РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2021 года Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Багровой А.А.
при секретаре ФИО3
с участием:
административных истцов – ФИО1, ФИО2
представителя административного соответчика администрации г.о. <адрес> – ФИО4 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к главе администрации г.о. Тольятти ФИО5, заместителю главы г.о. Тольятти глава администрации <адрес> ФИО8, администрации г.о. Тольятти об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к главе администрации г.о. Тольятти ФИО5, заместителю главы г.о. Тольятти глава администрации <адрес> ФИО8, администрации г.о. Тольятти о признании незаконным решение главы г.о. Тольятти ФИО8 № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении публичного мероприятия в форме пикетирования.
В обоснование заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились к главе г.о. Тольятти ФИО6 с уведомлением о проведении публичных мероприятий на территории г.о. Тольятти в форме пикетирования с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций (агитационных кубов - 2х2 метра).
ДД.ММ.ГГГГ получено письмо № № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя главы городского округа Тольятти - главы администрации <адрес> городского округа Тольятти ФИО8 из которого следует, что в соответствии с пп. 4 п. 2.13 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейших мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» ограничено до особого распоряжения проведение на территории <адрес> театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. На основании вышеизложенного, предложено провести запланированное публичное мероприятие после снятия ограничительных мер.
Таким образом, ФИО1, ФИО2 считают, что в проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, запланированного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> городского округа Тольятти – отказано.
Считают данный отказ нарушает гарантированные права и свободы административных истцов, а также является незаконным, немотивированным и подлежащим отмене.
На основании вышеизложенного просят административные исковые требования удовлетворить:
-признать отказ (решение) заместителя главы г.о. ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;
-обязать главу г.о. Тольятти ФИО6 устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть уведомление ФИО1 и ФИО2 о проведении публичного мероприятия (пикетов) на территории г.о. Тольятти.
Административные истцы в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Также указали, что в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ обязались соблюдать положения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>».
Административные ответчики - глава администрации г.о. Тольятти ФИО5, заместитель главы г.о. Тольятти глава администрации <адрес> ФИО8 в судебном заседании не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель административного соответчика администрации г.о.Тольятти - ФИО4 действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Также пояснила, что из содержания понятия «пикетирование» следует, что публичное выражение мнений при проведении публичного мероприятия в форме пикетирования осуществляется путем размещения большого количества граждан у пикетируемого объекта. Местами проведения публичного мероприятия организатором выбраны и указаны в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ районы, где предполагается нахождение и скопление большого количества людей: торговые центры, рынок, остановки общественного транспорта, пешеходный переход.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.
Согласно статье 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.
Согласно части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели. С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства (пункт 9).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского округа Тольятти ФИО6, ФИО9 и ФИО2 направлено уведомление о проведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по адресам, указанным в настоящем уведомлении, публичного мероприятия в форме пикетирования, с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций (агитационный куб, 2х2 метра).
Из ответа заместителя главы городского округа Тольятти - главы администрации <адрес> городского округа Тольятти ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № № следует, что в соответствии с пп. 4 п. 2.13 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейших мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес> ограничено до особого распоряжения проведение на территории <адрес> театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. На основании вышеизложенного, предложено провести запланированное публичное мероприятие после снятия ограничительных мер.
Таким образом, административным истцам не отказано в проведении заявленных публичных мероприятий, а предложено провести запланированное публичное мероприятие после снятия ограничительных мер.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу "М. против Российской Федерации", от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в числе прочего:
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. «а» п.1);
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. «м» п.1);
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подп. «у» п.1);
- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подп. «ф» п.1).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" и от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации и постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации распоряжением в соответствии с п.п.4 п.2.13 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейших мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории <адрес>» ограничено до особого распоряжения проведение на территории <адрес> театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий.
Согласно Перечню социально значимых заболеваний и перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 715 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, распространение которой может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Пикетирование (в том числе одиночное), являясь формой публичного массового мероприятия, направлено на привлечение внимания значительного количества граждан, что не соответствует мерам по минимизации контакта между людьми в условиях распространения короновирусной инфекции.
Доводы о том, что пикетирование как самостоятельный вид публичного мероприятия не подпадает под категорию массовое мероприятие, суд признает не состоятельным поскольку в силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
По смыслу закона, пикетирование осуществляется в целях привлечения внимания к пикетируемому объекту, который должен быть тематически связан с целью проведения публичного мероприятия, раскрывать его содержание и задачи.
Таким образом пикетирование также предполагает массовое скопление граждан.
Кроме того, доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения о проведении запланированного публичного мероприятия после снятия ограничительных мер, является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оно не является отказом в проведении публичного мероприятия и не нарушает конституционных прав административных истцов.
Основанием для указанного предложения, являлись обстоятельства, вызванные распространением новой короновирусной инфекции и направленно на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Учитывая изложенное, в удовлетворения административного иска, следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к главе администрации г.о. Тольятти ФИО5, заместителю главы г.о. Тольятти глава администрации <адрес> ФИО8, администрации г.о. Тольятти об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Багрова
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.А. Багрова