Производство № 2а-7075/2020
УИД 28RS0004-01-2020-009440-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 ноября 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием представителя административного истца администрации Благовещенского района Гурылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Благовещенского района об освобождении от взыскания взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Благовещенского района Амурской области обратилась в суд с данным заявлением, указав, что в специализированном отделении судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области находится исполнительное производство № 27674/19/28025-ИП, возбужденное на основании решения Благовещенского районного суда о возложении на администрацию Благовещенского района возложена обязанности по предоставлению Москвину В.П., *** г.р., жилого помещения в границах Благовещенского района Амурской области отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения. 23.09.2020 года в администрацию Благовещенского района поступило постановление о взыскании исполнительского сбора от 22.04.2020, в связи с тем, что исполнительный документ не был добровольно исполнен администрацией Благовещенского района в установленный срок. Между тем, администрация Благовещенского района неоднократно информировала судебного пристава-исполнителя, что в целях исполнения решения суда проводится ряд мероприятий по исполнению решения суда: направляются запросы о дополнительном финансировании на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья. Кроме этого, взыскателю Москвину В.П. неоднократно направлялись уведомления о предложении жилого помещения, на которые был дан устный отказ. Администрацией Благовещенского района принимаются все меры для исполнения решения суда. На основании изложенного, просит суд освободить администрацию Благовещенского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
В судебном заседании представитель администрации Благовещенского района Амурской области настаивала на удовлетворении заявленных требований п полном объеме.
В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела судье не поступало. При таких обстоятельствах, суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Федеральный закон № 229-ФЗ определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (ст. 1 Закона).
В соответствии со ст.2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. На основании части 8 статьи 30 указанного закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Согласно ч. 11 указанной статьи, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно п. п. 1 - 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 03.12.2019 года на основании исполнительного листа № ФС 022527445, выданного от 05.11.2019 года Благовещенским районным судом Амурской области по делу №2-591/2020 в отношении администрации Благовещенского района возбуждено исполнительное производство № 27674/19/28025-ИП, предмет исполнения – предоставить Москвину В. П., *** г.р., жилое помещение в границах Благовещенского района Амурской области отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановление о возбуждении исполнительного производство должником получено, что не оспаривается сторонами. В связи с неисполнением в добровольном порядке требований исполнительного документа, 22.04.2020 года судебным приставом-исполнителем Стефановой Н.А. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора с установлением нового срока исполнения решения суда.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от дата № 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (п. 74), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, регулируется Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03, исполнение решения суда, возможно за счет средств на реализацию передаваемых полномочии, переданных в виде субвенции в составе фонда компенсации областного бюджета.
Как подтверждается представленными материалами, должником в рамках исполнительного производства № 27674/19/28025-ИП принимались меры для исполнения требований исполнительного документа, в том числе Москвину В.П. 27.01.2020г и 25.03.2020г. были направлены уведомления о необходимости явки в администрацию Благовещенского района с целью заключить договор социального найма с целью проживания в предоставляемом жилом помещении на территории Благовещенского района.
01.03.2019 года, между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Благовещенского района заключено соглашение № 12 о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету Благовещенского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.1.2 указанного Соглашения, размер субвенции составляет 6910200 рублей, поскольку выделенных денежных средств оказалось недостаточно для исполнения полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, администрация Благовещенского района обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой о выделении дополнительных финансовых средств.
Дополнительными соглашениями от 02.07.2019 года №1, от 16.09.2019 года № 2, от 29.11.2019 № 3 бюджету Благовещенского района доведены дополнительные финансовые средства.
Согласно доведенным лимитам, администрацией Благовещенского района в 2019 году было приобретено 16 благоустроенных жилых помещений на территории Благовещенского района для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, что подтверждается выпиской из реестра собственности муниципального образования Благовещенский район, которые предоставлялись лицам из числа детей-сирот, согласно очередности. В 2020 году приобретено еще 16 квартир.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствие доказательств виновных действий со стороны должника в неисполнении в срок исполнительного документа, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника администрации Благовещенского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Стефановой Н.А. от 22.04.2020г. в рамках исполнительного производства № 27674/19/28025-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявленные администрацией Благовещенского района требования удовлетворить.
Освободить администрацию Благовещенского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Стефановой Н.А. от 22.04.2020г. в рамках исполнительного производства № 27674/19/28025.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Коршунова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2020 года.