Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-33/2016 (2-819/2015;) ~ М-792/2015 от 02.12.2015

         Дело № 2-33/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2016 года г. Остров

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Коженковой Т.Г.,

с участием истца Васильевой Е.П и ее представителя Горбачевой Н.Г., действующей на основании доверенности от ***2015 года сроком действия 1 год,

при секретаре Корныльевой Т.С.

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Е.П., в лице представителя Горбачевой Н.Г., к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Васильева Е.П., в лице своего представителя Горбачевой Н.Г., обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Определением суда от ***.2016 года в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена внучка истицы Т. Т.И., зарегистрированная и проживающая в спорном жилом помещении с ***.2003 года по настоящее время.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что истица является нанимателем жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ***, предоставленной ей на основании ордера на жилое помещение № *** от ***.1999 года на состав семьи 2 человека, а именно: на нанимателя – Васильеву Е.П. и её супруга – Васильева Н.А. В настоящее время в спорной квартире истица зарегистрирована и проживает вместе с внучкой Т. Т.И., которая согласна на приватизацию спорного жилого помещения, однако от участия в приватизации квартиры отказывается. Ранее в приватизации жилья истица не участвовала, иного жилья в собственности не имеет. Желая приватизировать данное жилое помещение, истица обратилась с соответствующим заявлением в Министерство обороны РФ, затем, через своего представителя Горбачеву Н.Г., истица обратилась с соответствующими заявлениями в адрес остальных ответчиков - Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное отделение в г. Пскове ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Однако ответов на заявления истицы до настоящего времени не последовало. Учитывая изложенное, а также то, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, не находится в аварийном состоянии и на территории закрытого военного городка, просит признать за ней право собственности на занимаемое жилое помещением в порядке приватизации.

В судебном заседании истица и ее представитель заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Дополнительно представитель истца указала, что статус служебного жилья на момент предоставления и в последующем спорному жилому помещению в установленном законом порядке не присваивался. Пояснила, что ввиду пожара, произошедшего в квартире, предоставленной её супругу В. Н.А. на постоянной основе, истице и членам её семьи на условиях социального найма предоставлено спорное жилое помещение. На момент предоставления спорной квартиры истица не состояла в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ и не подлежала обеспечению служебным жилым помещением. Данное жилое помещение в силу Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» может являться объектом приватизации. Истица проживает в спорной квартире с момента ее предоставления и до настоящего времени. Ранее истица в приватизации жилья не участвовала. До настоящего времени ответов от ответчиков на заявления истицы о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения не поступило.

Представители ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации и Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причину своей неявки суду не сообщили, не просили рассмотреть дело без их участия, отзыв и возражения относительно заявленных истицей требований в суд не представили.

Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, будучи извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, не явился. Представил в адрес суда возражения относительно заявленных Васильевой Е.П. требований, в которых указал, что ФГКУ не является учреждением, в оперативном управлении которого находится спорное имущество и не обладает правом отчуждения жилья в собственность граждан в порядке приватизации, в связи с чем, полагает себя ненадлежащим ответчиком по делу и просит исключить из числа данных лиц. Также, по мнению представителя ответчика, из содержания Постановления Правительства РФ №42 от 26.01.2006 года и абз.8 п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что все жилые помещения, расположенные на территории закрытого военного городка, являются служебными, в связи с чем, истец не может проживать в спорной квартире на условиях договора социального найма, а квартира - являться объектом бесплатной приватизации.

Представитель ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени предварительного судебного заседания, не явился. В представленных суду возражениях относительно заявленных истицей Васильевой Е.П. требований указал, что истица проживает в служебном жилом помещении, в виду чего просил в удовлетворении исковых требований Васильевой Е.П. отказать. В отзыве также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Третье лицо – внучка истицы Т. Т.И. против удовлетворения заявленных требований не возражала, выразила согласие на приватизацию истицей спорного жилого помещения, от личного участия в которой отказалась в пользу бабушки. Представила в суд письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчиков и третьего лица.

Выслушав объяснения стороны истца и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь в собственности имущество.

Согласно статьи 2 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 года (в редакции от 25 февраля 2013 года) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закона №1541-1), граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального фонда, на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Из анализа указанной нормы права следует, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В соответствии со статьей 6 Закона РФ №1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно статьи 7 Закона РФ №1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу статьи 11 Закона №1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Судом установлено, что на основании ордера на жилое помещение № *** от ***1999 года Васильевой Е.П. на состав семьи два человека, а именно: на нанимателя – Васильеву Е.П. и её супруга – Васильева Н.А., предоставлена квартира № *** (л.д. 10).

Из архивной справки филиала «Псковский» ОАО «Славянка» № *** от ***2015 года и выписки из финансово-лицевого счета № *** от ***.2015 года следует, что в спорной квартире, принадлежащей Министерству обороны РФ, на основании ордера № *** от ***1999 года с ***1999 года зарегистрирована и постоянно проживает истица Васильева Е.П., а с ***.2003 года зарегистрирована и постоянно проживает внучка истицы – Т. Т.И., письменное согласие которой на приватизацию спорной квартиры удостоверено нотариусом, однако от участия в приватизации спорного жилого помещения она отказывается (л.д. 12-13, 56). Супруг истицы В. Н.А. был снят с регистрационного учета по данному адресу ***2011 года, дочь и внучка истицы Т. Е.Н. и С. С.И. снялись с регистрационного учета по данному адресу ***.2015 года, внучка истицы Т. Е.И. снялась с регистрационного учета по данному адресу ***.2015 года.

Из справки Отдела приватизации Администрации Островского района № *** от ***.2015 года (л.д. 23) следует, что истица ранее в приватизации жилых помещений не участвовала и приватизированного жилья не имеет. Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***.2015 года, а также справки ГП «Бюро технической инвентаризации» Псковской области от ***.2015 года № ***, истица в собственности приватизированных жилых помещений не имеет (л.д. 24, 25).

Материалами дела также подтверждается, что спорное жилое помещение не является муниципальной собственностью и не учитывается в реестре федерального имущества.

Согласно уведомления Островского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Псковской области от ***2015 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют зарегистрированные права, запреты и правопритязания в отношении спорной квартиры.

В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ №1871 от 17.12.2010 года ФГУ «Островская КЭЧ» реорганизована путем присоединения к ФГУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» МО РФ.

В связи с реорганизацией ФГУ «Островская КЭЧ» занимаемая истцами квартира, в составе прочего имущества, была передана по акту от 31 мая 2011 года на баланс ФГУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» МО РФ.

    Распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2012 года №422-р создано ФГКУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» МО РФ, путем изменения типа существующего ФГУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» МО РФ.

    Судом установлено, что на момент предоставления истице спорного жилого помещения оно не находилось на территории закрытого военного городка, в перечень которых Остров-3 Псковской области был включен Распоряжением Правительства РФ №752-р от 01 июня 2000 года и исключен из него Распоряжением Правительства РФ № 487-р от 17 апреля 2012 года.    Таким образом, как на момент предоставления квартиры, так и на момент обращения истца в суд с настоящим заявлением спорное жилое помещение не находилось и не находится на территории закрытого военного городка.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонд и не находится на территории закрытого военного городка.

Сведений о том, что занимаемое истцом жилое помещение находится в аварийном состоянии, состоит под арестом, запретом или иным обременением не имеется.

Суд принимает во внимание, что спорное жилое помещение было предоставлено Васильевой Е.П. в 1994 году, то есть до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, согласно статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года.

Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

В силу статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Однако доказательств, свидетельствующих о включении спорного жилого помещения в число служебных в установленном законом порядке на момент предоставления спорного жилого помещения Васильевой Е.П. в качестве служебного на определенный период, суду не представлено и судом в процессе рассмотрения дела добыто не было. Согласно ответа архивного отдела Администрации Островского района №*** от ***2015 года, в архивных фондах отсутствует решение исполнительного комитета о включении спорного жилого помещения в число служебных.

Из объяснений истицы и её представителя, копий страниц трудовой книжки Васильевой Е.П. и ордера на жилое помещение следует, что на момент предоставления жилого помещения истица не проходила военную службу, а также не относилась к числу персонала гражданских служащих Вооруженных Сил РФ, непосредственно связанных с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений. Таким образом, ей не могло быть предоставлено спорное жилое помещение в качестве служебного жилья. Суд также учитывает, что с момента предоставления и до настоящего времени наймодатель спорного жилого помещения с требованием об освобождении истицей указанной квартиры и её принудительном выселении не обращался.

Кроме того, из представленной истицей в суд копии ордера на спорное жилое помещение, заверенной печатью Обособленного подразделения «Псковский» ООО «ГУЖФ», видно, что исправления в ордере в виде зачеркнутого слова «служебное» были сделаны до изготовления представленной в суд копии, что свидетельствует о наличии подобных исправлений и в оригинале данного документа, находящемся в распоряжении Обособленного подразделения «Псковский» ООО «ГУЖФ». Таким образом, выданный истице ордер на спорное жилое помещение, оформленный на бланке ордера на служебное жилое помещение, ввиду имеющихся в нем исправлений, суд расценивает как ошибочно оформленный на данном бланке и при отсутствии иных доказательств включения спорной квартиры в число служебных жилых помещений, не считает безусловным доказательством включения спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд.

Суд также учитывает, что ордер в установленном законном порядке не оспорен и поэтому в силу статьи 51 Жилищного кодекса РСФСР подтверждает факт заключения договора социального найма жилого помещения.

На основании изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истица занимает спорную квартиру на условиях договора социального найма и в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» занимаемое ею жилое помещение может быть объектом приватизации.

В данном случае суд отвергает довод представителя ответчика – ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о том, что в закрытых военных городках могут предоставляться только служебные жилые помещения, поскольку на момент предоставления истцу спорной квартиры, жилое помещение не находилось на территории закрытого военного городка, а доказательств того, что после включения указанного военного городка в Перечень закрытых военных городков, жилищной фонд военного городка ***, в том числе спорное жилое помещение, был включен в число служебных помещений специализированного жилищного фонда, суду не представлено и судом в процессе судебного разбирательства добыто не было.

Как следует из Приказа Министерства обороны РФ от 18 ноября 2010 года №1550 распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилым помещением военнослужащих и граждан РФ, возлагается на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

    В силу пунктов 1, 2 Приказа Министерства обороны РФ №1455 от 03.11.2010 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ как уполномоченный орган Министерства обороны РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ – ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения. Согласно пункта 3 Приказа Министерства обороны РФ №1455 от 03.11.2010 года специализированные организации Министерства обороны РФ принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность граждан бесплатно по избранному ими постоянному месту жительства.

    Указанным федеральным государственным учреждениям приведенными выше нормативными актами предоставлены полномочия по согласованию предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность по договорам приватизации.

    Согласно Приложению №3 к Приказу Министерства обороны РФ от 27.08.2010 года №1135 на территории Псковской области функции по даче согласия на приватизацию жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ, осуществляет ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Согласно ст. 18 Закона №1541-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть предан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

    В соответствии со ст. 1 Закона №1541-1, приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

    С целью реализации права на бесплатную приватизацию и приобретение в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения истица обратилась в сентябре 2015 года через своего представителя Горбачеву Н.Г. в Министерство обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Департамент имущественных отношений МО РФ и территориальное отделение г. Псков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлениями о передаче ей в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения, ответов на которые до настоящего времени не последовало (л.д. 14-17).

Согласно положениям ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.

Вышеуказанное поведение ответчиков в виде бездействия по фактическому рассмотрению обращений заявителя по существу поставленного вопроса, суд относит к независящим от истицы причинам, которые создают для неё препятствие в реализации предоставленного статьей 35 Конституции Российской Федерации и Законом №1541-1 права на однократное приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения

Право истца приобрести в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения подтверждается совокупностью представленных суду доказательств, в связи с чем, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199, 320, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Васильевой Е.П., в лице представителя Горбачевой Н.Г., к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Васильевой Е.П., *** года рождения, уроженкой г. ***, право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, в порядке приватизации.

Установленное настоящим решением право собственности подлежит обязательной государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Островского городского суда         Т.Г. Коженкова

Решение не обжаловано и вступило в законную силу

2-33/2016 (2-819/2015;) ~ М-792/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильева Евгения Петровна
Ответчики
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ
Министерство обороны РФ
Департаментимущественных МО РФ
ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ
Другие
Горбачева Наталья Геннадьевна
Топтыгина Татьяна Ивановна
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Логинова О.А.
Дело на странице суда
ostrovsky--psk.sudrf.ru
02.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2015Передача материалов судье
04.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.01.2016Предварительное судебное заседание
10.02.2016Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее