09 июля 2013 г.
Рославльский городской суд в составе:
председательствующего: Богдановой Е.А.
при секретаре: Базененковой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рославльского межрайонного прокурора к Администрации МО «<адрес>» <адрес> о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Рославльский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении обязанности по оборудованию входа в здание, занимаемого <данные изъяты> пандусом и поручнями, ссылаясь на то, что в нарушение положений Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в вышеуказанном здании отсутствуют специальные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика- Администрации МО «<адрес>» Белявский Р.В. исковые требования не признал и пояснил, что обязанность установить пандусы и поручни при входе в здание структурного подразделения Муниципального учреждения культуры «<данные изъяты>» <данные изъяты> СДК должна быть возложена не на администрацию, а на структурное подразделение - Муниципальное учреждение культуры <данные изъяты>», которое занимает объект недвижимости на праве оперативного управления. Установка пандуса возможна при наличии денежных средств, которые будут выделены по заявке МБУ «<данные изъяты> <данные изъяты>».
Представитель комитета по культуре, спорту и молодежной политике администрации МО «<адрес>» Цурков В.А. полагает исковые требования обоснованными, однако, указанные действия должен выполнить МБУ культуры «<данные изъяты>», поскольку здание СДК находится у данного учреждения в оперативном управлении.
Представитель Муниципального бюджетного учреждения культуры <данные изъяты>» Таросян И.А. полагает требования прокурора обоснованными и не возражает в их удовлетворении.
Суд, заслушав стороны, 3-их лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры ( жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений- объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (приняты Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2011 года № 73).
В силу ч.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст.72 п. «ж» ч.1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного у населению уровня власти в переделах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ (ст.ст.2,7,18,19).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Судом установлено, что расположенное по адресу: <адрес>, административное здание находится в муниципальной собственности, в котором расположен объект социальной инфраструктуры - Структурное подразделение Муниципального учреждения культуры <данные изъяты> <данные изъяты>» <данные изъяты> СДК, занимающее указанный объект недвижимости на праве оперативного управления.
Вход в указанное здание в нарушение требований действующего закона не оборудован пандусом, а также поручнями в соответствии со СНиП 35-01-2001, что нарушает права инвалидов.
Суд приходит к выводу, что администрация МО «<адрес>» <адрес> является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.
Ссылка администрации МО «<адрес>» <адрес> о необходимости возложения обязанности по оборудованию входа в здание специальными приспособлениями для доступа инвалидов непосредственно на структурное подразделение Муниципального бюджетного учреждения культуры <данные изъяты> <данные изъяты>», которое расположено в данном здании на праве оперативного управления несостоятельна, поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в силу прямого указания закона на собственников объекта социальной инфраструктуры.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> установить пандусы и поручни при входе в здание структурного подразделения Муниципального бюджетного учреждения культуры «<данные изъяты> СДК.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд.
Судья Е.А.Богданова