Решение по делу № 2-296/2019 ~ М-205/2019 от 20.03.2019

Дело № 2-296/2019                                                                                            

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бессоновка                                                                             06 мая 2019 года

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Гусаровой Е.В.,

при секретаре Михотиной И.Ф.,

с участием истца Новикова С.Ю., представителя ответчика УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) Лукьяновой Н.В., действующей на основании доверенности № 6/26 от 11 января 2019 года,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова Сергея Юрьевича к УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонному) (далее - УПФР в Бессоновском районе Пензенской области) об отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение пенсии и ее назначении,

УСТАНОВИЛ:            

          Новиков С.Ю. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства:

         19 декабря 2018 года он обратился в УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых взносах» и статьей 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года.

Для включения в специальный стаж были заявлены периоды работы:

- с 29 ноября 1993 года по 14 октября 1994 года - водитель III кл. межхозяйственной пожарной части №1;

- с 14 октября 1994 года по 27 октября 1994 года - пожарный ППЧ 54;

- с 28 октября 1994 года по 06 июля 1997 года - пожарный 23 ПЧ 6 отряда УГПС УВД по охране Бессоновского района;

- с 07 июля 1997 года по 10 декабря 1998 года - водитель 3 кл. в 23 ПЧ 6 отряда УГПС УВД по охране Бессоновского района;

- с 11 декабря 1998 года по 31 декабря 2007 года - пожарный по охране с. Бессоновка;

Управление государственной противопожарной службы реорганизовано в форме присоединения в Министерство по делам ГО и ЧС Пензенской области; Министерство по делам ГО и ЧС Пензенской области переименовано в Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Пензенской области; Управление ЗН и ПБ Пензенской области реорганизовано в форме выделения из него Государственного учреждения Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр»;

- с 01 января 2008 года по 31 декабря 2008 года - <данные изъяты>;

- с 01 января 2009 года по 18 октября 2010 года - <данные изъяты>

- с 19 октября 2010 года по 31 марта 2016 года - <данные изъяты>;

- с 01 апреля 2016 года по 19 декабря 2018 года - <данные изъяты>».

Решением УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) ему отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия льготного страхового стажа 25 лет.

Считает, что отказ ответчика в назначении ему пенсии является незаконным.

Несмотря на то, что в записи его трудовой книжке о принятии на работу в Межхозяйственную пожарную часть с 29 ноября 1993 года на должность водителя III класса не указано, что он был принят водителем автомобиля пожарного, фактически он был водителем пожарного автомобиля, за ним был закреплен пожарный автомобиль.

Его вины в том, что работник, ответственный за ведение трудовых книжек, внес неполную запись, не имеется.

Указал, что в 2004 года в связи с переименованием и отнесением учреждения, в котором он работал, к противопожарной службе субъекта РФ, характер и содержание его профессиональной деятельности не изменились. Обеспечение противопожарной безопасности на территории Бессоновского района Пензенской области в полном объеме возлагалось только на учреждение, где он работал в качестве пожарного. Его трудовые функции, нагрузка, режим рабочего времени, характер работы и должностные обязанности в период с 24 сентября 2004 года по 31 декабря 2007 года относительно предыдущих периодов не изменились, как и не изменился уровень воздействия на него неблагоприятных факторов, т.е. не отпала необходимость в защите риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.

Просил суд отменить решение УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) № 691845/18 от 26 февраля 2019 года; включить в его специальный стаж периоды работы в должности водителя III класса с 29 ноября 1993 года по 14 октября 1994 года в Межхозяйственной пожарной части №1; в должности пожарного с 24 сентября 2004 года по 31 декабря 2007 года в Министерстве по делам ГО и ЧС Пензенской области, Управлении по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Пензенской области, Государственном учреждении Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр»; признать за ним право на назначение страховой пенсии в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера досрочно, обязав УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) назначить ему страховую пенсию с 19 декабря 2018 года.

Истец Новиков С.Ю. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Дополнительно указал, что в спорный период 1993-1994 годы он работал на пожарном автомобиле «ЗИЛ» в организации, в которой он работал в данный период, ему сообщили, что никаких документов о находящихся на балансе транспортных средствах не сохранилось, но свидетели в судебном заседании подтвердили, что он работал на пожарной автомашине.

         Представитель ответчика УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) Лукьянова Н.В. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Указала, что специальный стаж работы Новикова С.Ю. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (19 декабря 2018 года) составил 20 лет 10 месяцев 28 дней. В специальный стаж истца не были включены периоды работы: в межхозяйственной пожарной части №1 в должности водителя 3 класса с 29 ноября 1993 года по 14 октября 1994 года, в Государственном учреждении Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр» в должности пожарного по охране с. Бессоновки с 24 сентября 2004 года по 31 декабря 2007 года. При обращении с заявлением о назначении пенсии Новиковым С.Ю. не было представлено документов, подтверждающих особый характер работы и постоянную занятость на работе с тяжелыми условиями труда в периоды с 29 ноября 1993 года по 13 октября 1994 года, с 24 сентября 2004 года по 31 декабря 2007 года. Согласно справке Государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр» от 23 октября 2018 года № 2069-1-10 к работам, предусмотренным пунктом 18 части первой статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», относятся периоды работы Новикова С.Ю. с 14 октября 1994 года по 06 июля 1997 года в должности пожарного, с 07 июля 1997 года по 10 декабря 1998 года в должности водителя, с 11 декабря 1998 года по 23 сентября 2004 года в должности пожарного. Правом на досрочное назначение пенсии обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ не обладают. После подписания соглашения между МЧС России и Правительством Пензенской области Государственная противопожарная служба присоединена к Министерству по делам ГОЧС Пензенской области (02 августа 2005 года переименовано в Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности, реорганизованного 16 августа 2006 года в государственное учреждение «Пензенский пожарно-спасательный центр»), входящего в структуру Правительства Пензенской области (зарегистрировано 24 сентября 2004 года), а не в структуру МЧС России. 21 ноября 2007 года Правительство РФ постановлением №794 утвердило соглашение между МЧС России и Правительством Пензенской области о передаче полномочий по вопросам организации тушения пожаров вновь в Государственную противопожарную службу МЧС России. Период работы с 24 сентября 2004 года по 31 декабря 2007 года на должностях противопожарной службы Пензенской области не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Свидетель А.П.С. суду пояснила, что она работала в 1993-1994 годах в Межхозяйственной пожарной части № 1 <данные изъяты>. В указанный период там также работал истец водителем пожарного автомобиля.

Свидетель А.В.И. в судебном заседании пояснил, что он работал <данные изъяты> пожарной части в 1993-1994 годах. Новиков С.Ю. в указанный период работал там же на пожарной машине в качестве водителя. Водителей было много, работали посменно, в организации были пожарные машины ЗИЛ-133.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные доказательства и оценив все в совокупности, суд приходит к следующему:

Как следует из материалов дела, истец Новиков С.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено копией паспорта (л.д.8).

19 декабря 2018 года истец Новиков С.Ю. обратился в УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением УПФР в Бессоновском районе Пензенской области (межрайонного) Новикову С.Ю. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием льготного страхового стажа 25 лет. Льготный стаж составил 20 лет 10 месяцев 28 дней (л.д.9).

В судебном заседании с достоверностью установлено и не оспаривалось сторонами, что в специальный стаж Новикова С.Ю. не были включены периоды работы:

- с 29 ноября 1993 года по 14 октября 1994 года - водитель III кл. межхозяйственной пожарной части №1;

- с 24 сентября 2004 года по 31 декабря 2007 года - пожарный по охране с. Бессоновка в Государственном учреждении Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр».

Согласно записям в трудовой книжке Новиков С.Ю. работал:

- с 29 ноября 1993 года по 14 октября 1994 года - водитель III кл. межхозяйственной пожарной части №1;

- с 15 октября 1994 года по 27 октября 1994 года - пожарный ППЧ 54;

- с 28 октября 1994 года по 06 июля 1997 года - пожарный 23 ПЧ 6 отряда УГПС УВД по охране Бессоновского района;

- с 07 июля 1997 года по 10 декабря 1998 года - водитель 3 кл. в 23 ПЧ 6 отряда УГПС УВД по охране Бессоновского района;

- с 11 декабря 1998 года по 31 декабря 2007 года - пожарный по охране с. Бессоновка;

Управление государственной противопожарной службы реорганизовано в форме присоединения в Министерство по делам ГО и ЧС Пензенской области (свидетельство о госрегистрации серия от 24 сентября 2004 года); Министерство по делам ГО и ЧС Пензенской области переименовано в Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Пензенской области (Постановление Правительства Пензенской области № 681-пП от 02 августа 2005 года); Управление ЗН и ПБ Пензенской области реорганизовано в форме выделения из него Государственного учреждения Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр» (Постановление Правительства Пензенской области № 535-пП от 16 августа 2006 года);

- с 01 января 2008 года по 31 декабря 2008 года - <данные изъяты>;

- с 01 января 2009 года по 18 октября 2010 года - <данные изъяты>»;

- с 19 октября 2010 года по 31 марта 2016 года - <данные изъяты>;

- с 01 апреля 2016 года по 19 декабря 2018 года - <данные изъяты> (л.д.10-23).

Согласно справке ГБУ Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр», отдел пожарной охраны УВД переименован в противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД исполкома Пензенского областного совета народных депутатов (приказ начальника УВД исполкома Пензенского облсовета народных депутатов от 25 июня 1991 года № 537 «Об объявлении перечня изменений в штатах аппарата УВД»). Противопожарная и аварийно-спасательная служба УВД реорганизована в Управление Государственной противопожарной службы УВД (приказ начальника УВД исполкома Пензенского областного совета народных депутатов от 17 ноября 1993 № 951 «О реорганизации ПАСС УВД»). Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ передана в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с входящими в ее состав центральными и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями (приказ Президента РФ от 09 ноября 2001 №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»). Управление государственной противопожарной службы реорганизовано в форме присоединения к Министерству по делам ГОЧС Пензенской области (свидетельство государственной регистрации). Министерство по делам ГОЧС Пензенской области переименовано в Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Пензенской области (постановление Правительства Пензенской области от 02 августа 2005 года № 681-пП «О переименовании Министерства по делам ГОЧС Пензенской области»). Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Пензенской области реорганизовано в форме выделения из него Государственного учреждения Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр» (постановление Правительства Пензенской области от 16 августа 2006 года №535-пП).

Из справки, уточняющий особый характер работы, усматривается, что Новиков С.Ю. с 01 января 2008 года работал в должности пожарного 23 пожарной части 6 отряда ГПС МЧС России по Пензенской области. 6 отряд ГПС МЧС России по Пензенской области являлся структурным подразделением Государственного учреждения «Центр управления ГПС МЧС России по Пензенской области».

Из сообщения ГБУ Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр» следует, что Новиков С.Ю. был назначен на должность пожарного ППЧ-54 с 14 октября 1994 года на основании приказа №40 от 17 октября 1994 года. Новиков С.Ю. был переведен на должность пожарного 23 ПЧ УГПС УВД Пензенской области с 27 октября 1994 года на основании выписки из приложения №10 к приказу № 195 от 27 октября 1994 года. Новиков С.Ю. проработал в должности пожарного с 14 октября 1994 года по 06 июля 1997 года. Данный период работы относится к работам, предусмотренным п.18 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и составляет 02 года 08 месяцев 24 дня. Новиков С.Ю. был переведен на должность водителя с 07 июля 1997 года на основании приказа №38 от 08 июля 1997 года. Новиков С.Ю. проработал в должности водителя с 07 июля 1997 года по 10 декабря 1998 года. Данный период работы относится к работам, предусмотренным п.18 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и составляет 01 год 05 месяцев 04 дня. Новиков С.Ю. был переведен на должность пожарного с 11 декабря 1998 года на основании приказа №49 от 11 декабря 1998 года. Новиков С.Ю. проработал в должности пожарного с 11 декабря 1998 года по 31 декабря 2007 года. Период работы с 11 декабря 1998 года по 23 сентября 2004 года относится к работам, предусмотренным п.18 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и составляет 05 лет 09 месяцев 13 дней. Новиков С.Ю. - пожарный 23 ПЧ ГПС Пензенской области был уволен 31 декабря 2007 года по п.5 ст. 77 ТК РФ в порядке перевода в ГУ «Центр управления ГПС МЧС России по Пензенской области» на основании приказа ГУ «ППСЦ» от 29 декабря 2017 года № 208-к.

Из справки, выданной МКУ «МПО Бессоновского района Пензенской области», следует, что Новиков С.Ю. работал в Муниципальном казенном учреждении «Муниципальной пожарной охране Бессоновского района Пензенской области» с 29 ноября 1993 года по 24 октября 1994 года и его заработок для исчисления пенсии в соответствии со ст. 100-104 Закона РФ от 20 ноября 1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» составляет за 1994-1994 года 584 518 руб. Справка, уточняющая особый характер работы истца в указанный период, представлена не была.

Распоряжением главы администрации Бессоновского территориального органа государственного управления исполнительной власти Правительства Пензенской области № 457 от 09 сентября 1999 года реорганизован существующий межхозяйственный профессиональный пожарный отряд в муниципальную пожарную службу (МПС) при администрации Бессоновского района. В МПС включена пожарная часть №1 по охране с. Бессоновка.

Постановлением № 99 от 15 февраля 2011 года Муниципальная пожарная служба Бессоновского района переименована в муниципальное казенное учреждение «Муниципальная пожарная охрана Бессоновского района Пензенской области».

В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно ст.5 Федеральным закон от 22 августа 2004 N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» внесены изменения, согласно которым в государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя: структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; органы государственного пожарного надзора; пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения; подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения). Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Анализ выше изложенных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что тождественность в выполняемых истцом функциях после изменения статуса учреждения отсутствует.

Досрочное назначение пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, в отличие от работников противопожарной службы субъектов РФ, в которой в период с 24 сентября 2004 года по 31 декабря 2007 года служил истец, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.

Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, что прямо вытекает из статьи 18 Федерального закона «О пожарной безопасности», согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей.

Ранее действующий Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в пп. 18 п. 1 ст. 27 предусматривал, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

С 01 января 2015 года назначение гражданам пенсий органами Пенсионного фонда РФ производится на основании и в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно требований ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на дату обращения Новикова С.Ю. с заявлением о назначении пенсии - 19 декабря 2018 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу требований пп.18 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно требованиям ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном Списке поименован: водитель (шофер) автомобиля (пожарного) код 11442.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437, в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным данным Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что в силу требований пп.18 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, ранее Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.

Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по пп. 18 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», также как и по п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не обладают.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 552-0-0 от 5 февраля 2009 г.

Только законодатель вправе определять категории граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения. Суд такими полномочиями не обладает.

С учетом вышеизложенного, требование истца Новикова С.Ю. о включении в специальный стаж периода работы с 24 сентября 2004 года по 31 декабря 2007 года не подлежат удовлетворению, поскольку в указанный период истец работал в учреждениях противопожарной службы Пензенской области, которые не входили в структуру федеральной противопожарной службы.

Указание Новикова С.Ю. на то, что его трудовые функции, нагрузка, режим рабочего времени, характер работы и должностные обязанности в период с 24 сентября 2004 года по 31 декабря 2007 года относительно предыдущих периодов не изменились, не может служить основанием для включения указанного периода в специальный стаж истца, поскольку сотрудники противопожарной службы субъекта Российской Федерации, где в указанный период работал Новиков С.Ю., право на назначение пенсии по пп. 18 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеют.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.

В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Из приведенных нормативных положений следует, что характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Таким образом, поскольку документов, подтверждающих характер работы в период с 29 ноября 1993 года по 14 ноября 1994 года, истцом не представлено, требования истца о включении в специальный стаж указанного периода работы удовлетворению не подлежат. На основании показаний свидетелей характер льготной работы установлен быть не может.

При таких обстоятельствах, производные требования истца об отмене решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, признании права на получение досрочной пенсии и ее назначении также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          В удовлетворении исковых требований Новикова Сергея Юрьевича отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного текста судебного решения, которое изготовлено 13 мая 2019 года.

            Судья                                                                         Е.В. Гусарова

2-296/2019 ~ М-205/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Новиков Сергей Юрьевич
Ответчики
ГУ УПФР в Бессоновском районе (межрайонное)
Суд
Бессоновский районный суд Пензенской области
Судья
Гусарова Е.В.
Дело на странице суда
bessonsky--pnz.sudrf.ru
20.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2019Передача материалов судье
25.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2019Подготовка дела (собеседование)
01.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2019Судебное заседание
06.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2019Дело оформлено
17.06.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее