2-76/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ФИО8
26 февраля 2021 года <адрес>
Шкотовский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Косцюкевич Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО9
ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к гаражно-строительному кооперативу «Маяк-5» о признании незаконным решение общего собрания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к гаражно-строительному кооперативу «Маяк-5» о признании незаконным решение общего собрания.
В обоснование иска указала, что в 2015 году она совместно со своим супругом ФИО7 Б.М. приобрела гаражный бокс № в ГСК «Маяк-5», ФИО5 являлся членом указанного кооператива. В октябре ДД.ММ.ГГГГ года ФИО5 умер, истица вступила в права наследства и продолжала пользоваться гаражным боксом, хранила в нем свои личные вещи.
В ноябре ДД.ММ.ГГГГ года было установлено, что ворота гаражного бокса № заварены, доступ в него отсутствует, а на воротах имелась надпись об исключении из членов ГСК и необходимости освободить гаражный бокс.
По данному факту истица обратилась в полицию, в ходе проверки по ее заявлению стало известно, что решением общего собрания ГСК, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 исключен из членов ГСК. На заявление истицы, направленное на имя председателя ГСК и полученное им ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения и принятии ее в члены ГСК в порядке ст. 1177 ГК РФ как наследницы умершего члена кооператива, ответ получен не был.
При проведении общего собрания была грубо нарушена процедура, в частности, истица не была уведомлена о его проведении, часть решений, принятых собранием, не была включена в повестку собрания; в протоколе имеются многочисленные исправления, не указано, сколько членов кооператива присутствовало на собрании, имеется ли необходимый кворум и иные нарушения.
В связи с изложенным, истица просила признать незаконным и отменить решение общего собрания гаражно-строительного кооператива «Маяк-5», оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в части исключения ФИО3 из членов ГСК и перераспределения гаражного бокса №; обязать принять истицу в члены ГСК «Маяк-5» и предоставить ей в пользование гаражный бокс №.
В судебном заседании представитель истицы ФИО6 настаивал на удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, изложенные в нем.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в его адрес направлялось извещение о месте и времени слушания дела заказным письмом с уведомлением, о причинах неявки суду не сообщил, с какими-либо ходатайствами не обращался. В соответствии с положениями ст. 165.1 ГК РФ, адресат считается надлежаще извещенным о юридически значимом событии, в связи с чем имеются основания для рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства, учитывая согласие представителя истца.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 181.1 ГК Российской Федерации, решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Статья 181.2 ГК Российской Федерации устанавливает порядок проведения заседания участников гражданско-правового сообщества и принятия им своего решения.
Так, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества (ч. 1 ст. 181.2).
При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания (ч. 2 ст. 181.2).
Проведение заседания участников гражданско-правового сообщества и результаты голосования на заседании, а также результаты заочного голосования подтверждаются протоколом. Протокол составляется в письменной форме, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств, и подписывается в случае проведения заседания председательствующим на заседании и секретарем заседания, а в случае принятия решения в результате заочного голосования - лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавшими результат подсчета голосов (ч. 3 ст. 181.2).
Протокол общего собрания должен содержать в себе следующие сведения:
- дата и время проведения заседания, место проведения заседания;
- сведения о лицах, принявших участие в заседании, и (или) о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании;
- результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
- сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам;
- сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол;
- сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол;
- сведения о лицах, подписавших протокол.
В силу положений ст. 181.3 ГК Российской Федерации, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии со ст. 181.4 ГК Российской Федерации, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
Согласно ст. 181.5 ГК Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
Как следует из содержания иска и не опровергнуто ответчиком, в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО5 был принят в члены ГСК «Маяк-5», так как приобрел гаражный бокс № в указанном кооперативе.
Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу № общего собрания гаражно-строительного кооператива «Маяк-5», гараж № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 исключен из членов ГСК, а также принято решение о перераспределении принадлежавшего ему гаражного бокса.
Данное решение является незаконным по основаниям, предусмотренным ст. 181.4 ГК Российской Федерации, а именно, при его принятии допущены существенные нарушения порядка проведения общего собрания.
В протоколе не указаны сведения о лицах, принимавших участие в собрании, и их количестве; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; из содержания протокола следует, что в общем собрании принимали участие только пять человек – секретарь собрания, заместитель председателя собрания и трое членов правления ГСК; нет сведений о подсчете голосов и о лице, его осуществлявшем.
Кроме того, решение об исключении ФИО3 из членов ГСК принято в августе ДД.ММ.ГГГГ года на том основании, что он длительное время не вносил членские взносы, тогда как он умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-ВС №, то есть, неуплата членских взносов вызвана причиной, не зависящей от воли члена ГСК.
С учетом изложенного, решение общего собрания ГСК «Маяк-5» от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения ФИО3 и перераспределения принадлежащего ему гаражного бокса является незаконным.
Наследницей имущества ФИО3 после его смерти является ФИО2, которой ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство.
В соответствии с ч. 1 ст. 1177 ГК Российской Федерации, в состав наследства члена потребительского кооператива входит его пай. Наследник члена жилищного, дачного или иного потребительского кооператива имеет право быть принятым в члены соответствующего кооператива. Такому наследнику не может быть отказано в приеме в члены кооператива.
Таким образом, ФИО2 подлежит принятию в члены ГСК «Маяк-5» как наследница умершего члена кооператива. Однако оснований для возложения соответствующей обязанности на правление ГСК в судебном порядке оснований не имеется, поскольку с заявлением в ГСК о принятии ее в члены кооператива ФИО2 не обращалась, а отказ в принятии наследника в члены потребительского кооператива прямо запрещен законом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к гаражно-строительному кооперативу «Маяк-5» о признании незаконным решение общего собрания удовлетворить частично.
Признать недействительным решение общего собрания гаражно-строительного кооператива «Маяк-5» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом №, в части исключения ФИО3 из членов гаражно-строительного кооператива «Маяк-5» и перераспределения гаражного бокса №.
Иск в части возложения обязанности принять ФИО2 в члены гаражно-строительного кооператива «Маяк-5» оставить без удовлетворения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>, путем подачи жалобы через Шкотвоский районный суд, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.А. Косцюкевич