Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3849/2013 ~ М-3199/2013 от 02.07.2013

Дело № 2-3849/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 сентября 2013 года г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:    

председательствующего судьи Адамановой Э.В.,    

при секретаре Честновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чесанова ФИО6, Чесановой ФИО7 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования на занимаемое жилое помещение на условиях социального найма,

Установил:

Чесанов ФИО8., Чесанова ФИО9. обратились в Щелковский городской суд Московской области с иском к Министерству обороны РФ о признании права пользования занимаемым жилым помещением на условиях социального найма. В обоснование требований истцы указали, что решением жилищной комиссии Монинского гарнизона от 29 марта 2001 года Чесанову ФИО10. распределена для постоянного проживания отдельная двухкомнатная <адрес> по адресу: <адрес> (далее по тексту спорная квартира). 03 августа 2002 года Чесанов ФИО11 уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет Чесанова ФИО12 на момент увольнения составляла 30 лет, что в совокупности с основанием увольнения с военной службы, давало ему право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, т.е. на условиях социального найма. Распоряжением заместителя Главы администрации Щелковского района № 277-р от 06 апреля 2001 года спорное жилое помещение в числе других было включено в категорию служебных. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года № 349-р внесены изменения в перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р) военный городок № 21/1 пос. Монино исключен из указанного перечня. В связи с этим истец обратился в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России и Департамент имущественных отношений Минобороны России с заявлениями о заключении с ним договора социального найма на занимаемое жилое помещение, однако ответ до настоящего времени не получил. Истцы полагают, что бездействие должностных лиц Минобороны РФ нарушает их права, в связи с чем, истцы просят суд признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма.

В судебном заседании представитель истцов ФИО4, действующий на основании доверенности (копия в деле), заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 14 декабря 1999 года № 229-О указал, что «…суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного жилого помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае».

Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем Постановлении № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» также отметил, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности служебным) решается в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Из изложенного следует, что статус жилого помещения не определяется видом договора или ордером на его занятие, жилое помещение может считаться отнесенным к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда только после того, как соответствующее решение принято уполномоченным на то органом, в соответствии с установленной действующим законодательством процедурой.

Таким образом, в случае несоблюдения порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к этому жилому помещению не может применяться правовой режим, предусмотренный для жилых помещений специализированного жилищного фонда.

То есть, к жилым помещениям, не отнесенным надлежащим образом к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений социального использования.

В данном случае, в отношении занимаемого истцом и его семьей жилого помещения установленный действующим законодательством порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду соблюден не был.

Из представленного в материалы дела копии акта ввода в эксплуатацию <адрес> следует, что указанный дом закончен строительством и принят в эксплуатацию в сентябре 2001 года.

Согласно ст. 219 Гражданского кодекса РФ строительство считается оконченным, и вновь созданное недвижимое имущество признается объектом права собственности с момента государственной регистрации.

Статья 25 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что право на объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Анализ законодательных норм позволяет сделать вывод о том, что указанное решение о включении спорного жилого помещения в число служебных могло быть принято только после приема дома, в котором оно находится, в эксплуатацию и государственной регистрации права собственности на него. До этого момента дом признается объектом незавершенного строительства и не является объектом жилищных прав.

Спорная квартира была включена в число служебных распоряжением заместителя Главы администрации Щелковского района № 277-р от 06 апреля 2001 года.

Однако из представленной в материалы дела копии акта приемки государственной приемочной комиссии следует, что дом, в котором расположена спорная квартира, закончен строительством и принят в эксплуатацию в сентябре 2001 года.

Таким образом, решение об отнесении указанного жилого помещения к числу служебных принято до того момента, когда оно юридически стало существовать как объект жилищных прав, т.е. в нарушение действовавшего законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно было быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как, исходя из представленного ответа о зарегистрированных правах на спорное жилое помещение следует, что никаких прав на данное жилое помещение не зарегистрировано. Поскольку спорная квартира установленным порядком не зарегистрирована в органах государственной регистрации в качестве служебной жилой площади, она не может быть признана служебной. Данные доводы подтверждаются судебной практикой, в частности надзорным определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июня 2006 года № 35-В06-12.

Анализ ст. 105 ЖК РСФСР также позволяет сделать вывод о том, что в решении о распределении служебного жилого помещения должно быть указанно на распределение его в качестве такового. Тогда как согласно выписки из протокола № 12 заседания жилищной комиссии Монинского гарнизона от 29 марта 2001 года не указано о распределении указанной квартиры в качестве служебной. Более того в имеющихся в материалах гражданского дела представлении к увольнению и листе беседы с военнослужащим, представляемым к увольнению указано, что Чесанов ФИО13. жилой площадью обеспечен по адресу: <адрес>. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Монинского гарнизона от 20 сентября 2001 года № 16. следует, что после предоставления истцу данного жилого помещения он был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, что также свидетельствует о предоставлении ему указанного жилья для постоянного проживания.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

На момент увольнения с военной службы Чесанов ФИО14. проживал в спорной квартире, и был в ней зарегистрирован с семьей.

На момент предоставления истцу спорной квартиры она располагалась на территории закрытого военного городка № 21/1 – пос. Монино. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей (ч. 1 п. 1 и п. 4 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»), однако, согласно п. 4 Разъяснения Главного квартирно-эскплуатационного управления Министерства обороны РФ № 147/3/4/26/4 от 05 января 2001 года включение военного городка в перечень «закрытых» не влекло за собой автоматически приобретения жилым фондом городка служебного статуса.

Согласно ч. 1 п. 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту заключившим контракт до 01 января 1998 года, по истечении пяти лет военной службы жилые помещения предоставляются на общих основаниях.

03 августа 2002 года Чесанов ФИО15. был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения с военной службы выслуга лет Чесанова ФИО16 составляла 30 лет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Чесанову ФИО17., как военнослужащему, имеющему соответствующую выслугу и право на обеспечение жилым помещением по установленным законом нормам, при увольнении с военной службы должно было предоставляться жилое помещение для постоянного проживания т.е. на условиях социального найма.

Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что порядок принятия решения об отнесении квартиры расположенной по адресу: <адрес>, к специализированному жилищному фонду соблюден не был, что в силу ст. 12 ГК РФ дает основание признать недействительным и не подлежащим применению распоряжение заместителя Главы администрации Щелковского района Московской области от 06 апреля 2001 года № 277-р в части касающейся отнесения квартиры расположенной по адресу: <адрес>, к разряду служебных.

При удовлетворении требований истцов, суд также учитывает то, что на основании Распоряжения Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 349-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752-р», п. Монино Щелковского района был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации. С момента увольнения истца с военной службы он более 10 лет проживает в указанной квартире, требования к нему об освобождении занимаемого жилого помещения никем не предъявлялись. В настоящее время Чесанов ФИО18. и члены его семьи не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилья в силу действия ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР действовавшего в период возникновения спорных правоотношений.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

Согласно положениям ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности могут возникать из судебных решений, их установивших.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

    Иск Чесанова ФИО19, Чесановой ФИО20 удовлетворить.

Признать за Чесановым ФИО22, Чесановой ФИО23 право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Щелковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Адаманова Э.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 31 октября 2013 года.

Судья Адаманова Э.В.

2-3849/2013 ~ М-3199/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чесанова Татьяна Николаевна
Чесанов Николай Вениаминович
Ответчики
Министерство обороны РФ
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Адаманова Элла Вячеславна
Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
02.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2013Передача материалов судье
03.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2013Подготовка дела (собеседование)
01.08.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.08.2013Предварительное судебное заседание
03.09.2013Судебное заседание
31.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2014Дело оформлено
17.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее