РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2014 г. город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего –Бездетновой А.С.,
при секретаре – Щепотине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО2 о признании незаконным распоряжения министерства труда и социальной защиты <адрес> и включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения министерства труда и социальной защиты Тульской области и включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование заявленных требований указал, что он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался и обучался в ГОУ ТО «Тульская областная школа-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» и находился на полном государственном обеспечении. Дом, в котором он был зарегистрирован по месту жительства, признан непригодным для проживания. В его собственности жилых помещений не имеется, что подтверждают справки из ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и Управления Росреестра по Тульской области. Однако на его обращение в министерство труда и социальной защиты Тульской области распоряжением № 97-р от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, со ссылкой на то, что им пропущен пресекательный срок до достижения 23-летнего возраста для обращения за получением жилья. Считает, что со стороны органов опеки и попечительства и местной администрации по адресу его регистрации было допущено бездействие, выразившееся в неразъяснении ему и несодействии в собирании и своевременном предоставлении документов для получения жилья. Просил признать незаконным распоряжение № 97-р от ДД.ММ.ГГГГ министерства труда и социальной защиты Тульской области об отказе ему во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать включить его в указанный список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании заявитель ФИО2 и его представитель по доверенности ФИО4 заявление поддержали по основаниям, в нем изложенным, просили удовлетворить заявленные требования. При этом заявитель ФИО2 указал, что в период обучения в ГОУ ПО № его сокурсники занимались вопросами жилья, но ему никто не разъяснял такую возможность, необходимость написания заявлений, документов об отсутствии у него жилья по роспись ему не предоставляли и порядок его действий для постановки на очередь для получения жилья ему не разъясняли. По окончании этого учебного заведения ему были выданы документы об образовании, и он был предоставлен сам себе, никто о нем не заботился, никто ему не помогал, и он вынужден был зарабатывать себе на жизнь, проживал временно у своего приятеля в <адрес>.
Представитель заинтересованного лица министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности ФИО5 просила в удовлетворении заявления ФИО2 отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен заявительный порядок для обращений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период достижения этими лицами 18 лет до достижения возраста 23 лет. ФИО2 обратился по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ г., то есть по достижении 25-летнего возраста. Сведений о том, что до достижения 23-летнего возраста он обращался по вопросу постановки его на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилья, в органы местного самоуправления либо в органы опеки и попечительства, не имеется. При этом органами опеки и попечительства по месту регистрации ФИО2 и местной администрацией было проведено обследование закрепленного за ним жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр. Задонье, <адрес>, постановлением главы администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № данное жилое помещение было признано непригодным для проживания. В 2007 г. комитет по обращению администрации муниципального образования <адрес> обращался в ГОУ «Профессиональный лицей № 26» с информацией о признании жилого помещения, закрепленного за ФИО2, непригодным для проживания и необходимости личного обращения ФИО2 в орган опеки и попечительства с заявлением о постановки его на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В возрасте 19 лет ФИО2 окончил данное учебное учреждение, являлся полностью дееспособным, но не обращался как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу постановки его на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель заинтересованного лица Государственного профессионального образовательного учреждения <адрес> «Тульский колледж строительства и отраслевых технологий», являющегося правопреемником ГОУ ПО № 26, в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве указал, что дети-сироты при поступлении и окончании их учреждения проинформированы о своих правах, в том числе и о праве на получение жилья от государства. Сотрудники образовательного учреждения никогда не отказывают в помощи и советами своих выпускников, в течение всего времени обучения в учреждении дети-сироты находятся под пристальным вниманием руководства учреждения, в учреждении работает юрисконсульт. Однако действующим законодательством на учреждение не возложена обязанность быть законным представителем лиц данной категории, достигших 18 лет после окончания обучения.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в территориальный отдел по <адрес> министерства труда и социальной защиты Тульской области о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № 97-р министра труда и социальной защиты Тульской области ФИО2 было отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Давая оценку правомерности отказа министерства труда и социальной защиты Тульской области во включении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч.2 данной статьи.
Пунктом 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ г.) предусматривалось предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ г.), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно представленным документам, за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющимся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец умер, а мать была лишена родительских прав, постановлением главы Донского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, мкр. Задонье, <адрес>.
Из акта обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ г., проведенному работниками отдела опеки и попечительства администрации Донского муниципального образования, следует, что специалистами опеки и попечительства проверялось состояние жилого помещения, закрепленного за ФИО2
Согласно акту обследования указанного жилого помещения межведомственной комиссией № от ДД.ММ.ГГГГ г., проведенному по заявлению председателя комитета по образованию, конструктивные элементы здания находятся в ветхом состоянии, рекомендовано признать дом непригодным для проживания.
Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Донского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес>, мкр. Задонье, <адрес>, признано непригодным для проживания.
Согласно сведениям, представленным Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области, прав на недвижимое имущество заФИО2 не зарегистрировано.
Между тем, в соответствии с п.9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23-х лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ с учетом их изменений распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного закона, в случае, если перечисленные выше лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
В силу требований приведенных норм закона право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23-х лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-х летнего возраста.
Вместе с тем, как усматривается из поясненийФИО2в судебном заседании, по достижении совершеннолетия и до 23-х лет он в органы местного самоуправления либо в органы опеки и попечительства по вопросу предоставления специализированного жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, не обращался.
Объективных причин, которые бы препятствовали заявителю своевременно обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не установлено, в связи с чем оснований для признания незаконным распоряжения министра труда и социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 97-р не имеется.
Судом проверялись доводы ФИО2 и его представителя ФИО4 о том, что со стороны органов опеки и попечительства имело место бездействие в оказании ему помощи в реализации своих жилищных прав, и опровергнуты в ходе судебного разбирательства.
Так, представленными суду актами обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что свои обязанности по защите прав ФИО2 как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства исполнял, поскольку данные обследования жилого помещения, закрепленного за ФИО2 были проведены по инициативе органа опеки и попечительства МО <адрес>, по результатам закрепленное за заявителем жилое помещение признано непригодным для проживания.
В связи с этим начальником сектора опеки и попечительства ДД.ММ.ГГГГ в адрес учебного учреждения ГОУ «Профессиональный лицей № 26» было направлено письмо с приложением копии данного акта с целью информирования ФИО2 о порядке реализации им своего права на обеспечение жилым помещением.
Однако, как следует из пояснений классного руководителя ФИО2 в ГОУ «Профессиональный лицей № 26» ФИО6 и социального педагога ФИО7, ФИО2, будучи надлежащим образом информированным о возможности получения жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интереса к данному вопросу в период обучения не проявлял, отличался также плохим поведением и отсутствием интереса к учебному процессу.
При этом в ходе рассмотрения дела по существу заявитель ФИО2 по существу не отрицал того факта, что в ходе обучения в ГОУ ПО № ему стало известно о возможности получения жилья.
Кроме того, согласно представленной территориальным отделом министерства труда и социальной защиты <адрес> информации от ДД.ММ.ГГГГ в письме за № органом опеки и попечительства были предприняты попытки уведомить ФИО2 о необходимости обращения в жилищные органы через его дальнюю родственницу, проживающую в <адрес>. В беседе с родственницей было установлено, что ей на протяжении длительного времени ничего не известно о местонахождении ФИО2 Данный гражданин является единственным, жилое помещение которого признано непригодным для проживания, не вставшим на учет в учетный орган (сектор учета и распределения жилья) с целью обеспечения его жилой площадью.
Таким образом, оснований для признания наличия бездействия органов опеки и попечительства в исполнении обязанностей по обеспечению права ФИО2 на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое послужило бы причиной нереализации заявителем свои прав, не имеется.
Не было допущено нарушений и порядка рассмотрения заявления ФИО2 о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии спунктом 1настоящей статьи (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 8-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 820-ЗТО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>" учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, осуществляется органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства), путем формирования (ведения) списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями) в соответствии с частью 1 статьи 9-1 настоящего Закона.
В силу положений ст. 8-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 820-ЗТО заявление о включении лиц, указанных в части 6 статьи 3 настоящего Закона, в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подается законными представителями указанных лиц в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет оснований предоставления им жилых помещений, указанных в пункте 6 части 1 статьи 1 настоящего Закона, в орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, по месту жительства ребенка. С заявлением, указанным в настоящей части, вправе самостоятельно обратиться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ. Форма заявления устанавливается органом исполнительной власти области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства.
Решение о включении лиц, указанных в части 6 статьи 3 настоящего Закона, в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, либо об отказе им во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - решение), принимается органом исполнительной власти области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства. Решение принимается не позднее 30 дней со дня поступления документов, указанных в части 2 настоящей статьи. О принятом решении орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, уведомляет лиц, указанных в части 2 настоящей статьи.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, порядок рассмотрения министерством труда и социальной защиты <адрес> заявления ФИО2, был соблюден, решение по заявлению ФИО2 было принято в установленный вышеназванными нормативными актами срок, о чем было сообщено заявителю.
В связи с изложенным оснований для признания незаконными распоряжения министра труда и социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 97-р не имеется, и отсутствуют основания для удовлетворения заявления ФИО2
Руководствуясь положениями ст.ст. 192-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░