Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-431/2021 (2-3430/2020;) ~ М-3995/2020 от 05.11.2020

УИД: 36RS0006-01-2020-004876-31

Дело №2-431/21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2021 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Геннадия Евгеньевича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» о признании незаконным решению Бюро № 15 – Филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» об отказе в установлении инвалидности от 23.07.2020, о возложении обязанности признать инвалидом,

У с т а н о в и л:

Истец Смирнов Г.Е. обратился в суд с настоящим иском, указал, что решением бюро № 15 - филиала ФКУ "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" от 23 июля 2020 года истцу отказано в установлении инвалидности.

В обоснование заявленных исковых требований указывает, что 13.06.1990 Смирнов Г.Е. поступил в стационар <данные изъяты>, а 29.06.1990 выписан из стационара. В указанное время истцу произведена операция по <данные изъяты>. Смирнову Г.Е. установлен диагноз - <данные изъяты>.

Согласно справки от 08.06.2020, выданной ГУ-Управлением Пенсионного Фонда России по <адрес> с 28.10.1991 Смирнов Г.Е. являлся получателем социальной пении по инвалидности по категории "ребенок-инвалид".

С 21.01.2003 истец являлся получателем социальной пенсии по III-й группе инвалидности по категории "инвалидность с детства".

С 01.05.2004 по 01.02.2008 истец являлся получателем страховой пенсии по инвалидности третьей группы по категории "инвалидность с детства", о чем имеются акты освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы от 29.11.2000, от 22.01.2003, от 20.01.2004, от 20.01.2005, от 16.01.2006, от 17.01.2007, от 23.01.2008.

В 2008 году, при очередном освидетельствовании, истцу инвалидность не была установлена.

26.06.2020 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России поступило направление на медико-социальную экспертизу Смирнова Г.Е.

23.07.2020 в бюро № 15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России первично проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение: инвалидность не установлена.

Кроме того, истец был заочно освидетельствован в порядке контроля в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 16.09.2020- 17.09.2020. По результатам проведенной медико-социальной экспертизы ранее вынесенное решение подтверждено: инвалидность не установлена.

Данные решения были обжалованы истцом в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

15.10.2020 - 19.10.2020 в экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в порядке обжалования проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решения бюро № 15 и экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России были подтверждены: инвалидность не установлена.

Во время установления групп инвалидности (ежегодно) истец был трудоустроен, до настоящего времени систематически обращается в поликлинику по месту жительства и в <данные изъяты>.

В связи с этим считает указанное решение незаконным и необоснованным, нарушающим его права на социальную защиту и социальное обеспечение, просит признать недействительным решение бюро № 15 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июля 2020 года и обязать признать Смирнова Г.Е. инвалидом.

Истец Смирнов Г.Е. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика, действующий по доверенностям Попов А.В., с иском не согласился, представлены письменные возражения. Полагает, что заявленные исковые требования являются необоснованными и недоказанными.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.8) установил, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в том числе, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 № 772), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2).

Названными Правилами установлено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п.3). Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (п.5). Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности (п.7). Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п.9).

В пунктах 21, 22 Правил указано, что в главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

В силу п. п. 25, 26, 29 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро (п.42 Правил). Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 43 Правил). Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 45 Правил). Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.46 Правил).

Согласно «Классификаций и критерий, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015г. № 1024н, классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (п.1).

В п. 3 «Классификаций и критерий» указаны основные виды стойких расстройств функций организма человека.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (п. 4 «Классификаций и критерий»). К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека: а) способность к самообслуживанию, б) способность к самостоятельному передвижению, в) способность к ориентации, г) способность к общению, д) способность контролировать свое поведение, е) способность к обучению, ж) способность к трудовой деятельности (п.5 «Классификаций и критерий»).

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (п.7 «Классификаций и критерий»).

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п.8 «Классификаций и критерий»).

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.12 «Классификаций и критерий»).

Таким образом, основанием для установления инвалидности является не только наличие заболевания, но и его последствия, которые полностью или частично ограничивают способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом», Постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П- 2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико- социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.

При проведении медико-социальной экспертизы на основании комплексного анализа медицинских, медико-экспертных документов выявлено наличие стойких незначительных нарушений функций организма (сенсорных - зрительных), не приводящих к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не требующих мер социальной защиты и не дающих основания для определения группы инвалидности.

На основании пояснении сторон, справок, актов, протоколов, направлений, выписок из медицинской карты, заключения судебной медико-социальной экспертизы, имеющихся в деле, судом установлено, что решением бюро № 15 - филиала ФКУ "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" от 23 июля 2020 года истцу отказано в установлении инвалидности.

В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что 13.06.1990 поступил в стационар <данные изъяты>, а 29.06.1990 выписан из стационара. В указанное время истцу произведена операция по <данные изъяты>. Смирнову Г.Е. установлен диагноз - <данные изъяты>.

Согласно справки № 359345/20 от 08.06.2020, выданной ГУ-Управлением Пенсионного Фонда России по <адрес> с 28.10.1991 Смирнов Г.Е. являлся получателем социальной пении по инвалидности по категории "ребенок-инвалид".

С 21.01.2003 истец являлся получателем социальной пенсии по III-й группе инвалидности по категории "инвалидность с детства".

С 01.05.2004 по 01.02.2008 истец являлся получателем страховой пенсии по инвалидности третьей группы по категории "инвалидность с детства", о чем имеются акты освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы от 29.11.2000, от 22.01.2003, от 20.01.2004, от 20.01.2005, от 16.01.2006, от 17.01.2007, от 23.01.2008.

В 2008 году, при очередном освидетельствования, истцу инвалидность не была установлена.

26.06.2020 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России поступило направление на медико-социальную экспертизу Смирнова Г.Е.

23.07.2020 в бюро № 15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России первично проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение: инвалидность не установлена.

Истец Смирнов Г.Е. был заочно освидетельствован в порядке контроля в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 16.09.2020 - 17.09.2020. По результатам проведенной медико-социальной экспертизы ранее вынесенное решение подтверждено: инвалидность не установлена.

Данные решения были обжалованы истцом в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России).

15.10.2020 - 19.10.2020 в экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в порядке обжалования проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решения бюро № 15 и экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России были подтверждены: инвалидность не установлена.

По ходатайству представителя ответчика определением суда от 04.12.2020 назначена судебная медико-социальная экспертиза.

В соответствии с заключением судебной медико-социальной экспертизы № 05/2021 ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России от 04.02.2021у Смирнова Геннадия Евгеньевича на момент его освидетельствования в бюро №15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.07.2020, в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 16.09.2020-17.09.2020, в экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 15.10.2020-19.10.2020 имелась 1 степень (незначительная) выраженности стойких нарушений функций организма, установленных с применением разделаII «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральных государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019 №585-н.

Согласно выводам экспертов у Смирнова Г.Е. на момент его освидетельствования в бюро №15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.07.2020, в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 16.09.2020-17.09.2020, в экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 15.10.2020 - 19.10.2020 не имелось ограничений жизнедеятельности (в соответствии с разделом III «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико- социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.19 №585-н.

Как следует из заключения экспертизы у Смирнова Г.Е. на момент его освидетельствования в бюро № 15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.07.2020, в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 16.09.2020-17.09.2020, в экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 15.10.2020-19.10.2020 оснований для установления группы инвалидности не имелось.

Принимая во внимание заключение судебной экспертизы, проанализировав содержание указанного заключения, суд считает, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку эксперты предупреждены об ответственности по ст. 307 УК РФ, заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов приводятся соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, основываются на исходных объективных данных, выводы экспертов обоснованы документами, представленными в материалы дела.

Данное экспертное заключение принимается во внимание как относимое и допустимое доказательство, не вызывающее у суда каких-либо сомнений, кроме того, суд учитывает, что ходатайство о назначении повторной либо дополнительной экспертизы истцом в суде не заявлялось, заключение истцом не оспорено.

Оценивая совокупность предоставленных доказательств, суд приходит к выводам о том, что оспариваемое решение вынесено на основании анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов, данных объективного осмотра специалистов МСЭ, проведенного ранее в отношении истца, сведений о проведенном лечении, данных динамического наблюдения лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства. Выявлены стойкие незначительные нарушения функций организма, установленных с применением разделаII «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральных государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019 №585-н, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не вызывают необходимости в мерах социальной защиты и не дают оснований для установления группы инвалидности в соответствии с нормативными правовыми документами: Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 р. I п.3, р. II п.5,7 и «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 р. II п.4, р. III п.5,6,7 № 1024н.п. 11.4.3.1.

Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 29.01.2014 № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, согласно которого (п.10) предоставление государственной услуги осуществляется находящимися в ведении Министерства федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (Федеральным бюро, главными бюро, бюро).

Результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), при определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания - выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, программы реабилитации пострадавшего, при определении нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) - выдача заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отказе в установлении инвалидности - выдача справки о результатах медико-социальной экспертизы (по желанию получателя государственной услуги) (п.11).

Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд считает, что освидетельствование истца было проведено в соответствии с действующим законодательством и оснований для признания незаконными оспариваемого решения не имеется.

Каких-либо доказательств наличия у истца одной из указанных необходимых для установления группы инвалидности степеней выраженности стойких нарушений функций организма, а также ограничения жизнедеятельности последним суду представлено не было.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Смирнова Геннадия Евгеньевича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» о признании незаконным решению Бюро № 15 – Филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» об отказе в установлении инвалидности от 23.07.2020, о возложении обязанности признать инвалидом оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 05 марта 2021 года.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

УИД: 36RS0006-01-2020-004876-31

Дело №2-431/21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2021 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Геннадия Евгеньевича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» о признании незаконным решению Бюро № 15 – Филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» об отказе в установлении инвалидности от 23.07.2020, о возложении обязанности признать инвалидом,

У с т а н о в и л:

Истец Смирнов Г.Е. обратился в суд с настоящим иском, указал, что решением бюро № 15 - филиала ФКУ "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" от 23 июля 2020 года истцу отказано в установлении инвалидности.

В обоснование заявленных исковых требований указывает, что 13.06.1990 Смирнов Г.Е. поступил в стационар <данные изъяты>, а 29.06.1990 выписан из стационара. В указанное время истцу произведена операция по <данные изъяты>. Смирнову Г.Е. установлен диагноз - <данные изъяты>.

Согласно справки от 08.06.2020, выданной ГУ-Управлением Пенсионного Фонда России по <адрес> с 28.10.1991 Смирнов Г.Е. являлся получателем социальной пении по инвалидности по категории "ребенок-инвалид".

С 21.01.2003 истец являлся получателем социальной пенсии по III-й группе инвалидности по категории "инвалидность с детства".

С 01.05.2004 по 01.02.2008 истец являлся получателем страховой пенсии по инвалидности третьей группы по категории "инвалидность с детства", о чем имеются акты освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы от 29.11.2000, от 22.01.2003, от 20.01.2004, от 20.01.2005, от 16.01.2006, от 17.01.2007, от 23.01.2008.

В 2008 году, при очередном освидетельствовании, истцу инвалидность не была установлена.

26.06.2020 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России поступило направление на медико-социальную экспертизу Смирнова Г.Е.

23.07.2020 в бюро № 15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России первично проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение: инвалидность не установлена.

Кроме того, истец был заочно освидетельствован в порядке контроля в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 16.09.2020- 17.09.2020. По результатам проведенной медико-социальной экспертизы ранее вынесенное решение подтверждено: инвалидность не установлена.

Данные решения были обжалованы истцом в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

15.10.2020 - 19.10.2020 в экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в порядке обжалования проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решения бюро № 15 и экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России были подтверждены: инвалидность не установлена.

Во время установления групп инвалидности (ежегодно) истец был трудоустроен, до настоящего времени систематически обращается в поликлинику по месту жительства и в <данные изъяты>.

В связи с этим считает указанное решение незаконным и необоснованным, нарушающим его права на социальную защиту и социальное обеспечение, просит признать недействительным решение бюро № 15 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июля 2020 года и обязать признать Смирнова Г.Е. инвалидом.

Истец Смирнов Г.Е. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика, действующий по доверенностям Попов А.В., с иском не согласился, представлены письменные возражения. Полагает, что заявленные исковые требования являются необоснованными и недоказанными.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.8) установил, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в том числе, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 № 772), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2).

Названными Правилами установлено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п.3). Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (п.5). Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности (п.7). Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п.9).

В пунктах 21, 22 Правил указано, что в главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

В силу п. п. 25, 26, 29 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро (п.42 Правил). Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 43 Правил). Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 45 Правил). Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.46 Правил).

Согласно «Классификаций и критерий, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015г. № 1024н, классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (п.1).

В п. 3 «Классификаций и критерий» указаны основные виды стойких расстройств функций организма человека.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов (п. 4 «Классификаций и критерий»). К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека: а) способность к самообслуживанию, б) способность к самостоятельному передвижению, в) способность к ориентации, г) способность к общению, д) способность контролировать свое поведение, е) способность к обучению, ж) способность к трудовой деятельности (п.5 «Классификаций и критерий»).

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (п.7 «Классификаций и критерий»).

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты (п.8 «Классификаций и критерий»).

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.12 «Классификаций и критерий»).

Таким образом, основанием для установления инвалидности является не только наличие заболевания, но и его последствия, которые полностью или частично ограничивают способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом», Постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом» и Письмом Минтруда России от 31.03.2020 № 13-4/10/П- 2807 о принятии мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации проведение медико- социальной экспертизы осуществляется в заочном порядке.

При проведении медико-социальной экспертизы на основании комплексного анализа медицинских, медико-экспертных документов выявлено наличие стойких незначительных нарушений функций организма (сенсорных - зрительных), не приводящих к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не требующих мер социальной защиты и не дающих основания для определения группы инвалидности.

На основании пояснении сторон, справок, актов, протоколов, направлений, выписок из медицинской карты, заключения судебной медико-социальной экспертизы, имеющихся в деле, судом установлено, что решением бюро № 15 - филиала ФКУ "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" от 23 июля 2020 года истцу отказано в установлении инвалидности.

В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что 13.06.1990 поступил в стационар <данные изъяты>, а 29.06.1990 выписан из стационара. В указанное время истцу произведена операция по <данные изъяты>. Смирнову Г.Е. установлен диагноз - <данные изъяты>.

Согласно справки № 359345/20 от 08.06.2020, выданной ГУ-Управлением Пенсионного Фонда России по <адрес> с 28.10.1991 Смирнов Г.Е. являлся получателем социальной пении по инвалидности по категории "ребенок-инвалид".

С 21.01.2003 истец являлся получателем социальной пенсии по III-й группе инвалидности по категории "инвалидность с детства".

С 01.05.2004 по 01.02.2008 истец являлся получателем страховой пенсии по инвалидности третьей группы по категории "инвалидность с детства", о чем имеются акты освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы от 29.11.2000, от 22.01.2003, от 20.01.2004, от 20.01.2005, от 16.01.2006, от 17.01.2007, от 23.01.2008.

В 2008 году, при очередном освидетельствования, истцу инвалидность не была установлена.

26.06.2020 в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России поступило направление на медико-социальную экспертизу Смирнова Г.Е.

23.07.2020 в бюро № 15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России первично проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой вынесено решение: инвалидность не установлена.

Истец Смирнов Г.Е. был заочно освидетельствован в порядке контроля в экспертном составе № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 16.09.2020 - 17.09.2020. По результатам проведенной медико-социальной экспертизы ранее вынесенное решение подтверждено: инвалидность не установлена.

Данные решения были обжалованы истцом в федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России).

15.10.2020 - 19.10.2020 в экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в порядке обжалования проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решения бюро № 15 и экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России были подтверждены: инвалидность не установлена.

По ходатайству представителя ответчика определением суда от 04.12.2020 назначена судебная медико-социальная экспертиза.

В соответствии с заключением судебной медико-социальной экспертизы № 05/2021 ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России от 04.02.2021у Смирнова Геннадия Евгеньевича на момент его освидетельствования в бюро №15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.07.2020, в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 16.09.2020-17.09.2020, в экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 15.10.2020-19.10.2020 имелась 1 степень (незначительная) выраженности стойких нарушений функций организма, установленных с применением разделаII «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральных государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019 №585-н.

Согласно выводам экспертов у Смирнова Г.Е. на момент его освидетельствования в бюро №15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.07.2020, в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 16.09.2020-17.09.2020, в экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 15.10.2020 - 19.10.2020 не имелось ограничений жизнедеятельности (в соответствии с разделом III «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико- социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.19 №585-н.

Как следует из заключения экспертизы у Смирнова Г.Е. на момент его освидетельствования в бюро № 15 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 23.07.2020, в экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 16.09.2020-17.09.2020, в экспертном составе № 12 смешанного профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 15.10.2020-19.10.2020 оснований для установления группы инвалидности не имелось.

Принимая во внимание заключение судебной экспертизы, проанализировав содержание указанного заключения, суд считает, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку эксперты предупреждены об ответственности по ст. 307 УК РФ, заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов приводятся соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, основываются на исходных объективных данных, выводы экспертов обоснованы документами, представленными в материалы дела.

Данное экспертное заключение принимается во внимание как относимое и допустимое доказательство, не вызывающее у суда каких-либо сомнений, кроме того, суд учитывает, что ходатайство о назначении повторной либо дополнительной экспертизы истцом в суде не заявлялось, заключение истцом не оспорено.

Оценивая совокупность предоставленных доказательств, суд приходит к выводам о том, что оспариваемое решение вынесено на основании анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов, данных объективного осмотра специалистов МСЭ, проведенного ранее в отношении истца, сведений о проведенном лечении, данных динамического наблюдения лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства. Выявлены стойкие незначительные нарушения функций организма, установленных с применением разделаII «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральных государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019 №585-н, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не вызывают необходимости в мерах социальной защиты и не дают оснований для установления группы инвалидности в соответствии с нормативными правовыми документами: Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 р. I п.3, р. II п.5,7 и «Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 р. II п.4, р. III п.5,6,7 № 1024н.п. 11.4.3.1.

Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 29.01.2014 № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, согласно которого (п.10) предоставление государственной услуги осуществляется находящимися в ведении Министерства федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (Федеральным бюро, главными бюро, бюро).

Результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), при определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания - выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, программы реабилитации пострадавшего, при определении нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) - выдача заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отказе в установлении инвалидности - выдача справки о результатах медико-социальной экспертизы (по желанию получателя государственной услуги) (п.11).

Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд считает, что освидетельствование истца было проведено в соответствии с действующим законодательством и оснований для признания незаконными оспариваемого решения не имеется.

Каких-либо доказательств наличия у истца одной из указанных необходимых для установления группы инвалидности степеней выраженности стойких нарушений функций организма, а также ограничения жизнедеятельности последним суду представлено не было.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Смирнова Геннадия Евгеньевича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» о признании незаконным решению Бюро № 15 – Филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» об отказе в установлении инвалидности от 23.07.2020, о возложении обязанности признать инвалидом оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 05 марта 2021 года.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

1версия для печати

2-431/2021 (2-3430/2020;) ~ М-3995/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Геннадий Евгеньевич
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
05.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2020Передача материалов судье
06.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.11.2020Предварительное судебное заседание
27.11.2020Предварительное судебное заседание
27.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.12.2020Предварительное судебное заседание
15.02.2021Производство по делу возобновлено
15.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
05.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2021Дело оформлено
03.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее