РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 января 2015 года |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Гриценко В.А., при секретаре судебного заседания – Пристинской О.А., с участием представителя начальника <иные данные> отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Хиловой Е.А., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Белогорской квартирно-эксплуатационной части <иные данные> Мельника <иные данные> о восстановлении на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Мельник обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом изменения требований, просит признать незаконным снятие его с членами семьи с учета нуждающихся в жилом помещении с <дата>, обязать начальника <иные данные> отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Восторегионжилье») восстановить его с членами семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование своих требований Мельник в заявлении указал, что проходил военную службу по контракту в Белогорской КЭЧ. В 2010 году уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней. До увольнения с военной службы состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Белогорской КЭЧ. Перед увольнением с военной службы согласился на обеспечение жильем – <адрес>, в которой проживал с 2007 года по договору социального найма, после заверения командованием КЭЧ, что указанная квартира не является служебной. Обратившись после увольнения с военной службы в администрацию <адрес> с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, он в мае 2012 года получил письменный отказ, после чего <дата> оспорил данный отказ в суде. Решением Белогорского городского суда Амурской области требования Мельника были удовлетворены, и признано право собственности на указанную выше квартиру. Апелляционным определением Амурского областного суда от <дата> решение Белогорского городского суда от <дата> отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении требований, в связи с тем, что постановлением Главы г. Белогорска от 6 августа 2003 № 1069 <адрес> по ул. <адрес> отнесена к числу служебных. Считает, что незаконно был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Представитель начальника <иные данные> отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Хилова, не признавая требований заявителя пояснила, что в период прохождения военной службы заявителю было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <иные данные> кв.м. по установленным нормам. В соответствии со ст.ст. 51 и 54 Жилищного кодекса РФ в их взаимосвязи, заявитель не может быть принят на учет нуждающихся.
Заявитель Мельник, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствии.
Заслушав объяснения представителя начальника <иные данные> отдела ФГКУ «Востокрегионжилье», изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 316-ФЗ от 17 декабря 2009 г.) право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) относятся в том числе служебные жилые помещения.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона № 339-ФЗ от 25 декабря 2009 года) предусмотрено, что военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
В соответствии с п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 (в редакции от 14 ноября 2007 года) основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является, в том числе, проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
Анализ этих норм в совокупности приводит к выводу, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим на время прохождения ими военной службы. Право на безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений предоставляется военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Проживание на служебной жилой площади является основанием для признания нуждающимися в получении жилых помещений, а не для снятия с учета нуждающихся в получении жилья.
Обратившись после увольнения с военной службы в администрацию <адрес> с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения <адрес>, Мельник в мае 2012 года получил письменный отказ, после чего <дата> оспорил данный отказ в судебном порядке. Решением Белогорского городского суда <адрес> требования Мельника были удовлетворены и признано право собственности на указанную выше квартиру. Апелляционным определением Амурского областного суда от <дата> решение Белогорского городского суда от <дата> было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении требований, в связи с тем, что постановлением Главы <адрес> указанная квартира отнесена к числу служебных.
Согласно копии постановления Главы администрации г. Белогорска от 6 августа 2003 года № 1069 на основании ходатайства руководства Белогорской КЭЧ <адрес> включена в число служебных. Из копии сообщения исполняющего обязанности председателя имущественных отношений Администрации города Белогорска от 16 мая 2012 года № 2136 следует, что данное постановление не отменено.
Согласно копии акта приемо-передачи в муниципальную собственность <адрес> объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Белогорской КЭЧ от <дата> <адрес> передана в собственность муниципального образования <адрес>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Мельник при увольнении с военной службы руководством Белогорской КЭЧ был введён в заблуждение относительно статуса предоставленного жилого помещения. Этот факт подтверждается копией договора социального найма жилого помещения от <дата> №, заключенного между Белогорской КЭЧ, в лице её начальника, и заявителем. На основании этого договора Мельник с <дата> был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с получением жилой площади по адресу: ул. <адрес>, что подтверждается справкой ФГКУ «Востокрегионжилье» от <дата> № №. То есть, начальник Белогорской КЭЧ, не имея полномочий на заключение договора найма указанной выше квартиры, так как она находилась в собственности муниципального образования <адрес>, заключил с заявителем договор социального найма, а не найма специализированного жилого помещения. Мельник, введённый в заблуждение в том, что занимаемая им и членами его семьи квартира не является служебной и может быть оформлена в собственность, дал согласие на обеспечение этой квартирой по увольнению с военной службы.
Согласно справке отдела военного комиссариата <адрес> по городу Белогорску и <адрес> от <дата> № Мельник уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет.
Таким образом, Мельник был уволен с военной службы без предоставления жилья для постоянного проживания, а предоставление заявителю служебного жилого помещения при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста, имеющему выслугу более 20 лет, не свидетельствует об обеспечении его жильем, и не является основанием для снятия заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений, других оснований для снятия Мельника с указанного учета не было.
Учитывая изложенное военный суд приходит к выводу о необоснованности снятия заявителя с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Доводы представителя начальника <иные данные> отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» о том, что заявитель обеспечен жилым помещением по установленным нормам и не может быть принят на учет нуждающихся в предоставлении жилья являются безосновательными, поскольку Мельник с членами семьи проживает в служебном жилом помещении, а, кроме того, не просит о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а просит восстановить его с членами семьи на указанном учете.
Поскольку Мельник необоснованно снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, он подлежит восстановлению на этом учёте.
В связи с тем, что приказом Министра обороны РФ от 18 ноября 2010 года № 1550 задачи по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях возложены на Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ и его структурные подразделения, а применительно к данному делу указанные функции в <адрес> осуществляет <иные данные> отдел ФГКУ «Востокрегионжилье», обязанность по восстановлению заявителя с членами его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, необходимо возложить на начальника <иные данные> отдела ФГКУ «Востокрегионжилье».
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Мельника <иные данные> – удовлетворить.
Признать незаконным снятие Мельника В.С. с членами его семьи с учета нуждающихся в жилом помещении с <дата>.
Обязать начальника <иные данные> отдела федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Мельника В.С. с членами его семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 27 января 2015 года.
Председательствующий по делу В.А. Гриценко