с неё НДФЛ в размере 13-ти % в сумме 1 400 рублей.
Анализ приведенных доказательств, а также положений названных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что изменение с 2012 года подхода к обложению НДФЛ ежегодной выплаты, осуществляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, основанное на письме Министерства финансов РФ от 1 апреля 2011 года, носящего информационно-разъяснительный, ненормативный характер, при неизменности норм закона и Положения, устанавливающих данную выплату и её размер фактически с 2004 года, противоречит неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 1 декабря 2005 года № 521-О, от 5 февраля 2009 года № 149-О-П и др.) правовой позиции, согласно которой участники соответствующих правоотношений должны быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты; изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики.
Довод врид начальника отдела финансового обеспечения о том, что выплата для оплаты стоимости путевок детей военнослужащих школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, не является компенсационной, не носит поощрительного характера и не подпадает под действие ст. 217 Налогового кодекса РФ, а поэтому подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке; а также о том, что такая выплата не облагается НДФЛ в том случае, если указанная выплата была направлена на оплату стоимости приобретенной путевки в санаторно-курортные или оздоровительные организации, суд находит несостоятельным и отвергает исходя из следующего.
Согласно ст. 10 и 12 названного Федерального закона право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, за выполнение обязанностей военной службы военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Из письма врид начальника отдела финансового обеспечения следует, что расходы на выплату военнослужащим денежных средств на проведение оздоровительного отдыха их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производились по статье расхода 512307 бюджетной сметы Министерства обороны РФ на 2011 год; в свою очередь, расходы на выплату военнослужащим денежного довольствия производились по статье расхода 0126 бюджетной сметы.
Согласно Правилам ежегодная выплата военнослужащим денежных средств на проведение оздоровительного отдыха их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей производится независимо от предоставления путевки и осуществляется за счет средств и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Для получения выплаты в текущем году представляется заявление о получении соответствующей выплаты, а также копия свидетельства о рождении ребенка или копия решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (для опекунов, попечителей), обязанность в предоставлении иных документов для действующих военнослужащих Вооруженных Сил РФ не установлена.
Исходя из анализа положений приведенных нормативных правовых актов следует вывод о том, что данная выплата не входит в систему оплаты труда военнослужащих, поскольку не предусмотрена Федерального закона от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», выплачивается с иной статьи, чем денежное довольствие, предусмотрена пунктом 4.1. статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», направленной на охрану здоровья военнослужащих, с учетом их особого правового статуса и выполняемых ими задач и, а также членов их семей, является одной из мер дополнительных социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим, и, следовательно, имеет компенсационный характер, которая в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению. Кроме того, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» не содержится прямого указания на обязательность документального подтверждения о приобретении на полученные деньги оздоровительной путевки, отсутствует такое указание и в перечне документов, указных в названных Правилах, прилагаемых к рапорту военнослужащего для освобождения таких выплат от обложения НДФЛ, данное указание содержится только в письмах Министерства финансов РФ, которые не являются обязательными к исполнению нормативными правовыми актами.
Таким образом, обложение НДФЛ денежных средств, выплаченных заявителю в виде компенсации, предусмотренной п. 4.1 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», за счет средств и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели соответствующим федеральным органам исполнительной власти, противоречит положениям ст. 217 Налогового кодекса РФ; в свою очередь действия начальника отдела финансового обеспечения по обложения НДФЛ денежных средств выплаты, произведенной Ш. на проведение оздоровительного отдыха его ребенка школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, являются неправомерными, нарушают права заявителя, в связи, с чем заявление военного прокурора подлежит удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ суд, с учетом положений п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, полагает, что государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию с отдела финансового обеспечения, как довольствующего финансового органа, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального образования городского округа - <адрес>.
Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд,
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 00000 ░░░░░░ ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1 404 ░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>» 200 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░