Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1204/2012 ~ М-190/2012 от 16.03.2012

№2-1204/2012

                   РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка

Ульяновской области                 4 апреля 2012 года.

           Радищевский районный суд, Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи - Сафарова М.Т.,

с участием прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области - Хабибуллина З.Ш.,

при секретаре - Бекеровой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области и администрации муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области о признании незаконным их бездействия выразившегося в непринятии мер по разработке правовых актов, подлежащих принятию на муниципальном уровне в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ.

              Установил:

            Прокурор Старокулаткинского района, Ульяновской области обратился в порядке статьи 45 ГПК РФ в Радищевский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области и администрации муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области о признании незаконным их бездействия выразившегося в непринятии мер по разработке правовых актов, подлежащих принятию на муниципальном уровне в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ.

Исковые требования прокурор мотивировал следующим.

Проведенной прокуратурой Старокулаткинского района проверкой в период с 1.03.2012 г. по 15.03.2012 г. соблюдения и исполнения действующего бюджетного законодательства в деятельности муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области выявлены грубые нарушения закона, которые выразились в следующем.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения, контроль за исполнением данного бюджета. При этом, органы местного самоуправления отдельных поселений вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов," предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст.3 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в Бюджетный кодекс РФ внесены существенные изменения, которыми изменено правовое регулирование статуса государственных и муниципальных учреждений.

В частности, до 1.12.2010 органам местного самоуправления надлежало принять нормативные правовые акты для урегулирования на переходный период, определяющие формы финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений, порядок и направления использования бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного им в оперативное управление, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доход деятельности.

Вместе с тем, проведенная проверка в указанном муниципальном образовании и оценка полноты нормативной правовой базы муниципального образования на предмет его соответствия действующему законодательству показала, что муниципальным образованием «Старокулаткинский район» указанные требования закона при исполнении бюджетного законодательства были грубо нарушены и проигнорированы.

Так, изучением правовых актов подлежащих принятию на уровне муниципального поселения в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, а также иного законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере установлено, что органом местного самоуправления меры к их принятию в полном объеме, а также внесению соответствующих изменений в Устав муниципального образования «Старокулаткинский район» и решения о местном бюджете на текущий год и плановый период, не приняты до настоящего времени.

На уровне муниципального образования в настоящее время отсутствуют правовые акты, определяющие:

-порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предусмотренный п. 1 ст.9 Бюджетного кодекса РФ;

-правовой акт, которым устанавливается, детализируется и определяется порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету (п.1 ст.9 Бюджетного кодекса РФ);

-правовой акт, устанавливающий в случаях и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами, ответственность за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений (п.1 ст.9 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений (п.2 ст.9 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст.62Бюджетного кодекса РФ);

-порядок финансового обеспечения муниципального задания (п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ);

           -нормативные правовые акты, устанавливающие порядок выделения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в формекапитальных вложений в основные средства муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, либо регулирующие порядок принятия главными распорядителями бюджетных средств решений о выделении таких ассигнований (п.1 ст.79 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в решении о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи (п.4 ст.79 Бюджетного кодекса РФ);

-правовой акт, устанавливающий основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов (п.3 ст.93.3 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок предоставления местной администрацией муниципальных гарантий (п.2 ст.117 Бюджетного кодекса РФ);

-правовой акт, регулирующий состав, порядок и сроки внесения информации в муниципальную долговую книгу (п.4 ст. 121 Бюджетного кодекса РФ);

-правовой акт, устанавливающий случаи и порядок предоставления бюджетам поселений иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района (ст. 142.4 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями (п.4, ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации (п.1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок проведения и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ (п.З ст. 179 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок внешней проверки органом муниципального финансового контроля годового отчета об исполнении местного бюджета (п.2 ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ);

-правовой акт, определяющий формы и порядок осуществления финансового контроля органами (должностными лицами) местных администраций (п.2 ст.266 Бюджетного кодекса РФ);

-правовые акты о наделении распорядителей бюджетных средств полномочиями администраторов доходов бюджета (п.3 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок определения органов (должностных лиц) местной администрации и иных исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов в качестве главных администраторов доходов бюджетов поселений (п.3 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок установления перечня и кодов целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий - регулируется финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии (п.4 ст.21 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок определения оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства, предоставляемых заемщиком (за исключением юридических лиц) для получения бюджетного кредита (п.3 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени (п.4 ст.93.3 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии (п.3 ст. 115.2 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок составления бюджетной отчетности (п.2 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок приостановления санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетных учреждений в случае нарушения последними установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств (п.2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ);

-правовой акт, регулирующий порядок и методику планирования бюджетных ассигнований (п.1 ст. 174.2 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок исполнения бюджета по расходам (п.1 ст.219 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (ст.219.2 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года (п.6 ст.242 Бюджетного кодекса РФ);

-порядок ведения учета и хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в случае открытия и ведения финансовым органом лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (п. 11 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ).

С целью устранения выявленных аналогичных нарушений бюджетного законодательства и восполнения нормативно-правовой базы муниципального образования в марте 2011 года прокуратурой района уже было внесено представление об устранении нарушений закона.

          Несмотря на то, что с момента внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации прошел значительный период времени, представительным и исполнительным органом местного самоуправления исчерпывающие меры к восполнению правового пробела в муниципальной базе при исполнении бюджетного законодательства приняты не были.Выявленные в ходе проверки нарушения закона способствуют осуществлению бюджетного процесса в муниципальном образовании с нарушениями бюджетного законодательства, и создают предпосылки для создания коррупционных факторов при исполнении бюджета должностными лицами исполнительного органа муниципального образования, что может привести к злоупотреблениям со стороны органов местного самоуправления. Не выполнение требований закона затрагивает права и интересы всех жителей муниципального поселения, в связи с чем, прокурор обращается в суд с данным иском порядке ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

            В судебном заседании прокурор Старокулаткинского района, Ульяновской области - Хабибуллин З.Ш. дав суду относительно заявленного иска пояснения аналогичные содержащимся в исковом заявлении, просил суд удовлетворить данные требования в полном объеме.

            Представители ответчиков: Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области - Кушаев М.Н. и администрации муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области - Мустафина А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Старокулаткинского района признали в полном объеме и пояснили суду, что в настоящее время Советом депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район» и администрацией муниципального образования «Старокулаткинский район» принимаются практические действия по разработке и принятию правовых актов, подлежащих принятию на муниципальном уровне в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ.

           Суд, выслушав прокурора района, представителей ответчиков, изучив материалы дела полагает возможным удовлетворить исковые требования истца по следующим основаниям.

           В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Так как не выполнение ответчиками требований Бюджетного кодекса, ФЗ РФ №131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», затрагивает права и интересы всех жителей муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области, поэтому иск прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области и администрации муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области о признании незаконным их бездействия выразившегося в непринятии мер по разработке правовых актов, подлежащих принятию на муниципальном уровне в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, является юридически обоснованным и законным.

            В судебном заседании представители ответчиков: Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области - Кушаев М.Н. и администрации муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области - Мустафина А.В., исковые требования прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области признали в полном объеме.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии с данными положениями, а также на основании статьи 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска представителями ответчиков: Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области - Кушаевым М.Н. и администрации муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области - Мустафиной А.В. поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а также служит удовлетворению заявленных истцом требований.

При признании иска ответчиком и принятии его судом, согласно положениям ст. 173 ч. 3 ГПК РФ, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При этом в случае признания иска ответчиком и принятии его судом, в соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

По данному делу суд принимает признание иска ответчиками, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Для этого имеются все основания, предусмотренные нормами ГПК РФ и БК РФ.

Так в соответствии с положениями ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения, контроль за исполнением данного бюджета. При этом, органы местного самоуправления отдельных поселений вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п.9 ч.1 ст.44 указанного Федерального закона, Устав муниципального образования должен определять порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст.3 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством.

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ, установлен принцип самостоятельности бюджетов, который предусматривает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Согласно ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в Бюджетный кодекс РФ внесены существенные изменения, которыми изменено правовое регулирование статуса государственных и муниципальных учреждений.

Кроме того, в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона до 1.07.2012 введен переходный период и, в связи с этим, на органы местного самоуправления возложен целый ряд обязанностей по нормативному регулированию данной сферы правоотношений. В частности, до 1.12.2010 органам местного самоуправления надлежало принять нормативные правовые акты для урегулирования на переходный период, определяющие формы финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений, порядок и направления использования бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного им в оперативное управление, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доход деятельности.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.10.2010 №190 н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» были утверждены соответствующие указания, с момента вступления которого (1.01.2011) требовалось внесение существенных изменений в действующее решение о местном бюджете на текущий год и плановый период.

Вместе с тем, как следует из материалов проведенной прокуратурой Старокулаткинского района в МО «Старокулаткинский район» проверки полноты нормативной правовой базы данного муниципального образования на предмет его соответствия действующему законодательству, следует, что муниципальным образованием «Старокулаткинский район» указанные требования закона при исполнении бюджетного законодательства были грубо нарушены и проигнорированы.

          Судом в ходе судебного заседания (на основании представленных суду сторонами письменных доказательств) анализа правовых актов подлежащих принятию на уровне муниципального поселения в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, а также иного законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере было достоверно установлено, что ответчиками (Советом депутатов МО «Старокулаткинский район» и администрацией МО «Старокулаткинский район») как органами местного самоуправления меры к их принятию в полном объеме, а также внесению соответствующих изменений в Устав муниципального образования «Старокулаткинский район» и решения о местном бюджете на текущий год и плановый период, не приняты до настоящего времени. Кроме того на уровне данного муниципального образования в настоящее время также отсутствуют указанные в иске прокурора правовые акты, наличие которых позволяло бы осуществлять бюджетный процесс в данном муниципальном образовании в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства РФ.

            Тем самым в этой части со стороны ответчиков: Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» и администрации МО «Старокулаткинский район» допущено бездействие.

            Данное бездействие с юридической точки зрения является незаконным, так как указанное бездействие со стороны ответчиков по устранению всех выявленных (в ходе прокурорской проверки со стороны Совета депутатов МО «Старокулаткинский район» и администрации МО «Старокулаткинский район») нарушений закона, способствует осуществлению бюджетного процесса в данном муниципальном образовании с нарушениями бюджетного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, других нормативных актов, направленных на обеспечение законности расходования бюджетных средств, и создает предпосылки для создания коррупционных факторов при исполнении бюджета должностными лицами исполнительного органа этого муниципального образования, что может привести в последующем к злоупотреблениям со стороны органов местного самоуправления.

Таким образом, исковые требования прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                        РЕШИЛ:

           Исковые требования прокурора Старокулаткинского района, Ульяновской области - удовлетворить.

           Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области и администрации муниципального образования «Старокулаткинский район», Старокулаткинского района, Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по разработке правовых актов (указанных в иске прокурора), подлежащих принятию на муниципальном уровне в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ.

         Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Судья.                                                                                                                                           Сафаров М.Т.                               

2-1204/2012 ~ М-190/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Старокулаткинского района - Хабибуллин З.Ш.
Ответчики
Администрация МО "Старокулаткинский район"
Совет депутатов МО "Старокулаткинский район"
Суд
Радищевский районный суд Ульяновской области
Судья
Сафаров Мударис Тагирович
Дело на сайте суда
radishevskiy--uln.sudrf.ru
16.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2012Передача материалов судье
19.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявлении, жалобы) к рассмотрению
19.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2012Собеседование
28.03.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2012Судебное заседание
06.04.2012Дело сдано в канцелярию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее