Дело №
24RS0№-32
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2021 года Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кеуш С.Ю.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Россельхознадзора по <адрес> к Алексеенко ФИО4 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Россельхознадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО1, требуя обязать ответчика разработать проект рекультивации нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, южнее д. Ермолаево, согласно требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; провести рекультивацию на нарушенном земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № согласно разработанному проекту в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (далее - Управление) на основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ №-П-2-118 в отношении гражданина ФИО1 была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки информации о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде на земельном участке сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №. В ходе проведенной проверки установлено следующее: участок № - плодородный слой почвы (ПСП) и низлежащие горизонты светлого цвета на осматриваемом участке отсутствуют; участок № - по профилю отсутствуют низлежащие горизонты светлого цвета и частично извлечена песчано-гравийная смесь, т.е участок с частично выработанным пространством, является действующей карьерной выемкой, на дне которой видны следы протекторов шин (т.е систематически используется); условный участок № представляет собой отработанную выемку глубиной 4,43 м, в которой отсутствует ПСП и низлежащие горизонты; на земельном участке с кадастровым № (является частью участка № общей площадью 18721,0 кв.м.), установлено отсутствие плодородного слоя почвы на площади 1096,40 кв.м., в результате полевых работ закоординирована нарушенная площадь в результате добычи ПГС общей площадью 9934,50 кв.м. Ответчиком в нарушение требований природоохранного законодательства при выявлении Россельхознадзором нарушений не проведена рекультивация нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения согласно требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель».
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167, ст. 233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит иск Управления Россельхознадзора по <адрес> подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Земельного кодекса РФ нормативно-правовые акты земельного законодательства основываются на принципах приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ - лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенные использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 8 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земе ч, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, определен в стоимостной форме в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 года № 238, зарегистрированной в Минюсте РФ 07.09.2010 № 18364, и составил 281900000 (двести восемьдесят один миллион девятьсот тысяч)рублей
Согласно ч. 3 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В соответствии с п. 8.11 Типового положения о территориальном oprat. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 04.10.2012 № 527, а так же п. 9.11 Положения об Управлении, утвержденного приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 № 213, Управление в установленной сфере деятельности взыскивает штрафы и предъявляет иски на возмещение нанесенного ущерба,
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Согласно Положению «О государственном земельном надзоре», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", государственный земельный надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Россельхознадзора, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ от 04.10.2012 № 527, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на вверенной ему территории.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым № сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства общей площадью 14081 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, южнее д. Ермолаево, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности ФИО1
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (далее - Управление) на основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ №-П-2-118 в отношении гражданина ФИО1 была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки информации, указанной в мотивированном представлении от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора отдела государственного земельного надзора, по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с правообладателем земельного участка, о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде на земельном участке сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №.
В рамках документарной проверки собственнику земельного участка направлен мотивированный запрос исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении: проекта на разработку карьера по добыче ПГС на земельном участке с кадастровым номером №; календарного плана работ; утвержденного плана рекультивации земельного участка с кадастровым номером №.
Вышеуказанные документы ФИО1 представлены не были.
Документарная проверка проведена на основании имеющихся материалов планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в <адрес>, в соответствии с плановым (рейдовым) заданием от ДД.ММ.ГГГГ № на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-П-5-118.
Актом № от ДД.ММ.ГГГГ планового (рейдового) осмотра, обследования зафиксировано следующее.
Осмотр земельного участка с кадастровым номером № проводился ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого установлено, что по периметру земельный участок не огорожен, границы участка в натуре не вынесены, доступ свободный, здания и сооружения на участке отсутствуют, на территории земельного участка в результате добычи полезных ископаемых нарушен почвенный покров и низлежащие горизонты почвы. Осмотр начат с северо-восточной части земельного участка с кадастровым №, прилегающего к сосновому бору. Вдоль северо-восточной границы участка имеется почвенный покров, заросший травянистой растительностью (соломенного цвета). Участок представляет собой карьерную выемку, с северо-восточной стороны, ограниченную откосом, а с южной и западной сторон - бортом карьера. Внутри выемки имеется терраса, подготовленная для дальнейшей добычи ПГС, представляющая собой площадку, на которой отсутствует ПСП и низлежащий горизонт светлого цвета (установлено по разрезу, где прослеживается почвенный профиль).
Для удобства осмотра и отбора почвенных проб земельный участок условно разбит на несколько участков.
Участок № общей площадью 5979,08 кв.м. Следуя по северо-восточной границе нарушенного участка зафиксирована (спланированная) терраса, на дне которой четко выражены следы от протекторов спецтехники, путем механического воздействия нарушен почвенный профиль. В восточной стороне по стене откоса прослеживаются почвенные горизонты. Плодородный слой почвы (далее по тексту ПСП), образованный при формировании почв, и составляющий почвенный профиль, отделен от поверхности земли, изменено его пространственное расположение. Плодородный слой почвы (ПСП) и низлежащие горизонты светлого цвета на осматриваемом участке № отсутствуют. Мощность плодородного слоя почвы на юго-восточной стороне участка измерена мерной лентой и составила 45 см, глубина террасы составила 2,2 м. Далее за террасой находятся отвалы почвы в форме вытянутого бурта светлого цвета (по северной части участка), которые частично сдвинуты на смежный земельный участок с кадастровым №.
Участок № площадью 2859,01 кв.м. находится в юго-западной части участка и представляет собой глубокую выемку, где по борту карьера (по почвенному профилю) установлено, что ПСП, образованный, при формировании ночв, на осматриваемой площади участка № отсутствует, т.е. отделен от поверхности земли, изменено его пространственное расположение. По профилю отсутствуют низлежащие горизонты светлого цвета и частично извлечена песчано-гравийная смесь, т.е. участок с частично выработанным пространством, является действующей карьерной выемкой, на дне которой видны следы протекторов шин (т.е. систематически используется). Глубина карьерной выемки составляет - 5,38 метра.
Участок № общей площадью 18721,40 кв.м. расположен на двух земельных участках (на участке с кадастровым № на площади 1096,40 кв.м в северо-западной стороне и на участке с кадастровым № на площади 17625,0 кв.м.). Условный участок № представляет собой отработанную выемку глубиной 4,43 м, в которой отсутствует ПСП и низлежащие горизонты, расположенную в северо-западной стороне земельного участка с кадастровым № и доходящую до северной границы участка с кадастровым №. С запада ограничена накатанной дорогой, отсыпанной песчано-гравийной смесью, на которой имеются оттиски протекторов шин (дорога систематически используется).
На земельном участке с кадастровым № отобраны четыре объединенные почвенные пробы, каждая из которых состоит из пяти точечных проб в соответствии с требованиями ГОСТ 28168-89, ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-84, ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-83 (протокол отбора №) с целью исследования почвенных образцов на содержание в почве органического вещества (гумус), кислотности, содержания подвижного фосфора, обменного калия, гранулометрического состава. Для установления наличия либо отсутствия факта порчи почв при проведении земляных работ на исследуемой части земельного участка с кадастровым номером № проведено сравнение результатов исследований почвенных образцов №, №, № по отношению к контрольному (фоновому) почвенному образцу № по данным протоколов испытаний от ДД.ММ.ГГГГ № (9074-9077).
При сравнении результатов исследований образца № (участок 1 площадью 5979,08 кв.м.) по отношению к контрольному (фоновому) почвенному образцу № установлено существенно низкое содержание основных питательных элементов, повышенная щелочность, что свидетельствует о наличии в почвах подстилающих материнских пород. Согласно таблице классификации гранулометрического состава почв, исследуемый контрольный (фоновый) образец почвы № по процентному соотношению механических фракций глины 32,5% и песка 56,2% относится к среднесуглинистому типу почв. Образец почвы № (нарушенный участок 1) по процентному соотношению механических элементов фракций камней и гравия 40,6%, песка 59,4%, отсутствию фракций физической глины мелкого песка и крупной пыли представляет собой малоплодородный каменистый (галечниково-песчаный аллювиальный) грунт, который не является плодородным слоем почвы.
Присутствие каменисто-гравийных фракций придает почвам неблагоприятные физические свойства, а именно провальную водопроницаемость, отсутствие водоподъёмной способности и низкую влагоемкость затрудняет использование сельскохозяйственных машин и орудий, является механическим препятствием для роста и развития растений.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ экспертом сделан вывод о том, что по результатам исследований образца №, отобранного на нарушенной площади 5979,08 кв.м., участка №, в границах земельного участка с кадастровым № установлено отсутствие плодородного слоя почвы.
При сравнении результатов исследований образца № (участок №, площадью 2859,01 кв.м.) по отношению к контрольному (фоновому) почвенному образцу № установлено существенно низкое содержание основных питательных элементов, повышенная щелочность, свидетельствует о наличии в почвах подстилающих материнских пород.
Согласно результатам гранулометрического состава почв, исследуемый образец почвы № (нарушенный участок 2) по процентному соотношению механических элементов фракций камней и гравия 77,3%, песка 22,7%, отсутствию мелкодисперсных фракций: физической глины, мелкого песка и крупной пыли представляет собой малоплодородный каменистый (галечниково-песчаный аллювиальный) грунт, который не является плодородным слоем почвы.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ экспертом сделан вывод о том, что по результатам исследований почвенного образца № на нарушенной площади 2859,01 кв.м., участка №, в границах участка с кадастровым номером 24:04:0301002:697 установлено отсутствие плодородного слоя почвы.
При сравнении результатов исследований образца № отобранного с Участка 3 (площадь земельного участка с кадастровым № 24:04:0301002:697 составляет 1096,40 кв.м. от общей площади 18721,0 кв.м.), по отношению к контрольному (фоновому) почвенному образцу № установлено существенно низкое содержание основных питательных элементов, повышенная щелочность, свидетельствует о наличии в почвах подстилающих материнских пород.
Согласно таблице классификации гранулометрического состава почв, исследуемый контрольный (фоновый) образец почвы № по процентному соотношению механических фракций глины 77,4% и песка 22,6% относится к среднесуглинистому типу почв.
Образец почвы № (участок 3) по процентному соотношению механических элементов фракций камней и гравия 76,7%, песка 23,3%, отсутствию фракций физической глины, мелкого песка и крупной пыли представляет собой малоплодородный каменистый (галечниково-песчаный аллювиальный) грунт, который не является плодородным слоем почвы.
По результатам исследований образца №, отобранной с площади 1096,40 кв.м. земельного участка с кадастровым № (является частью участка № общей площадью 18721,0 кв.м.), установлено отсутствие плодородного слоя почвы на площади 1096,40 кв.м. земельного участка с кадастровым номером №.
В результате полевых работ на участке с кадастровым № закоординирована нарушенная площадь в результате добычи ПГС общей площадью 9934,50 кв.м. (Согласно Приложению № экспертного заключения ООО «ГеоМАКС» от ДД.ММ.ГГГГ).
При наложении координат точек условных участков № площадью 5979,08 кв.м, № площадью 2859,01 кв.м., и части участка № площадью 1096,40 кв.м., (согласно экспертному заключению ООО «ГеоМАКС» от ДД.ММ.ГГГГ), зафиксированных ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что нарушенная площадь земельного участка с кадастровым № в результате добычи ПГС за период с мая ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ увеличилась с 7800 кв. м до 9934,5 кв.м., т.е. на 2134,5 кв.м.
Таким образом, гражданином ФИО1 при осуществлении внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, действующим на момент проверки, утвержден порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно письму министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ заявление о выдаче разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на земельном участке с кадастровым №, в министерство не поступало. Разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях с/х назначения, предусмотренным постановлением <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ, министерством не выдавалось.
Из вышеизложенного следует, что ФИО1, являясь собственником земельного участка с/х назначения с кадастровым № общей площадью 14081 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, южнее д. Ермолаево, предназначенного для сельскохозяйственного производства, допущено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы при проведении работ по добыче песчано-гравийной смеси. В результате проведения вышеуказанных работ, плодородный слой почвы уничтожен на площади 9934,5 кв.м (условные участки. №, № и частично уч. № в границах земельного участка с земельного участка с кадастровым номером № на план-схеме).
Земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, на котором отсутствует плодородный слой почвы площадью 14081 кв.м (уч.№, уч. № и частично уч. № на план-схеме приложение 6 экспертного заключения ООО «ГеоМАКС» от ДД.ММ.ГГГГ) приведен в состояние, непригодное для использования в сельскохозяйственных целях. Вышеуказанная часть земельного участка находится в состоянии, исключающем ее использование в сельскохозяйственных целях без проведения рекультивации.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ №, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ. Составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении собственника земельного участка с кадастровым № гр. ФИО1 По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № и материалов дела постановлением Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № гражданин ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - не выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения.
Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ и документы по результатам контрольнонадзорных мероприятий гр. ФИО1 дважды не получил (возвратились в Управление по истечении срока хранения).
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №. Актом № от ДД.ММ.ГГГГ планового (рейдового) осмотра, обследования зафиксировано следующее.
ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, который является смежным с земельным участком с кадастровым №.
При наложении координат точек нарушенной площади, зафиксированных ДД.ММ.ГГГГ, расположенных в границах земельного участка с кадастровым № и частично за его пределами (условный участок №) на план-схему нарушенной площади, зафиксированную ДД.ММ.ГГГГ, состоящую из условных участков. №, № и частично уч. № в границах земельного участка с кадастровым номером №, установлено, что в результате добычи ПГС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нарушенная площадь увеличилась с 9934,5 до 14095 кв. м, т.е. на 4160,5 кв.м.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым № сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного производства и частично за его пределами, в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы с площади 14095 кв.м., произошло уничтожение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с добычей ПГС на вышеуказанной площади.
Анализируя по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный земельный участок в результате ненадлежащей его эксплуатации приведен в состояние, непригодное для использования в сельскохозяйственных целях. Вышеуказанная часть земельного участка находится в состоянии, исключающем ее использование в сельскохозяйственных целях без проведения рекультивации.
При таких обстоятельствах, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами, земельный участок с кадастровым номером № не должен находиться в состоянии, исключающем его использование в сельскохозяйственных целях, суд полагает необходимым обязать ФИО1 разработать проект рекультивации нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, южнее д. Ермолаево, согласно требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также провести рекультивацию на нарушенном земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № согласно разработанному проекту в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в суд в случаях, предусмотренных законом в защиту государственных и (или) общественных интересов от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Россельхознадзора по <адрес> к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде удовлетворить.
Возложить на ФИО1 обязанность разработать проект рекультивации нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, южнее д. Ермолаево, согласно требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ФИО1 обязанность провести рекультивацию на нарушенном земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № согласно разработанному проекту в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: С.Ю. Кеуш
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Ю. Кеуш